Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 апреля 2017 г. N 04-01/113-2017 Заявитель:
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Члены Комиссии:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "ФК Сатиком" (г. Оренбург) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦРБ" (ИНН: 8905018707) при проведении осуществлении закупки на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0190200000317002595),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "ФК Сатиком" на положения аукционной документации "Поставка лекарственных препаратов".
Заказчик - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ".
Уполномоченный орган - Департамент государственного заказа ЯНАО.
Начальная (максимальная) цена контракта - 577 379,00 рублей.
По мнению Заявителя, Аукционная документация разработана и утверждена с нарушениями Закона о контрактной системе.
В техническом задании при описании объекта закупки, Заказчик установил требование к товару, указывающее на единственного производителя товара - Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко., Лтд., что противоречит требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, доводы Заявителя, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно информации размещенной в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.03.2017 г. 13:40 Уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0190200000317002595).
На участие в электронном аукционе подано 5 заявок.
Из 5 поданных заявок - 3 заявки отклонены как несоответствующие, 2 заявки допущены для участия в аукционе.
Согласно положениям аукционной документации в техническом задании, Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики), а именно МНН (международное непатентованное наименование лекарственных средств) - Цефоперазон+Сульбактам; технические характеристики - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5г+1,5г - флакон (1); единица измерения - уп.; количество - 1100.
Заявитель указывает, что по совокупности установленных Заказчиком требованиям МНН Цефоперазон + Сульбактам с дозировкой "1,5 г + 1,5 г" соответствует единственный производитель товара лекарственный препарат торгового наименования Сульмаграф, производства "Сучжоу Данрайс Ко., Лтд" Китай (РУ N ЛП-000972).
Комиссией при рассмотрении материалов жалобы установлено следующее.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно представленным возражениям Заказчика.
Заказчик доводы, приведенные в жалобе считает необоснованными в силу следующего.
Объектом закупки является поставка лекарственных препаратов.
В независимости от наличия (отсутствия) классификаторов форм и способов применения лекарственных препаратов заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться положениями федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При формировании требований, предъявляемых к товару и устанавливаемых при описании объекта закупки, Заказчик вправе учитывать собственные потребности, которые необходимы для осуществления его полномочий и позволяют выполнять функции учреждения в рамках государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Заказчик обязан указывать в аукционной документации такие требования, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и являются для него существенными.
Закупка лекарственного препарата: МНН Цефоперазон+[сульбактам] выделена в отдельный лот, что позволяет Заказчику в техническом задании устанавливать важнейшие и терапевтические значимые характеристики.
В Техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены требования к товару: МНН Цефоперазон+[сульбактам], порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5 г + 1,5 г - флаконы.
Заказчик установил терапевтически значимые и необходимые ему характеристики исходя из потребностей стационара.
Согласно официальной инструкции препарата ТН: "Сульмаграф", увеличенная дозировка 3г позволяет достичь концентрации действующего вещества в брюшной полости, кишечнике, печени, желчи, поджелудочной железе, превышающей соответствующие показатели по препаратам с меньшей дозировкой (1г+1г, 0,5г+0,5г), что гарантированно подавляет основные возбудители хирургических инфекций и позволяет применять препарат в случаях осложнённых инфекций органов брюшной полости, что подтверждается инструкцией производителя. Данная характеристика позволяет применять препарат с такой дозировкой в режиме эмпирической монотерапии при перитоните, гнойном холангите и холецистите, абсцессах брюшной полости и печени, инфицированном панкреонекрозе, сепсисе.
Относительно применения лекарственного препарата "Сульмаграфа 1,5 г + 1,5 г" дозировкой 8г Заказчик поясняет следующее.
В связи с тем, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, следовательно, при установлении конкретных требований к предмету торгов при размещении государственных заказов на поставку лекарственных средств, приоритетным должно быть достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций. При этом, размещая заказ на закупку МНН Цефоперазон+[сульбактам] в дозировке 1,5 г+1,5 г, Заказчик не ограничивал количество участников размещения заказа согласно Закону о контрактной системе.
Согласно официальной инструкции препарата ТН: "Сульмаграф", увеличенная дозировка 3г позволяет достичь концентрации действующего вещества в брюшной полости, кишечнике, печени, желчи, поджелудочной железе, превышающей соответствующие показатели по препаратам с меньшей дозировкой (1г+1г, 0,5г+0,5г), что гарантированно подавляет основные возбудители хирургических инфекций и позволяет применять препарат в случаях осложнённых инфекций органов брюшной полости, что подтверждается инструкцией производителя. Данная характеристика позволяет применять препарат с такой дозировкой в режиме эмпирической монотерапии при перитоните, гнойном холангите и холецистите, абсцессах брюшной полости и печени, инфицированном панкреонекрозе, сепсисе.
