Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 апреля 2017 г. N 2-57-3304/77-17 1. Администрация поселения Московский
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей Администрации поселения Московский: Е.А. Иванчикова, С.И. Скопинцева, А.Б. Тихонова,
при участии представителя ООО "Полтекс": И.В. Арищенкова,
рассмотрев жалобу ООО "Полтекс" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству бульвара 1 и прилегающей территории, расположенной по адресу: г.Москва, г. Московский, мкр.1 (Закупка N 0148300014517000016) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 31.03.2017 N МГ/15026 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Песок для строительных работ" установлены требования к характеристикам "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках";
- в п. "Битумы нефтяные дорожные вязкие" установлены требования к характеристикам "Температура размягчения по кольцу и шару", "Растяжимость при 25 °С", "Глубина проникания иглы при 0°С", "Растяжимость при 0 °С", "Глубина проникания иглы при 25°С";
- в п. "Камни бортовые прямые рядовые" установлены требования к характеристикам "Закругление нелицевых граней радиусом До 15", "Закругление лицевых граней радиусом не более 5";
- в п. "Катанка из углеродистой стали обыкновенного качества" установлены требования к характеристикам "Предельные отклонения при точности прокатки", "Относительное сужение поперечного сечения после разрыва";
- в п. "Арматурная сталь" установлено требование к характеристике "Относительное удлинение";
- в п. "Битумы нефтяные дорожные жидкие" установлены требования к характеристикам "Температура вспышки, определяемая в открытом тигле", "Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя", "Количество испарившегося разжижителя", "Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С";
- в п. "Щебень из изверженных горных пород" установлены требования к характеристикам "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Содержание зерен слабых пород";
- в п. "Цемент общестроительного назначения" установлены требования к характеристикам "Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток", "Предел прочности при сжатии в возрасте 3 суток", "Предел прочности при изгибе в возрасте 3 суток", "Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток";
- в п. "Эмаль ХВ-785" установлены требования к характеристикам "Условная вязкость эмали по вискозиметру типа ВЗ- 246 (или ВЗ-4) при температуре (20,00,5) °С", "Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А)", "Массовая доля нелетучих веществ", "Адгезия пленки", "Укрывистость высушенной эмали", "Степень перетира";
- в п. "Краски масляные (сурик железный)" установлены требования к характеристикам "Укрывистость невысушенной пленки краски", "Массовая доля пленкообразующего вещества", "Степень перетира", "Массовая доля летучих веществ";
- в п. в п. "Битумные эмульсии дорожные" установлены требования к характеристикам "Растяжимость при 25 °С", "Содержание вяжущего с эмульгатором", "Глубина проникания иглы при 0 °С", "Температура размягчения по кольцу и шару", "Условная вязкость при 20 °С", "Глубина проникания иглы при 25 °С", "Растяжимость при 0 °С";
- в п. в п. "Смеси бетонные" установлены требования к характеристикам "Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе", "Расслаиваемость бетонной смеси по раствороотделению", "Осадка конуса", "Расплыв конуса", "Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси", "Водопоглощение крупного заполнителя", "Расслаиваемость бетонной смеси по водоотделению";
- в п. "Олифа натуральная" установлены требования к характеристикам "Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при (20_2)°С", "Кислотное число", "Отстой", "Плотность", "Массовая доля золы", "Йодное число", "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4)";
- в п. "Краски масляные" установлены требования к характеристикам "Степень перетира", "Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С", "Массовая доля пленкообразующего вещества", "Укрывистость
- невысушенной пленки красок", "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0_0,5) °С", "Введение наполнителя пигментной части", "Массовая доля летучего вещества";
- в п. "Электроды" установлены требования к характеристикам "Временное сопротивление разрыву", "Ударная вязкость", "Относительное удлинение";
- в п. "Битумы нефтяные дорожные жидкие" установлены требования к характеристикам "Класс густеющие со средней скоростью; медленногустеющие", "Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С", "Температура вспышки, определяемая в открытом тигле", "Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя", "Количество испарившегося разжижителя";
- в п. "Сталь тонколистовая оцинкованная высшей категории качества" установлены требования к характеристикам "Толщина покрытия", "Временное сопротивление по разрыву", "Предел текучести", "Относительное удлинение", "Разнотолщинность покрытия";
- в п. "Битумные эмульсии дорожные" установлены требования к характеристикам "Растяжимость при 25 °С", "Глубина проникания иглы при 25 °С", "Температура размягчения по кольцу и шару", "Глубина проникания иглы при 0°С", "Содержание вяжущего с эмульгатором", "Растяжимость при 0 °С", "Условная вязкость при 20 °С";
- в п. "Песок для дорожных работ" установлены требования к характеристикам "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Допустимое содержание зерен крупностью менее 0,16 мм", "Полный остаток на сите с сеткой N 063", "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Допустимое содержание зерен крупностью св. 10 мм";
- в п. "Материалы для дорожной разметки автомобильных дорог" установлены требования к характеристикам "Коэффициент яркости", "Плотность", "Степень перетира", "Адгезия", "Время высыхания до степени 3", "Массовая доля нелетучих веществ", "Условная вязкость";
- в п. "Смеси асфальтобетонные горячие плотные (асфальтобетон)" установлено требование к характеристике "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре О °С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов";
- в п. "Растворы строительные штукатурные" установлено требование к характеристике "Подвижность погружения конуса";
- в п. "Растворы строительные кладочные" установлены требования к характеристикам "Содержание золы-уноса", "Содержание глинистых частиц размером", "Водоудерживающая способность".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 8 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчик ане принималось решений об отклонении заявок от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99, поскольку работы, предусмотренные техническим заданием не относятся к выполнению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Установлено, что согласно Извещению о проведении закупки Заказчиком выбран коды ОКПД2 42.99.29.000 "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки" при этом начальная (максимальная) цена контракта закупки составляет 60 111 356,09 рублей.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, так как выполняются требования Постановления Правительства Российской Федерации N99 в части выбора кода ОКПД 2 и суммы НМЦК.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полтекс" на действия Администрации поселения Московский обоснованной в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 апреля 2017 г. N 2-57-3304/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017