Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 октября 2013 г. N 168
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель комиссии - |
Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия; |
Члены комиссии: |
Кирьян М.Г., начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
|
Козгова Н.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
|
Романихина Е.А, специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1).государственного заказчика - ГБУ РХ "Клинический родильный дом города Абакана":
- Пантелеенко Екатерины Сергеевны по доверенности от 28.10.2013 г. N 1;
2). Уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия:
- Рыбина Александра Сергеевича по доверенности от 22.01.2013 г. N 3;
3).ИП Коноваловой М.В.:
- Карнова Станислава Александровича по доверенности от 16.01.2013 г. N 13-0100/1;
- Ткачевой Натальи Владимировны - слушателя,
рассмотрев жалобу N 168 ИП Коноваловой М.В. на действия государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Клинический родильный дом города Абакана", уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия и оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" при проведении открытого аукциона в электронной форме N на право заключения договора на поставку перчаток (номер извещения на сайте - 0380200000113002432), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного уполномоченного органа и членов его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), на рассмотрении велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 23.10.2013 года вх. N 5765 поступила жалоба ИП Коноваловой М.В. на действия государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Клинический родильный дом города Абакана", уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия и оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" при проведении открытого аукциона в электронной форме N на право заключения договора на поставку перчаток (номер извещения на сайте - 0380200000113002432).
В своей жалобе заявитель-победитель торгов указал на неправомерные действия заказчика при заключении договора в части неправильного применения Приказа Минэкономразвития РФ от 17.04.2013 г. N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" при указании цены договора. Предприниматель предложил к поставке перчатки иностранного производства.
Предприниматель утверждает, что перчаток российских и белорусских производителей с характеристиками, указанными в техническом задании аукционной документации, не зарегистрировано в реестре медицинских изделий.
Согласно пояснений заказчика он указал в проекте договора его цену в связи с тем, что электронная площадка данную цену указала в карточке контракта.
На основании изложенного предприниматель просит приостановить размещение заказа в части заключения договора, исследователь первые части аукционных заявок по данным торгам, обязать заказчика направить через оператора электронной площадки проект договора с ценой без ее снижения на 15 %, обязать электронную площадку обеспечить заказчику такую возможность.
Присутствующий представитель предпринимателя Карнов С.А. выразил согласие с доводами жалобы и просит признать такую жалобу обоснованной. В подтверждение довода жалобы об отсутствии перчаток российских и белорусских производителей с характеристиками, указанными в техническом задании аукционной документации, представитель предпринимателя документов на жалобу не представил.
Письменные пояснения заказчик, уполномоченный орган на рассмотрение жалобы не представили.
Устно представитель уполномоченного органа Рыбин А.С. пояснил следующее.
На участие в аукционе подано 9 аукционных заявок, среди которых один из участников предложил весь товар российского происхождения и два участника предложили товар и российского и иностранного происхождения. Все участники торгов допущены по итогам рассмотрения первых частей аукционных заявок. Победил участник, предложивший товар иностранного происхождения.
Т.о. заказчик в соответствии с пунктами 5 и 6 Приказа Минэкономразвития РФ от 17.04.2013 г. N 211 правомерно применил преференции к предпринимателю и снизил его цену на 15 %. Представитель уполномоченного органа просит признать жалобу необоснованной.
Представитель заказчика Пантелеенко Е.С. устно пояснила следующее.
При заполнении карточки контракта с целью направления проекта договора победителю торгов электронная торговая площадка самостоятельно указала цену договора, сниженную на 15 %. Представитель заказчика присутствовал на процедуре рассмотрения первых частей аукционных заявок и знал о том, что в заявках нескольких участников предложен к поставке товар российского происхождения.
На основании изложенного представитель заказчика утверждает, что заказчик правильно применил положения приказа к победителю торгов. Представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчика документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы N 168 в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы N 168 ИП Коноваловой М.В. по существу комиссия пришла к следующим выводам.
23.09.2013 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (Извещение, аукционная документация, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект договора) о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку перчаток (номер извещения на сайте - 0380200000113002432). Начальная (максимальная) цена договора - 1 664 635 рублей. Государственным заказчиком по данному размещению заказа является ГБУЗ РХ "Клинический родильный дом города Абакана". Уполномоченным органом - Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия, действующий на основании Постановления Правительства РХ от 12.05.2009 N 146.
