Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 26 сентября 2013 г. N 04-05/5052
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее по тексту - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления; |
Члены комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа; |
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа; |
Иванова А.А. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа; |
Вознесенская Н.В. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа; |
на основании статей 17 и 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ "О размещении заказов"), Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 (далее по тексту - Административный регламент),
в присутствии представителей от:
Уполномоченного органа: Правдиной Е.А. (доверенность от 22.04.2013 N12-Д), Шантуриной Г.О. (доверенность от 22.04.2013 N07-Д);
Заказчика: Клыкова А.К. (доверенность от 26.09.2013 N 01-01-14/д2028), Медникова В.Н. (доверенность от 26.09.2013 N 01-01-14/д2029);
Заявителя: Беловой Д.И. (доверенность от 24.09.2013 б/н), Тихомировой Ю.Ю. (доверенность от 24.09.2013 б/н),
УСТАНОВИЛА:
19 сентября 2013 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ООО "РеМи" (далее - Заявитель) на действия на действия заказчика - министерство здравоохранения Архангельской области (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку тест-систем для диагностики и мониторинга ВИЧ-инфекций (извещение N 0124200000613002867).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика по составлению документации об открытом аукционе в электронной форме с нарушением требований ФЗ "О размещении заказа". По мнению заявителя, документация содержит характеристики запрашиваемого товара, соответствующие товару одного производителя (по поз. 1, 2), что ограничивает количество участников открытого аукциона в электронной форме. Кроме того, документация об аукционе содержит требование о наличии регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на автоматизированное программное обеспечение проведения теста на анализаторе "Еволис", ограничивающее количество участников открытого аукциона в электронной форме.
Заказчик не согласен с доводами жалобы по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе исх. N01-01-14/д2023 от 25.09.2012 года.
Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснениях по жалобе от 25.09.2012 г. N314-05-842.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ "О размещении заказов" внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп (ред. от 03.04.2012) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд бюджетных учреждений Архангельской области.
Взаимодействие Уполномоченного органа и государственных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных и иных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд государственных бюджетных учреждений Архангельской области" от 13 ноября 2012 года N 498-пп (далее - Постановление N 498-пп).
Согласно Постановлению N 498-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на организацию размещения заказа. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об открытом аукционе в электронной форме и организует размещение заказа.
Уполномоченным органом - контрактным агентством Архангельской области 29.08.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000613002867 и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку тест-систем для диагностики и мониторинга ВИЧ-инфекций (далее - документация об открытом аукционе).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 865 200,00 рублей.
Документация об открытом аукционе утверждена руководителем контрактного агентства Архангельской области 29.08.2013.
В силу части 1 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного Федерального закона.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказа" установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Частью 3.1 статьи 34 ФЗ "О размещении заказов" установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из смысла вышеуказанных норм ФЗ "О размещении заказов" следует, что заказчик устанавливает требования к товарам, требующимся к поставке, исходя из собственных потребностей. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом в ФЗ "О размещении заказов" отсутствуют ограничения по наличию требований к заказчику в части обоснования своих потребностей при установлении требований к поставляемому товару, по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Часть 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого размещается заказ, и об условиях исполнения контракта" документации об открытом аукционе содержит требования, установленные Заказчиком к количественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, в том числе:
N п/п |
Характеристика товара |
Наличие или величина товара |
1. |
Тест-система для иммуноферментного выявления антител к ВИЧ-1,2 и антигена р 24 ВИЧ-1 |
|
1.12.7 |
Раствор для предварительного разведения |
не менее 1 фл., не менее 4,0 мл; |
1.12.8 |
Раствор для разведения коньюгата N1 |
Не менее 2 фл., не менее 9,0 мл; |
2. |
Тест-система для иммуноферментного выявления антител к ВИЧ-1,2 и антигена р 24 ВИЧ-1 |
|
2.12.4 |
Раствор коньюгата N1 |
не менее 1 фл., не менее 12,0 мл; |
2.12.5 |
Коньюгат N2 (концентрат) |
не менее 1 фл., не менее 1,0 мл; |
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа пояснил, что документация по данному аукциону была разработана на основе заявки Заказчика, характеристики тест-систем для диагностики и мониторинга ВИЧ-инфекций устанавливались исключительно из потребностей Заказчика. Также он отметил, что для участия в данном аукционе представлено пять заявок различных поставщиков. При этом три заявки допущены к участию в аукционе.
Так, по поз. 1 заявки N1 и N4 содержат сведения о производителе ЗАО "Вектор-Бест", заявка N3 - о стране происхождения Россия. По поз.2 заявки N1 и N4 содержат сведения о производителе ЗАО "Медико - биологический Союз", заявка N3 - о стране происхождения Россия.
Кроме того, в силу части 1 статьи 8 ФЗ "О размещении заказов", участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Товар, соответствующий требованиям запроса котировок, не является эксклюзивным на территории РФ, и может быть поставлен любым юридическим или физическим лицом, что подтверждается количеством участников в данных торгах (подано 5 заявок).
