Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 14 апреля 2017 г. N К-28/17 ООО "Перспектива"
Резолютивная часть оглашена 14.04.2017 г.
Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - заместителя руководителя Управления Женетля А.Ш., членов Комиссии УФАС: главного специалиста эксперта Управления - Вдовиной О.Ю., ведущих специалистов - экспертов Кушховой С.М. и Хачемизовой З.К., в присутствии представителя: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская клиническаябольница" (далее -Заказчик, ГБУЗ РА "АРКБ") -Тугуз З.А.(доверенность от 14.04.2017 года), Уполномоченного органа - Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) - Гусарук З.А. (доверенность от 08.11.2016 года), рассмотрев жалобу Заявителя - ООО "Перспектива" на действия Заказчика - ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая больница" при проведении электронного аукциона N0176200005517000258 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Пристройка диагностического центра к хирургическому корпусу Государственному бюджетному учреждения здравоохранения Республики Адыгея Адыгейская республиканская клиническая больница(далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 07.04.2017 года (входящий номер 948) поступила жалоба на положения аукционной документации от заявителя ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении Аукциона.
1.В жалобе Заявитель указывает, что в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчиком в пункте N244в требованиях к техническим характеристикам основных материалов не указаны единицы измерения, в пунктах N140, N146 и N322 Заказчиком установленытребования к габаритным размерам товаров без указания, какая из величин является длиной, шириной или высотой, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2.Заявитель также указывает, что в нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком в пункте 24 Информационной карте не указано, к какой именно группе работ (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
По мнению Заявителя, Заказчик некорректно устанавливает дополнительные требования к участникам закупки.
3.Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 95 Закона о закупках в Проекте контракта установлено условие контракта о продлении срока исполнения обязательств, при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
На основании изложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу в установленный законодательством срок, признать обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась.
Заказчиком 14.04.2017 года представлено Возражение на жалобу Заявителя, в котором указано, что при формировании технического задания и описания объекта закупки Заказчик руководствовался действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок. При описании товаров в пунктах N140, N146 и N322 Заказчиком установленытребования к габаритным размерам товаров без указания, какая из величин является длиной, шириной или высотой, в связи с тем, что при установке указанных выше пунктах товаров имеется возможность их установки в любом положении. Кроме того, указанные приборы в пунктах N140, N146 и N322 могут выпускаться разными производителями с разными наименованиями величин габаритных размеров.
В Возражении указано, что во исполнение требований частей 2 и 4 статьи 31 Закона о закупках, в пункте 24 Информационной карты Заказчиком указаны дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ.
При этом, в подпункте 3 пункта 25 Информационной карты Заказчиком установлено:"документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона 15.04.2013 N 44-ФЗ: копия действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданное саморегулируемой организацией, со следующими видами предусмотренными в ней работ (Стоимость планируемых участником аукциона строительных работ по данному аукциону не должна превышать размер стоимости осуществления участником закупки организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства по одному договору, в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"): 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Представитель Заказчика отметила, что исходя с вышеуказанного пункта объект закупки относится к работам капитального строительства, следовательно, дополнительным требованиям к участникам закупки является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по капитальному строительству за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя Заказчика, Комиссия УФАС установила следующее.
Уполномоченным органом 25.03.2017 года в единой информационной системе на Официальном для размещения закупок zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение и документация Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта: 322 820 290 руб. 00 коп.
Источник финансирования: республиканский бюджет Республики Адыгея.
Документация утверждена главным врачом ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая больница" Чеужевой Н.С.
Идентификационный код закупки: 172010502596501050100100260014120407.
Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.04.2017 года на основании части 16 статьи 66 Закона о закупках Аукцион признан несостоявшимся.
Участник закупки ООО "МАРК-Сервис" с номером заявки 1 признан соответствующим требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и документации об Аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией УФАС установлено, что в пункте 244 Приложения N1 в требованиях к техническимхарактеристикам основных материалов указано: "Размер (ДхШхВ) Не более 855х405х72", при этом не указаны единицы измерения товара.
