Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 ноября 2013 г. РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N 3 (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по обучению (повышению квалификации) глав муниципальных образований Пермского края по теме "Управление и развитие муниципальных образований" (извещение N 0156200001013000005),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200001013000005 Министерством территориального развития Пермского края (далее - Заказчик) проводились торги на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по обучению (повышению квалификации) глав муниципальных образований Пермского края по теме "Управление и развитие муниципальных образований".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в торгах от 24.10.2013 г., подателю жалобы отказано в допуске к участию в торгах ввиду несоответствия заявки требованиям конкурсной документации (п.4 ч.1 ст.12 Закона о размещении заказов), поскольку заявка на участие в торгах оформлена с нарушением требований п/п 4 п.5 Раздела 7 документации о торгах (в составе заявки представлен "Меморандум о взаимопонимании", подтверждающий сотрудничество с образовательной организацией высшего образования в Федеративной Республике Германии, без перевода на русский язык).
Согласно ч.1 ст.20 Закона о размещении заказов, в целях настоящего Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Перечень требований, предъявляемый к составу заявки на участие в открытом конкурсе установлен в ст.25 Закона о размещении заказов.
Согласно пп. "г" п.1 ч.3 ст.25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в торгах должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа;
Требования к составу заявки установлены Заказчиком в п.2 Раздела 7 документации о торгах. Так, согласно п.п. п. п.2 Раздела 7 документации о торгах, заявка должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа (в случае размещения заказа на оказание услуг, если установлен критерий оценки заявок "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника открытого конкурса"):
- копия партнерского соглашения или иного документа о сотрудничестве с образовательной организацией высшего образования в Федеративной Республике Германии.
- копии документов, подтверждающих трудоустройство (приказ о приеме на работу или трудовой договор, или трудовая книжка и/или другие документы);
- копии документов, подтверждающих присвоение ученой степени, звания кандидата или доктора экономических или юридических наук.
При этом информация предоставляется в отношении специалистов непосредственно привлекаемых в ходе выполнения Контракта.
Отсутствие в составе заявки сведений и документов, предусмотренных, подпунктом 4 не является основанием для отказа в допуске участнику размещения заказа к участию в открытом конкурсе.
В соответствие с п.п.4 п.5 "Требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению" документации о торгах, Заявка на участие в открытом конкурсе, подготовленная участником размещения заказа, должна быть заполнена на русском языке. Отдельные документы (или их части), предоставленные участником размещения заказа в составе заявки на участие в открытом конкурсе, могут быть подготовлены на другом языке при условии, что к ним будет прилагаться точный перевод необходимых разделов на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия).
Удостоверение верности перевода с иностранного языка на русский язык осуществляется в соответствии со статьей 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года N 4462-1.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Главе 4 документации о торгах.
Так, одним из критериев является "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса".
Исходя из требований документации о торгах, документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса, не являются обязательными для представления в составе заявки, их отсутствие не является основанием для отказа в допуске к участию в торгах, данные документы являются предметом оценки.
Комиссией установлено, что в составе заявки на участие в торгах ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ" (лист 165) представлен документ, содержащий текст на иностранном языке, не сопровождающийся переводом на русский язык. При этом, согласно описи документов, входящих в состав заявки (во исполнение требований, обозначенных в п.п.1 п.4 Раздела 7 документации о торгах), данный документ отнесен подателем жалобы к документам, подтверждающим квалификацию участника размещения заказа.
Доказательств того, что спорный документ являлся обязательным в составе заявки, и, как следствие, его отсутствие являлось основанием для отказа в допуске к участию в торгах, представителем Конкурсной комиссии не представлено.
Более того, согласно документации о торгах, в подтверждение квалификации участника размещения заказа, участники торгов вправе приложить как копию партнерского соглашения, так и иного документа о сотрудничестве с образовательной организацией высшего образования в Федеративной Республике Германии, что и было сделано подателем жалобы, приложившим в подтверждение квалификации иной документ, а именно, меморандум о взаимопонимании, который, исходя из протокола рассмотрения заявок на участие в торгах, не смотря на то, что содержал текст на иностранном языке, был отнесен Конкурсной комиссией к документу, подтверждающему сотрудничество подателя жалобы с образовательной организацией (то есть являлся документом, подтверждающим квалификацию), однако, участнику размещения заказа было отказано в допуске к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст.12 Закона о размещении заказов, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:
1) непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ)
2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;
3) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.