В соответствии с информацией о размещении указанного заказа, размещенной уполномоченным органом на официальном сайте, электронной торговой площадке, товар имеет код 3311414 "перчатки анатомические" и 3311410 "Изделия из латекса и клеев" "ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг", утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.
Приказ Минэкономразвития от 17.04.2013 N 211 содержит код 3311000 "Медицинское и хирургическое оборудование, ортопедические приспособления", в который входят коды 3311414 и 3311410.
Следовательно, в данном случае применение приказа о преференции является возможным.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Минэкономразвития от 17.04.2013 N 211: "Для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в конкурсной документации, документации об аукционе:
требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара;
требование о том, что в случае, если в заявке на участие в конкурсе участника размещения заказа, заявке на участие в аукционе участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в конкурсе, аукционе;
положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе, несет участник размещения заказа.".
В Части 3 "Техническое задание" Документации об аукционе на заключения договора на поставку перчаток, утв. председателем Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия Ольховской Е.В., во исполнение положений пункта 7 Приказа Минэкономразвития от 17.04.2013 N 211 содержится следующее указание: "Заявка участника должна содержать: указание страны происхождения поставляемого товара.
В случае, если в заявке на участие в аукционе участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе, несет участник размещения заказа.".
Пункт 28 Раздела 1.3 "Информационная карта аукциона" Документации об аукционе содержит следующее: "При размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения открытого аукциона в электронной форме, участникам размещения заказа, заявки, на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4-5 Приказа Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2013 г. N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков. Для целей реализации Приказа Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2013 г. N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков: Заявка участника должна содержать: указание страны происхождения поставляемого товара. В случае, если в заявке на участие в аукционе участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе, несет участник размещения заказа.".
Согласно пунктам 8 и 9 Приказа Минэкономразвития от 17.04.2013 N 211: "8. В государственном (муниципальном) контракте, а также гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
9. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.".
В Спецификации - Приложении N 1 к договору на поставку Документации об аукционе также имеется графа об указании страны -производителя товара.
Т.о. уполномоченный орган при разработке и утверждении документации действовал в рамках законодательства о размещении заказов.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что на аукцион поданы заявки от 9 участников размещения заказа, что подтверждается записью в Протоколе N 1 рассмотрения первых частей заявок от 07.10.2013 г. и копиями заявок, представленных на рассмотрение жалобы.
В заявках 2 участников N 3, N 4) содержится предложение о поставке товара и российского и иностранного происхождения. В заявке N 2 предложен товар только российского происхождения.
По итогам рассмотрения первых частей аукционных заявок все участники торгов допущены к участию в аукционе.
На аукцион вышли 5 участников: N 6 (ИП Коновалова М.В.), N 3 (ИП Бородатов Е.Г.), N 7 (ООО "Радез"), N 1 (ЗАО НПО "Гарант"), N 5 (ООО "Медком-МП"), в т.ч. участник, в аукционной заявке которого имелось предложение товара иностранного и российского происхождения - N 3.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Протоколе аукциона от 10.10.2013 г. победил участник под N 6 - ИП Коновалова М.В., предложивший цену договора в размере 923 871,98 рублей.
Согласно сведениям, содержащимся в Протоколе N 2 подведения итогов аукциона от 14.10.2013 г., все участники аукциона признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 13 Закона о размещении заказов: "1. При размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
2. Режим, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, применяется к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.".
22.10.2013 г. заказчиком на электронной торговой площадке заполнен проект договора на поставку перчаток с ценой, сниженной на 15 % от предложенной победителем цены, в размере 785 291,18 рублей. Оператор электронной площадки также указал в карточке контракта личного кабинета заказчика цену, сниженную на 15 %.
Анализ сложившейся ситуации по торгам N 0380200000113002432 указывает на следующее.
Торги проведены на товар, включенный в Приказ Минэкономразвития от 17.04.2013 N 211. К участию в аукционе допущены участники, предложившие товар иностранного происхождения, российского и иностранного происхождения, только российского происхождения.