Заявитель предоставляет сведения о суточной дозе препарата, составляющей 2-4 г в сутки, при этом также указывает, что: "при тяжелых инфекциях суточная доза может быть увеличена до 8г". При этом у Заявителя возникает вопрос о получении дозы 8г при применении препаратаСульмаграф 1,5г+1,5г
Согласно данным официальной инструкции лекарственного препарата ТН: Сульмаграф, максимальная суточная доза устанавливается в диапазоне до 8г. Таким образом, данный препарат может применяться в дозах менее 8г. Как правило, в случае осложненных инфекций требуется двукратное введение препарата в дозе 3г, что в сутки составляет 6г. Суточные дозы должны устанавливаться в зависимости от типа и тяжести инфекции и состояния пациента и строго на усмотрение врача. Устанавливаемые дозы лекарственного препарата зависят от многих факторов, в том числе: возраста, веса, показателя клиренса креатинина при хронической почечной недостаточности (ХПН), наличие в анамнезе сопутствующих заболеваний и т.п.
Приготовление готовой лекарственной формы происходит в два этапа: начальное разведение вещества во флаконе 6,7 мл растворителя и далее дополнение, тем же растворителем, до 20 мл в шприце.
Ни в одной инструкции не содержится возможность дробного (более частого) введения препарата. Использование иных дозировок лекарственных препаратов приведет к увеличению инъекций до 6-8 уколов в день (при использовании дозировки исходного препарата во флаконе 0,5г+0,5г) или 3 укола (при дозировке 1г+1г), что не предусмотрено инструкциями производителей, и будет нецелесообразным (т.к. приводит к увеличению затрат на расходные материалы и времени работы среднего медицинского персонала), а так же неблагоприятным для здоровья пациентов стационара. Данное требование подтверждается ч.2 ст.98 N323-ФЗ: "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": "Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из положений документации об электронном аукционе следует, что объектом закупки является поставка лекарственных средств для нужд ГБУЗ "Ноябрьская ЦГБ".
В разделе приложении N 1 к информационной карте электронного аукциона содержится описание объекта закупки, а именно: МНН (международное непатентованное наименование лекарственных средств) - Цефоперазон+Сульбактам; технические характеристики - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5г+1,5г - флакон (1); единица измерения - уп.; количество - 1100.
N п/п |
МНН, химический состав или группировочный. |
Характеристики |
Единица измерения |
количество |
1. |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
порошок для раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5 г + 1,5 г N1 |
уп. |
1100 |
Указание в аукционной документации дозировки закупаемого лекарственного препарата МНН Цефоперазон+[Сульбактам] с дозировкой 1,5г+1,5г связано с потребностью заказчика в лекарственном препарате именно такой дозировки с учётом специфики деятельности ГБУЗ "Ноябрьская ЦГБ".
В соответствии с частью 1 статьи 33 названного Закона государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов.
Согласно установленным документацией об электронном аукционе требованиям о поставке лекарственного препарата "Цефоперазон+Сульбактам порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5г+1,5г- флакон (1)" установлено, что данным требованиям соответствует один зарегистрированный в государственном реестре лекарственных средств препарат "Сульмовер", имеющий одного производителя "Сучжоу Данрайс Фрмасьютикал" (Китай).
В рассматриваемом случае предметом закупки участниками закупки могли быть не только производители данного лекарственного средства, но и поставщики, имеющие возможность приобретать лекарственные средства у любых производителей.
При этом документация об электронном аукционе не содержит указаний на конкретного производителя лекарственного средства и каких-либо необоснованных ограничений по составу поставщиков.
Таким образом, включение заказчиком в документацию об электронном аукционе требования к дозировке лекарственного препарата не ограничивает количество участников закупки и не нарушает права и законные интересы потенциальных участников закупки.
Согласно судебной практике, суды приходят к выводу, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика и уполномоченного учреждения в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в аукционной документации описание и требования к объекту закупки, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении установленных этим законом ограничений.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Достижение максимального количества участников торгов не является самоцелью проведения аукциона. Его целью является приобретение наиболее качественного товара (отвечающего в наибольшей степени необходимым заказчику характеристикам) на наиболее выгодных для заказчика условиях.
ООО "ФК Сатиком" не представило доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к ограничению количества участников аукциона.
Более того, пунктом 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика установить требование к поставщику об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Также установлено, что ГБУЗ "Ноябрьская ЦГБ" воспользовалась своим правом и установила в подпункте 9 пункта 10 Информационной карты электронного аукциона указанное выше требование к участнику электронного аукциона.
Из имеющейся в материалах дела справки из Реестра недобросовестных поставщиков следует, что ООО "ФК Сатиком" включено в Реестр недобросовестных поставщиков 02.12.2016 г., номер реестровой записи РНП 83049-16.
Таким образом, ООО "ФК Сатиком" не является участником закупки и не может им быть ввиду ограничений, установленных законом и документацией об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая аукционная документация не противоречит положениям Закона о контрактной системе, действия Заказчика не нарушают требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ФК Сатиком" (г. Оренбург) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Нобярьская ЦРБ" (ИНН: 8905018707) при осуществлении закупки "Поставка лекарственных препаратов" (извещение N 0190200000317002595) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 апреля 2017 г. N 04-01/113-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017