Согласно ч.2 ст.12 Закона о размещении заказов, отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.
В соответствии с ч.1 ст. 27 Закона о размещении заказов Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 указанного закона.
При указанных выше обстоятельствах, в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение ч.2 ст.12, ч.1 ст.27 Закона о размещении заказов.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в торгах от 24.10.2013 г., НОЧУ ВПО "Уральский институт фондового рынка" допущено к участию в торгах.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении и заказов, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается Конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Частью 2 ст. 27 Закона о размещении заказов предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе Конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к качеству, техническим характеристикам услуг, требования к их безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика. Также пунктами 1 и 2 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов предусмотрено указание в конкурсной документации требований к описанию участниками размещения заказа оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с вышеуказанными нормами Закона о размещении заказов, в Разделе 7 конкурсной документации установлены следующие требования:
1. Участник размещения заказа должен представить предложение о качестве услуг в виде описания исполнения требований Главы V "Техническое задания (Спецификация)" по установленной форме 1.3.
2. Показатели, характеризующие работы, должны быть не ниже показателей, установленных в Главе V "Техническое задание (Спецификация)"
3. При описании условий и предложений участник размещения заказа должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не указано в Главе V "Техническое задание (Спецификация)".
В описании условий и предложений участник размещения заказа не должен допускать двусмысленных толкований.
В силу положений п.2 ч.3 ст.25 Закона о размещении заказа заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о качестве услуг и иные предложения об условиях исполнения муниципального контракта.
Из вышеуказанного следует, что участник открытого конкурса должен отразить конкретное описание оказываемых услуг в своей заявке, в частности в форме 1.3 конкурсной документации. В форме 1.3. указано, что предложение участника размещения заказа представляется в произвольной форме, в виде описания исполнения всех требований Главы 5 Техническое задание. Также указано, что все показатели, характеризующие услуги, установленные в Главе 5 Техническое задание, должны быть отражены в предложении участника размещения заказа.
Так, в Главе 5 Техническое задание документации о торгах, Заказчиком, в том числе, установлен срок (период) оказания услуг - не менее 20 дней и не более 40 дней с даты заключения государственного контракта.
В ходе изучения заявки НОЧУ ВПО "Уральский институт фондового рынка" Комиссия установила, что в форме 1.3 указано, что участник размещения заказа планирует оказать услуги, срок оказания которых: не менее 20 дней и не более 40 дней с даты заключения государственного контракта (п.1.2). В данной форме в п.6.1 указано, что срок оказания услуг - 20 (двадцать) календарных дней с момента подписания контракта.
При указанных обстоятельствах заявка НОЧУ ВПО "Уральский институт фондового рынка" не соответствует требованиям, установленным в конкурсной документации, поскольку указание предложения о сроке таким образом свидетельствует об отсутствии в заявке предложения о сроках (периодах) оказания услуг.
Таким образом, в действиях Конкурсной комиссии, допустившей к участию в торгах НОЧУ ВПО "Уральский институт фондового рынка", имеется нарушение ч.1 и ч.2 ст.27 Закона о размещении заказов.
В действиях членов Конкурсной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, либо нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо нарушение членом аукционной или единой комиссии порядка проведения аукциона - влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.4 ст.9 Закона о размещении заказов, заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 указанного Федерального закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
Комиссия отмечает, что на момент рассмотрения жалобы Заказчиком с НОЧУ ВПО "Уральский институт фондового рынка" заключен государственный контракт.
В действиях должностных лиц Заказчика, заключившего контракт 05.11.2013 г., несмотря на то, что 01.11.2013 г. Пермским УФАС России в адрес Заказчика было направлено уведомление, содержащее, в том числе, требование о приостановлении размещения заказа в части подписания контракта, имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ" на действия Единой комиссии N 3 при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по обучению (повышению квалификации) глав муниципальных образований Пермского края по теме "Управление и развитие муниципальных образований" (извещение N 0156200001013000005) обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии N 3 выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.2 ст.12 Закона о размещении заказов.
3.Признать в действиях Единой комиссии N 3 выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.1 ст.27 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях Единой комиссии N 3 выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.2 ст.27 Закона о размещении заказов.
5. Предписание не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
6. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Единой комиссии N 3, должностных лиц Министерства территориального развития Пермского края к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 ноября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2013