В аукционе приняли участие участники, предложившие товар иностранного происхождения, российского и иностранного происхождения. Победил участник, предложивший товар иностранного происхождения.
Согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития от 17.04.2013 N 211: "При размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения аукциона в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения с таким победителем аукциона заключаются по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения.".
Пунктом 6 приказа установлено: "При размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса, аукциона порядок, установленный пунктами 3 - 5 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
а) в рамках одного конкурса (лота) или аукциона (лота) предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс или аукцион признан несостоявшимся и заказчик в соответствии с порядком, предусмотренным Законом, размещает заказ у единственного поставщика;
в) в заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
д) в рамках одного конкурса (лота) или аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает к поставке товары российского и (или) белорусского и иностранного происхождения, при
этом стоимость товаров российского и (или) белорусского происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.".
Следовательно, в соответствии с пунктом 5, подпунктом д) пункта 6 Приказа Минэкономразвития от 17.04.2013 N 211 заказчик правомерно применил преференции и снизил цену договора участника N 6 на 15 %.
Управление не принимает довод уполномоченного органа о том, что на торги вышел участник, предложивший товар только российского происхождения, и поэтому заказчик применил преференции, в связи со следующим.
Приказ не содержит понятие "участник аукциона". Однако Закон о размещении заказов различает 2 категории участников размещения заказа: участники аукциона и лица, не допущенные к участию в аукционе. В аукционе могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками аукциона.
Содержащееся в пункте 2 Приказа N 211 понятие "участник размещения заказа" необходимо понимать не широко (в смысле - лицо, претендующее на заключение контракта), а исходя из буквального значения слов, из которого оно состоит. Иное толкование привело бы к тому, что преференции предоставлялись бы не только лицам, которые признаны в установленном порядке участниками аукциона и конкурируют при его проведении в целях размещения заказа и фактической поставки товаров российского происхождения, но и тем, которым отказано в участии в аукционе. Такое широкое толкование противоречит смыслу и направленности Приказа N 211, целям предоставления установленных им преференций, поскольку в этом случае преференции будут предоставлены лицам, которые не смогут ими реально воспользоваться по причине их неучастия по каким-либо причинам в аукционе и в этом случае не будет достигнута цель Приказа N 211 - обеспечение реальной конкуренции предлагаемых к поставке российских товаров с иностранными товарами.
Т.о. именно потому, что в аукционе 10.10.2013 г. принял участие участник N 3, предложивший товар и российского и иностранного происхождения, а победил участник N 6, предложивший товар иностранного происхождения, к победителю применены положения Приказа N 211.
Данная позиция подтверждена судебной практикой - Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2013 г. по делу N А32-32069/2010.
Довод заявителя об отсутствии перчаток российских и белорусских производителей с характеристиками, указанными в техническом задании аукционной документации, заявителем не подтвержден документально.
Однако заявитель настаивает на том, что электронная торговая площадка в рассматриваемой ситуации нарушила законодательство о размещении заказов, указав заказчику цену, по которой следует заключить договор.
В результате рассмотрения жалобы доводы ИП Коноваловой М.В. о нарушении государственным заказчиком - ГБУЗ РХ "Клинический родильный дом города Абакана", уполномоченным органом - Государственным комитетом по размещению государственных заказов Республики Хакасия законодательства о размещении заказов при проведении торгов N 0380200000113002432 не подтвердились, что дает основание признать жалобу на действия заказчика и уполномоченного органа необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.
В результате проведения указанной проверки нарушений неустановленно.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, частью 3.35 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями статьи 13, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Приказа Минэкономразвития РФ от 17.04.2013 г. N 211, частями 3.32, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу N 168 ИП Коноваловой М.В. на действия государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Клинический родильный дом города Абакана", уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия при проведении открытого аукциона в электронной форме N на право заключения договора на поставку перчаток (номер извещения на сайте - 0380200000113002432) необоснованной.
2.Передать материалы жалобы N 168 в ФАС России для проведения проверки соответствия действий оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" при проведении торгов N 0380200000113002432 требованиям законодательства о размещении заказов.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
К.А. Лебедева |
|
|
Члены комиссии: |
М.Г. Кирьян |
|
Н.П. Козгова
Е.А. Романихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 октября 2013 г. N 168
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2013