Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 апреля 2017 г. N 05-05-06/63-17
Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 24.04.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1":
- "_", действующий на основании доверенности от 09.01.2017 г. N б/н,
- "_", действующая на основании доверенности от 09.01.2017 г. N б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей подателя жалобы и уполномоченного органа,
рассмотрев жалобу (вх. N 1426 от 12.04.2017 г.) индивидуального предпринимателя "_" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кара-Хаакская, 17) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000817000040 "Перчатки медицинские одноразовые для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
18.04.2017 г. в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Тывинского УФАС России объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 19.04.2017 г.
Согласно письменным доводам подателя жалобы его законные права и интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика и уполномоченного органа:
- аукционной комиссией уполномоченного органа при рассмотрении первых частей заявок неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе его заявке по основаниям указанным в протоколе, поскольку в первой части заявки по каждой позиции участником была указана одна страна происхождения товара;
- заявителем был направлен запрос о внесении изменений в позиции N 1-3 технического задания, но заказчик не устранил замечания полностью, оставив значение в отношении веса перчаток - "не менее 15 грамм";
- аукционная документация разработана в интересах одного производителя (поставщика) и заказчик своими действиями ограничил число участников закупки, что является нарушением статьи 8 Закона о контрактной системе и статьи 17 Закона о защите конкуренции. При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе действующими ГОСТ, при описании объекта обжалуемой закупки заказчик не обосновывает, почему им сужены показатели, отличные от действующих ГОСТ в следующих позициях технического задания документации электронного аукциона N 0112200000817000040: N 13-15, 16-21, 19-21, 22-24, 25-27, 28-30, 31-36, 37-42, 43-52, 53-58, 62-64, 65-67, 68-70.
В ходе рассмотрения жалобы представители государственного заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что заявка подателя жалобы аукционной комиссией уполномоченного органа отклонена правомерно, ввиду указания недостоверных сведений в отношении страны происхождения товаров - во всех позициях указано было - 2 страны - Россия и Германия. Кроме того, под предлогом обжалования отказа в допуске заявителем подана жалоба в отношении требований к товарам, что является составной частью документации об аукционе и может быть обжаловано до момента окончания срока подачи заявок. Жалоба, поданная в отношении документации об аукционе, должна была быть возвращена такому заявителю в соответствии с правилами частей 3,11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0112200000817000040 "Перчатки медицинские одноразовые для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1", Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 25.02.2017 г. размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000817000040 "Перчатки медицинские одноразовые для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1". Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 12 705 550,00 рублей.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 15.03.2017 г. размещены изменения извещения о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000817000040 "Перчатки медицинские одноразовые для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1". Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 12 705 550,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000817000040 утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N 21 от 20.02.2017 года.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000817000040 от 04.04.2017 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 5 заявок. По результатам рассмотрения комиссией уполномоченного органа принято решение о допуске к участию в электронном аукционе заявок участников закупки: N 3, N 4, N 5, заявкам участников закупки: N 1 и N 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протокола проведения электронного аукциона N 0112200000817000040 от 07.04.2017 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 4 в размере 10 863 245, 25 рублей, участником закупки N 3 - 10 926 773,00 рублей, участником закупки N 5 - 12 006 744, 75 рублей.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N 0112200000817000040 от 10.04.2017 года заявки участников закупки N 3, 4 признаны соответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документацией, заявка участника закупки N 5 признана не соответствующей требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документацией . На основании протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000817000040 комиссией принято решение заключить контракт с участником под N 4 - Обществом с ограниченной ответственностью "МедикалГруп", который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Аналогичные требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в пункте 21 части 1 "Информационная карта" документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000040.
Таким образом, в первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара участник закупки должен указать:
- согласие на поставку товара, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией;
- наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000817000040 от 04.04.2017 года участнику закупки под N 2 (_) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (отказ по пункту 2 части 4 статьи 67 44-ФЗ) Участником по всем позициям одновременно указано две страны: Страна происхождения - Германия и производитель - Россия(?)".
Комиссией Тывинского УФАС России при изучении первой части заявки под N 2 (_) установлено, что в позициях с 1 по 70 указано следующее: "_страна происхождения - Германия, _производитель - Россия", однако данная информация не позволяет определить страну происхождения товара.
Под понятием "производитель" следует понимать следующее значение "предприятие, организация, компания, фирма или лицо, изготавливающие товары, продукцию, а также оказывающие услуги". (1) Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999. 2) Экономический словарь, Словарь бизнес-терминов, 2001).
Для правильного указания наименования производителя следует учитывать, что в силу пункта 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
На основании вышеизложенного следует, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе под понятием "производитель" должно содержаться полное или сокращенное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы.
Исходя из первой части заявки под N 2 (_) следует, что участник закупки указав страну "Россия" в качестве "производителя" одновременно указывая "Страну происхождения - Германия" ввел в заблуждение аукционную комиссию уполномоченного органа, поскольку под понятием "производитель" не может быть указана какая-либо страна. Комиссия Тывинского УФАС России считает, что аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявке под N 2 (_).
Таким образом, довод подателя жалобы о неправомерном отказе в допуске его заявки является необоснованным.
2) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно по возможности содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При этом, если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В позициях с 1 по 3 части 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000040 установлены требования, в том числе к весу одной перчатки с указанием на соответствие требованиям ГОСТ: "_не менее 15 грамм_Соответствие обязательным требованиям ГОСТ Р 52239-2004".
Комиссией Тывинского УФАС России в результате изучения ГОСТ Р 52239-2004 обязательные требования к весу перчаток не установлены.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе императивно устанавливает правила описания объекта закупки. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Представителями государственного заказчика не представлены доказательства того, что вышеуказанный показатель "вес перчатки" является стандартным для описания требований к поставляемому товару - "перчатки медицинские" в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного следует, что уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части использования при составлении описания объекта закупки показателей, не соответствующих требованиям стандартов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, довод подателя о необъективному описании объекта закупки является обоснованным.
Однако выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика. Кроме того, податель жалобы не представил в материалы дела доказательств того, он не мог определить вес медицинских перчаток и указанные действия ограничили его право на участие в закупке.
3) В ходе изучения довода подателя жалобы о несоответствии позиций технического задания документации электронного аукциона N 0112200000817000040: N 13-15, 16-21, 19-21, 22-24, 25-27, 28-30, 31-36, 37-42, 43-52, 53-58, 62-64, 65-67, 68-70 требованиям действующим ГОСТ и Закону о контрактной системе, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что доводы жалобы "_" направлены на положение аукционной документации, а именно к описанию объекта закупки.
В силу пункта 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с изменением извещением о проведении электронного аукциона N 0312300017317000015, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме является 03.04.2017 года до 06.00.
Вместе с тем, жалоба на положение документации об аукционе направлена заявителем в Тывинское УФАС России 12.04.2017.
Таким образом, заявитель подал жалобу на положение документации об аукционе по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента рассмотрение довода жалобы на положения документации о закупке Комиссией Тывинского УФАС России не проводится.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "_" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части использования при составлении описания объекта закупки показателей, не соответствующих требованиям стандартов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии С.С. Оюн
А.В. Саин
М.Ю. Сарыг-оол
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 апреля 2017 г. N 05-05-06/63-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017