Вместе с тем, в абзаце 7 Инструкции по заполнению первой части заявки документации Аукциона установлено следующее:
"В случае, если Заказчиком единицы измерения размеров не указаны считать, что они указаны в миллиметрах, если не указаны единицы измерения температуры, считать, что они установлены в градусах Цельсия, если не указаны единицы измерения веса (массы), считать, что они установлены в килограммах".
Кроме того, вПриложении N1 в требованиях к техническимхарактеристикам основных материалов, в пунктах N140, N146,N322установлены требования к габаритным размерам товаров (материалов), а именно: в пункте N140 "Габаритные размеры, не более: 684320 мм", в пункте N146 "габаритные размеры не более 295х215х158 мм" и в пункте N322 "Габариты, мм не более 483х430х190".
Комиссией УФАС установлено, Заказчиком в вышеуказанных пунктах, не указаны какая из величин является длиной, шириной или высотой.
При этом, в ходе рассмотрения довода жалобы Заявителя установлено, что на сайтах большинства производителей товаров (приборов)указанных Заказчиком в пунктах N140, N146, N322 Приложения N1 к документации Аукциона габаритные размеры приводятся без указания какая из величин является длиной, шириной, высотой и т.д.
Также установлено, что Заказчику было важно, чтобы габаритные размеры не превышали указанных характеристик, в связи, с чем не были указаны наименования величин габаритных размеров.
Комиссия УФАС обращает внимание на то обстоятельство, что Закон о закупках предоставляет право Заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия УФАС признает доводы жалобы Заявителя в части нарушения Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках выразившееся в не указании единицы измерения, а также в неустановлениитребования к габаритным размерам товаров (материалов, приборов) без указания величин необоснованной.
2.Согласно части 3 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями и дополнениями) (далее - Постановление Правительства РФ)Правительство Российской Федерации постановляет установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N1.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 Приложения N1 кПостановлениюПравительства РФ дополнительным требованием к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно сноске указанной в Постановлении Правительства РФ требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком в пункте 24 Информационной карты документации Аукциона дополнительные требования к участникам закупки установлены, при этом, не указывает, к какой именно группе строительных работ из двух перечисленных выше (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) требуется наличие опыта исполнения контракта, на выполнение которых заключается контракт.
Таким образом, Заказчик некорректно устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, в нарушениечасти 3 статьи 64 Закона о закупках, следовательно, довод жалобы Заявителя в данной части обоснован.
3.В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о закупках к документации об Аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 95 Закона о закупках установлено, чтоизменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N14-ФЗ при наступлении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создают невозможность ее завершения в срок, исполнение контракта подлежит приостановке.
Заказчиком в Проекте контракта указано следующее:
"16.3. Сторона, у которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, обязана в течение 5 дней письменно информировать другую Сторону о случившемся и его причинах.
16.4. Если, по мнению Сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий".
Комиссия УФАС отмечает, что направление Подрядчиком информации о сложностях, возникающих при исполнении государственного контракта и влекущих невозможность его выполнения в срок по причинам, не зависящим от Подрядчика, не может повлечь продления сроков исполнения обязательств по Контракту, поскольку такой возможности Законом о закупках не предусмотрено.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся нарушение части 1 статьи 95 Закона о закупках, в связи с чем довод жалобы Заявителя в данной части является обоснованным.
В ходе внеплановой проверки Комиссией УФАС установлено, что в Проекте контракта документации Аукциона Заказчиком допущены технические ошибки, а именно пункты 16 и 18 Проекта контракта по своему содержанию одинаковы.
Комиссией УФАС установлено, что выявленные в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 64, части 1 статьи 95 Закона о закупках (в том числе допущенная техническая ошибка), не повлияли на результаты проведения процедуры Аукциона.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая больница" нарушения: части 3 статьи 64, части 1 статьи 95 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику - ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая больница", Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона о закупках, при заключении контракта.
4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела NК-28/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ______________ А.Ш.Женетль
Члены Комиссии: ______________ О.Ю.Вдовина
______________ С.М.Кушхова
______________ З.К. Хачемизова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 14 апреля 2017 г. N К-28/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2017