Представители Заказчика на заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что в рассматриваемом случае для тест-систем упаковка (количество флаконов) и объем (мл) имеют существенное значение, так как товар предназначается по разнарядке для большого числа учреждений здравоохранения Архангельской области.
С учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заказчик устанавливает требования к товарам, исходя из собственных потребностей.
В своем обращении Заявитель также указал на то, что при формировании условий аукциона Заказчик должен соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников размещения заказа по статье 17 ФЗ "О защите конкуренции" не представлено.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников размещения заказа Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.
Таким образом, нарушений норм части 3.1 статьи 34 и части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов" со стороны Заказчика не выявлено. В действиях Заказчика наличие признаков ограничения конкуренции - нарушения статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" материалами дела не подтверждено.
В Таблице "Требования, установленные заказчиком к количественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого размещается заказ, об условиях исполнения контракта" документации об открытом аукционе указано следующее требование к товару:
3 |
Тест-система для иммуноферментного выявления антител к ВИЧ-1,2 ВИЧ -1 группы 0 и антигена р 24 ВИЧ-1 |
|
3.15 |
Автоматизированный протокол выполнения теста на ИФА анализаторе "Еволис": объем и форма первичных флаконов с реагентами (конъюгатом, контролями, субстратным раствором, стоп-реагентом) позволют использовать их в ИФА-анализаторе "Еволис" без переноса во вторичные флаконы. |
Наличие |
3.16 |
Валидованная производителем тестов, запрограммированная процедура выполнения теста на ИФА - анализаторе "Еволис", включая: автоматизированное распознавание и внесение образцов, реагентов; промывку; инкубацию; фотометрию и обработку результатов. |
Наличие |
3.17 |
Регистрационное удостоверение, выданное ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на автоматизированное программное обеспечение проведения теста на анализаторе "Еволис" |
Наличие |
По мнению Заявителя, документация об открытом аукционе содержит требование о наличии регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на автоматизированное программное обеспечение проведения теста на анализаторе "Еволис", ограничивающее количество участников открытого аукциона в электронной форме.
Представители Заявителя указали, что тест-система представляет собой набор реагентов, предназначенных для диагностики заболеваний. В состав ни одной тест-системы не может входить программное обеспечение. Программное обеспечение для выполнения теста на автоматизированном ИФА-анализаторе "Еволис" является составной частью анализатора "Еволис" и подтверждается регистрационным удостоверением на анализатор "Еволис" (скриншот прилагается). Следовательно, программное обеспечение для автоматизированного проведения теста на анализаторе "Еволис" не может являться технической характеристикой тест-системы для диагностики инфекционных заболеваний, так как относится непосредственно к анализатору, а не к запрашиваемому заказчиком товару.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика согласились с позицией Заявителя, что требования, установленные Заказчиком к количественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в пунктах 3.15, 3.16, 3.17 Таблицы раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого размещается заказ, об условиях исполнения контракта" документации об открытом аукционе являются некорректными.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что анализ документации об открытом аукционе показал, что поставляемые тест-системы для диагностики и мониторинга ВИЧ-инфекций должны быть совместимы с имеющимся у Заказчика анализатором "Еволис".
Однако, документация об открытом аукционе не содержит требований о совместимости поставляемого оборудования с анализатором "Еволис".
Следовательно, документация об аукционе не отражает реальных потребностей Заказчика.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган при разработке и утверждении документации об аукционе нарушили пункт 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов".
Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сделали заявление с просьбой о предоставлении возможности внесения в документацию об аукционе изменений в соответствии с потребностью Заказчика.
Руководствуясь частями 5, 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 ФЗ "О размещении заказов", Административным регламентом Комиссия Архангельского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РеМи" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - министерство здравоохранения Архангельской области, Уполномоченный орган - контрактное агентство Архангельской области нарушившими пункт 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов".
3. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О размещении заказов", а именно:
3.1 Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии, отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 24.09.2013. Разместить информацию об отмене указанного протокола на сайте электронной площадки.
3.2 Оператору электронной площадки вернуть заявки участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку тест-систем для диагностики и мониторинга ВИЧ-инфекций (извещение N 0124200000613002867). Уведомить участников о возможности подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме вновь. Прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3.3 Заказчику, Уполномоченному органу в документацию об открытом аукционе в электронной форме и в извещение внести изменения в соответствии с потребностью Заказчика; продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку тест-систем для диагностики и мониторинга ВИЧ-инфекций (извещение N 0124200000613002867) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и дату проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с действующим законодательством.
3.4 Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии возможность исполнения пункта 3.1 решения (предписания), назначить время проведения открытого аукциона в электронной форме и уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, дате и времени проведения аукциона.
4. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии, оператору электронной площадки исполнить пункты 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 настоящего решения (предписания) в срок до 10 октября 2013 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.
5. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии, оператору электронной площадки продолжить процедуру размещения заказа в соответствии с действующим законодательством.
Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 26 сентября 2013 г. N 04-05/5052
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2013