Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 апреля 2017 г. N 03/КА ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Резолютивная часть объявлена 13.04.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.04.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Мальцева Л.И. по доверенности N328 от 05.07.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Семенова А. И. (далее - Заявитель) от 06.04.2017 N566-ж на действия (бездействие) Заказчика - Администрация города Сургута при проведении электронного аукциона, предметом которого является изготовление и прокат видеороликов социальной рекламы на каналах телевизионного вещания города Сургута (извещение N 0187300006517000038) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Заказчика, в части объединения в один аукцион (закупку) различные и разнородные виды работ (услуг).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является изготовление и прокат видеороликов социальной рекламы на каналах телевизионного вещания города Сургута (извещение N 0187300006517000038) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.03.2017.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Разделе II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" на изготовление и прокат видеороликов социальной рекламы на каналах телевизионного вещания города Сургута телевидения Заказчиком установлено следующее:
Объем оказания услуг:
- изготовление двух видеороликов (безопасность на воде, противопожарная безопасность);
- исполнитель согласовывает готовые видеоролики с заказчиком не позднее 3 календарных дней до начала проката;
- хронометраж видеороликов - не менее 15 секунд каждый;
- общее количество прокатов 2 видеороликов в течение 60 календарных дней - 180 раз;
- периодичность выхода в эфир одного видеоролика - ежедневно, 3 раза в день в течение 30 календарных дней.
- количество видеороликов -2 (по 1 каждого наименования);
- период проката видеороликов:
"Противопожарная безопасность" - с 15.05. 2017 г. по 13.06. 2017 г.;
"Безопасность на воде" - с 14.06.2017 г. по 13.07.2017 г.
Таким образом, услуги по муниципальному контракту составляют комплекс услуг, каждый из элементов которых обуславливает последующие и каждый из которых является продолжением предыдущих, что в совокупности направлено на единый результат.
Исходя из целей и принципов контрактной системы в сфере закупок, основной задачей законодательства является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько определение поставщика (подрядчика, исполнителя), исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения злоупотребления в данной сфере.
В ходе подготовки к проведению закупки тех или иных видов товаров, работ, услуг заказчик самостоятельно определяет предмет закупки с учетом требований действующего законодательства исходя из собственных нужд и принципов разумной целесообразности.
Включение в состав одного лота услуг изготовлению и прокату видеороликов, в данном случае, обусловлено необходимостью обеспечить полный комплекс оказания этих услуг в рамках одного контракта.
Принимая во внимание, что все участники аукциона, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг, могут самостоятельно расширять свою область деятельности (в данном случае как изготавливать, так и осуществлять прокат) выбор заказчиком лица, обладающего более широким спектром оказания видов услуг, соответствует целям исполнения контракта, при этом объединение в один лот указанных услуг позволит обеспечить их качественное выполнение и осуществление надлежащего контроля со стороны заказчика, а также эффективно и рационально использовать бюджетные средства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, из описания закупки и пояснений представителя Заказчика следует, что прокат видеороликов участник закупки может осуществить как лично, так и с привлечением субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" телевизионное вещание и радиовещание подлежит лицензированию.
В части 1 статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закона N 2124-1) указано, что телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
Частями 4 - 9 статьи 31 Закона N 2124-1 предусмотрено следующее:
3. Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
4. Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.
5. Выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона).
6. Форма, порядок и условия проведения торгов (конкурса, аукциона), порядок взимания единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Сведения об используемых радиочастотах, о позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (распространение нескольких телеканалов и радиоканалов с использованием одной радиочастоты), параметрах спутникового вещания вносятся лицензирующим органом в лицензию вещателя, а в случаях проведения торгов (конкурса, аукциона) в лицензию вещателя - победителя торгов в порядке, установленном статьей 31.4 настоящего Закона. Одновременно с указанными сведениями в лицензию вещателя - победителя торгов также вносится заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона) программная концепция вещания.
8. В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:
1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;
3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);
4) территория распространения телеканала или радиоканала;
5) объем вещания (в часах);
6) дата начала вещания;
7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона;
8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;
9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.
9. Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также:
1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);
2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание;
3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьей 31.9 настоящего Закона.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" утверждено "Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения установлены лицензионные требованиями, предъявляемые к соискателю лицензии на телевизионное вещание и радиовещание (далее - лицензия):
а) наличие у соискателя лицензии статуса редакции планируемого к распространению соискателем лицензии телеканала или радиоканала, подтверждаемого уставом редакции, - в случае, предусмотренном частью третьей статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";
б) наличие у соискателя лицензии договора с редакцией планируемого к распространению соискателем лицензии телеканала или радиоканала - в случае, предусмотренном частью четвертой статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";
в) соответствие планируемого к распространению соискателем лицензии телеканала или радиоканала ограничениям, связанным с его учреждением, предусмотренным частями первой и третьей статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", а также требованиям, установленным частью второй статьи 54 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";
г) соответствие соискателя лицензии ограничениям, связанным с его учреждением, предусмотренным частями второй и третьей статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Пунктом 4 Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату, в том числе вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания; выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона); наличие договора с оператором связи, осуществляющим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, определенным в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона "О связи", - для лицензиатов - вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, радиоканалов.
В силу части 1 и части 2 статья 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и (или) присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В полосах радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения и преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения, а в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется государственной комиссией по радиочастотам с учетом заключений о возможности такого выделения, представленных членами государственной комиссии по радиочастотам.
Предоставленное в соответствии с настоящей статьей право на использование полос радиочастот не может быть передано одним пользователем радиочастотным спектром другому пользователю без решения государственной комиссии по радиочастотам или предоставившего это право органа.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2012 N 25 "О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены Правила выделения конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания, согласно которым для выделения конкретных радиочастот заявитель представляет в Службу по форме, установленной Службой, заявление о выделении конкретных радиочастот, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом.
Из вышеуказанных положений следует, что вещатель вправе осуществлять свою деятельность в соответствии с лицензией на вещание в определенных среде или средах вещания. При этом для осуществления вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) необходимо выделение конкретных радиочастот, сведения о которых должно быть отображено в лицензии на вещание. Отсутствие таких сведений, подтверждает факт отсутствия разрешительных документов на осуществление наземного эфирного вещания.
В пункте 3.3.8. проекта контракта и в техническом задании указано, что услуги по трансляции видеоролика оказывать на телеканалах имеющих лицензию на телевизионное вещание и свидетельство о регистрации средства массовой информации.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Управления было установлено, что в аукционной документации не установлены требования к документам, подтверждающим соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно требование о наличии в заявке участника закупки копии лицензии на осуществление телевизионного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки. Первичным из данных требований является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части неустановления в аукционной документации требования о наличии в заявке участника закупки копии лицензии на осуществление телевизионного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, поскольку данный вид деятельности является лицензируемым.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в аукционной документации не установлены, что означает, отсутствие каких либо ограничений по привлечению субподряда.
Таким образом, предоставление участником в составе второй части заявки договора с иным лицом при условии наличия у данного лица необходимой лицензии, не является основанием признания заявки такого участника несоответствующим требованиям аукционной документации.
Закон о контрактной системе, аукционная документация, а также проект государственного контракта не содержит прямого запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного кон тракта.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации. Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2017 N0187300006517000038-3 ООО Телерадиокомпания "Север" признано победителем электронного аукциона. В второй части заявки данного участника содержится соответствующая и необходимая для осуществления проката видеороликов социальной рекламы на каналах телевизионного вещания города Сургута лицензия.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку данные нарушения не повлияли на результаты торгов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу Семенова А. И. от 06.04.2017 N566-ж на действия (бездействие) Заказчика - Администрация города Сургута, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок Администрации города Сургута при проведении электронного аукциона, предметом которого является изготовление и прокат видеороликов социальной рекламы на каналах телевизионного вещания города Сургута (извещение N 0187300006517000038) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрация города Сургута нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 апреля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017