Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 апреля 2017 г. N 44-1429/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей филиала N 5 ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" Минобороны России (далее - Заказчик), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания;
в присутствии представителя ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 9069-ЭП/17 от 13.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на услуги по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0872100004117000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 550 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части установления требований к участникам закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно Части II (подпункт 1.6.2.1. части I) документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе: "Исполнитель обязан иметь действующую лицензию с видами деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, либо действующий договор с организацией, имеющей лицензию с видами деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и обеспечивающей обезвреживание и размещение твердых бытовых отходов, медицинских отходов и прочих хозяйственных отходов с приложением копии лицензии указанной организации.".
Согласно Части II (пункт 2 подпункта 3.1.4. части I) Заказчиком установлено следующее требование к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе: "Копия действующей лицензию с видами деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности или копию договора с организацией, имеющей лицензию с видами деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и обеспечивающей обезвреживание и размещение твердых бытовых отходов, медицинских отходов и прочих хозяйственных отходов с приложением копии лицензии. Требование о лицензии установлено подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".".
Согласно п. 2.1. СанПин 2.1.7.2790-10, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Вместе с тем, согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Соответственно, вышеуказанные критерии установлены в рамках Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2016 N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", п. 2 Общих положений которого говорит следующее:
"Действие настоящих критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы".
Таким образом, установленные Законом N 89-ФЗ пять классов опасности в своей классификации неприменимы к медицинским отходам и не равнозначны классификации в рамках СанПин 2.1.7.2790-10.
Следовательно, положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части необходимости наличия соответствующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не распространяются на деятельность по обороту медицинских отходов в связи с чем, данная деятельность не подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Заказчиком, в документации о закупке установлено требование к участнику закупки и предоставлении в составе второй части заявки договора с организацией, имеющей лицензию с видами деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и обеспечивающей обезвреживание и размещение твердых бытовых отходов, медицинских отходов и прочих хозяйственных отходов с приложением копии лицензии
В соответствии с п. 1 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации в обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе договора между исполнителем и третьим лицом до заключения государственного контракта на оказание услуг, являющихся предметом контракта, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, предоставление во второй части заявки на участие в аукционе договора между исполнителем и третьим лицом не предусмотрено п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке описания объекта закупки и требований к участникам закупки, ограничивающим количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части необходимости наличия соответствующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не распространяются на деятельность по обороту медицинских отходов в связи с чем, данная деятельность не подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к количественным характеристикам услуг:
Адрес образования отходов |
Вид отхода |
Количество вывозов. |
Общее кол-во мед. отходов в год |
190020, г. Санкт-Петербург, пр. Старо-Петергофский, д.2 |
Медицинские отходы класса "Б". |
По заявке заказчика 4 раза в месяц |
2400 кг |
|
Медицинские отходы класса "Г" (ртутные термометры) |
По заявке Заказчика (вывоз совместно с отходами класс "Б") |
160 шт |
Таким образом, медицинские отходы класса "Г", подлежащие в рамках исполнения обязательств по контракту сбору, транспортировке, обезвреживанию, составляют незначительную часть от общего объема подлежащих сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии собственной лицензии на лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не позволяет принять участие в закупки хозяйствующим субъектам, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов класса "Б", которые составляют основную часть предмета закупки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК "Белый Трест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
Филиал N 5 ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" Минобороны России пр. Старо-Петергофский, д. 2, Санкт-Петербург, 190020
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" ул. Большая Якиманка, д. 23, Москва, 119180
ООО "УК "Белый Трест" пр. Обуховской Обороны, д. 86, лит. П, Санкт-Петербург, 192029 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1429/17
20.04.2017 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1429/17 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Филиал N 5 ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" Минобороны России - и его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0872100004117000009;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0872100004117000009;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения N 0872100004117000009 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0872100004117000009 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 21.05.2017.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 апреля 2017 г. N 44-1429/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017