Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26 апреля 2017 г. N 95/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей
от заявителя - Кириллова К.И., доверенность от 20.03.2017;
от заказчика - Колесниковой А.А., доверенность от 26.04.2017 N 1832-11;
- Романчук Г.И., доверенность от 26.04.2017 N 1831-11;
от уполномоченного органа - Гружевской Е.В., доверенность от 22.07.2016 N Д07-0135;
от третьего лица ООО "СоюзТрансЛидер" - Семенец Е.И., доверенность от 25.04.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Северспецстрой" на действия аукционной комиссии - Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного назначения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000117000206).
УСТАНОВИЛА:
20.042017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Северспецстрой" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии - Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения) (далее - аукционная комиссия, уполномоченный орган) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного назначения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000117000206) (далее - аукцион).
В поступившей жалобе Заявитель говорит, что 14.04.2017на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" был опубликован протокол подведения итогов указанной закупки.
В соответствии с данным протоколом победителем закупки признано ООО "СоюзТрансЛидер" (заявка N 2). Между тем, у участника под порядковым номером 2 отсутствует опыт исполнения контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года стоимостью не меньше 20 процентов начальной максимальной цены настоящего аукциона.
Следовательно, аукционная комиссия была не вправе признавать победителем участника закупки с порядковым номером 2, чем нарушила положения части 2.1 статьи 31, части 1, 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии возражали против заявленного довода, представили запрашиваемые документы, а также, письменные возражения.
Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, уполномоченного органа и ООО "СоюзТрансЛидер", проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
21.03.2017 на сайте Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного назначения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000117000206).
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 569 137 руб., 00 коп.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.04.2017 N 0161300000117000206-1 подано две заявки.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2017 N 0161300000117000206-3 следует, что все заявки соответствуют требованиям аукционной документации. Вместе с тем, по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционная комиссия признала победителем электронного аукциона ООО "СоюзТрансЛидер" предложившего цену контракта 14 790 680 руб., 10 коп.
В пункте 28 Информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно пункту 30 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона:
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N44-ФЗ.
Согласно пункту 2 приложения N1 Постановления N99 при закупке работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В подтверждение соответствия участников закупки дополнительным требованиям ими должны быть представлены следующие документы: копии исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копии разрешение: на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Так, в заявке N 2 участника электронного аукциона ООО "Союзтранслидер" имелись все необходимые документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, а именно:
- копия контракта от 09.08.2016 N16-0922 на выполнение работ по капитальному ремонту хоккейного корта, расположенного по адресу: г. Южно- Сахалинск, ул. Комсомольская, д. 300 на сумму 5 885 305 рублей;
- локальный сметный расчет на выполнение работ по капитальному ремонту хоккейного корта, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская;
- акт о приемке выполненных работ КС-2 от 21.11.2016 N 1;
- счет-фактура от 21.11.2016 N36;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 21.11.2016 N1.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения. В связи с чем, признается необоснованным.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
В пункте 28 Информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На основании пункта 2 приложения 1 Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в извещение о проведении Аукциона и документации об Аукционе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного назначения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, заказчик установил Код по ОКПД 2 42.11.20.000 - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно Письма Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28 августа 2015 г. NN 23275-ЕЕ/Д28 АЦ/45739/15 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, уедут к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, ..." в пункте 1,3 сказано, что "Согласно примечанию к пункту 2 приложения N1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 19 статьей 11 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Органом государственной власти в Российской Федерации в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства является Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ).
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" определенны классификации по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с разделом VI классификаций работ в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки, очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий, поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений, установка недостающих или замена существующих автопавильонов, беседок, скамеек, панно и других объектов архитектурно-художественного оформления, обустройство источников питьевой воды и артезианских колодцев, обустройство ремонтируемых участков автомобильных дорог недостающими дорожными знаками, ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя.
В документации о проведении электронного аукциона предусмотрен код ОКПД2: 42.11.20.000 - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов. При этом согласно аукционной документации ремонт дорог не требуется.
Кроме того, работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения не являются строительными и не относятся ни к одной из групп работ строительных.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе дополнительное требование к участником аукциона о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, нарушают пункт 3 части 2, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу того, что до рассмотрения жалобы по существу заключен муниципальный контракт, Комиссией принято решение, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Северспецстрой" на действия аукционной комиссии - Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного назначения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000117000206) - необоснованной.
2. Заказчика - Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска признать нарушившим пункт 3 части 2, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица (лиц) допустившего (их) нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Н.А. Казанов
В.А. Гришечкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26 апреля 2017 г. N 95/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017