Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 октября 2013 г. N 230-гз
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - Мухаметзянова Д.Ф. - заместителя руководителя;
Членов Комиссии: - Костроминой А.Э. - заместителя начальника отдела;
- Волкова В.Н.- ведущего специалиста-эксперта;
- Колебановой Е.С. - главного специалиста-эксперта,
в присутствии представителя государственного заказчика - ГКУ "Главного инвестиционно-строительного управления Республики Татарстан" (далее - ГКУ "ГИСУ") Хуснутдиновой Р.З. (доверенность N120 от 01.10.2013 г.), представители заявителя - Общественной организации "Безопасное Отечество" на рассмотрение жалобы не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии со статьями 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) жалобу Общественной организации "Безопасное Отечество" на действия государственного заказчика - ГКУ "Главное инвестиционно - строительное управление Республики Татарстан" при проведении открытого аукциона на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту объектов ГКУ "Главинвестстрой РТ" (идентификационный номер извещения 0311200014613000279),
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту объектов ГКУ "Главинвестстрой РТ" (идентификационный номер извещения 0311200014613000279) было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 03.10.2013 г.
Государственный заказчик - ГКУ "ГИСУ"
Начальная (максимальная) цена контракта - 218 782 474,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 24.10.2013 г. в 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок - 29.10.2013 г.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 01.11.2013 г.
В жалобе заявитель сообщил о том, что документация об открытом аукционе в электронной форме не соответствует требованиям Закона о размещении заказов, а именно, по мнению заявителя, отсутствуют надлежащие требования к товарам, а также отсутствует проектная документация.
Представитель государственного заказчика - ГКУ "ГИСУ" с доводами жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения по существу изложенного в жалобе.
Заслушав представителей государственного заказчика - ГКУ "ГИСУ", а также изучив материалы, Комиссия сочла доводы заявителя - Общественной организации "Безопасное Отечество", изложенные в жалобе, обоснованными ввиду следующего.
1. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В документации об аукционе установлено, что требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели указаны в Приложении N 2 к документации об аукционе "Техническое задание".
Однако, исходя из представленного в документации об аукционе технического задания трудно определить потребность заказчика, поскольку в документации об аукционе отсутствует проектная документация, локальный сметный расчет, а также иные документы, позволяющие определить весь объем выполняемых работ и на основании которых предполагается, выполнение работ согласно предмету данного размещения заказа.
Кроме того, документации об аукционе установлены требования о поставке товаров, а именно: стеклообои, ламинат, сетка москитная, светильник местного освещения, электрополотенце, магнитофон стерео и т.д.
Вместе с тем, технических характеристик данных товаров, позволяющих в полной мере определить потребность заказчика в документации отсутствует.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного контракта.
Таким образом, отсутствие конкретизации выполняемых работ, поставляемых товаров в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, что является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Следовательно, помимо указания на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", заказчик обязан установить в документации об открытом аукционе в электронной форме параметры эквивалентности, в соответствии с которыми участник делает предложение по поставке эквивалентного товара, а заказчик определяет соответствия предлагаемого товара своим потребностям.
Согласно пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В технической части документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что в случае, если при описании товара указан товарный знак (его словесное обозначение), при выполнении работ допускается использовать его эквивалент.
Также в технической части аукционной документации указаны товары с сопровождением словами "или эквивалент": микроволновка LG MB-4342A, холодильник Siemens KG39NA 25, кондиционер Quatro Clima и т.д.
Вместе с тем, максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также технические характеристики вышеуказанных товаров, соответствующие потребностям заказчика, в документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствуют, что нарушает требования пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вместе с тем, документация об аукционе содержит требование к поставке следующих товаров: кулер со шкафчиком, микроволновка, кондиционер, сейф, холодильник двухсекционный и т.п.
Таким образом, включение данных товаров в состав лота неправомерно, поскольку эти товары не связаны технологически с объектами строительства и их установка возможна и в случае изменения условий выполнения работ.
Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, приведет к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
На основании изложенного, включение в состав одного предмета торгов строительных работ и оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально не связана со строительно-монтажными работами и может осуществляться отдельно, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и является нарушением, части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: 1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; 2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе; 4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае: 1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе; 2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", текущий ремонт, техобслуживание и содержание жилых зданий, внутридомовых сетей и коммуникаций центрального отопления, электроснабжения, водопроводно-канализационных сетей, сервисное обслуживание систем противопожарной автоматики, систем видеонаблюдения, контроля доступа, охранной сигнализации, систем речевого оповещения (с регистрацией в журнале), подлежит лицензированию.
При этом наличие вышеуказанных лицензий, согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является необходимым условием при проведении сервисного обслуживания систем противопожарной автоматики, систем видеонаблюдения, контроля доступа, охранной сигнализации, систем речевого оповещения (с регистрацией в журнале).
Техническая часть документации об аукционе содержит требования о проведении работ по обслуживанию охранно - пожарной сигнализации.
Вместе с тем, в документации об аукционе заказчиком не было установлено надлежащих требований к участникам размещения заказа, а именно о наличии вышеуказанной лицензии, что является нарушением требований пункта 5 части 4 статьи 41.6, пункта 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Общественной организации "Безопасное Отечество" на действия государственного заказчика - ГКУ "Главное инвестиционно - строительное управление Республики Татарстан" при проведении открытого аукциона на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе поставка и монтаж оборудования по объекту "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту объектов ГКУ "Главинвестстрой РТ" (идентификационный номер извещения 0311200014613000279) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - ГКУ "ГИСУ" нарушившим требования пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6, пункта 5 части 4 статьи 41.6, пункта 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Выдать государственному заказчику - ГКУ "ГИСУ" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лица (лиц), допустившего нарушение норм законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ф. Мухаметзянов
Члены Комиссии А.Э. Костромина
В.Н. Волкова
Е.С. Колебанова
Исп.: Колебанова Е.С.
Тел.: 2382486
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 октября 2013 г. N 230-гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2013