Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 мая 2017 г. N 06-388/17т
изготовлено в полном объеме 10 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мегинские автомагистрали" (далее также - ООО "Мегинские автомагистрали", Общество, заявитель): Колодезникова Е.Г., Тайсина Е.В., (представители по доверенностям);
от аукционной комиссии заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ Упрдор "Лена", аукционная комиссия, заказчик): Хинельцев С.О. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Мегинские автомагистрали" на действия аукционной комиссии ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск км 1148+000 - км 1157+000 в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0316100007217000028), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
26 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Мегинские автомагистрали" на действия аукционной комиссии ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск км 1148+000 - км 1157+000 в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0316100007217000028).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 03 апреля 2017 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представителями заявителя приведены следующие доводы:
1. Заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с неуказанием всех фракции щебня 5-10, 10-20, с непредставлением конкретного показателя по позиции 12 (тип сигнального столбика С3 из полимера или металла). Между тем, выбор материала не влияет на качество выполнения работ.
2. Аукционной документацией установлено: "Группа бетонной смеси по показателю удобоукладываемость: П; Ж", что означает подвижный и жесткий, между тем, одновременное применение данных групп бетонной смеси невозможно, в зависимости от группы бетонной смеси отсутствует необходимость указывать показатели "Марка бетонной смеси по показателю осадка конуса: П1; П2" либо "Марка бетонной смеси по жесткости: Ж1 или Ж2".
В аукционной документации установлены показатели материалов/товаров, значения которых становятся известными только после испытания определенной партии товара:
2.Бетон и бетонная смесь для укрепления входного и выходного русла. |
7) Максимальное значение показателя расслаиваемость бетонной смеси по показателю водоотделение, %: не более 0,4 3. Природный песок и (или) песок из отсевов дробления горных пород и природный песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010. 3) Полный остаток на сите N 063, %: от 30 - до 75. |
10. Краска (эмаль) для дорожной разметки |
2) Коэффициент яркости1 v высушенной пленки красок (эмалей) должен соответствовать классу разметочного материала: В3: 40-49 % и (или) В4: 50-59 % и (или) В6: 70-79 % и (или)В7: более 80% 3) Плотность1 красок (эмалей) должна соответствовать классу разметочного материала: ПК1: более 1,6 г/см3 и (или) ПК2: 1,4-1,6 г/см3 и (или) ПК3: менее 1,4 г/см3. 4) Условная вязкость1 красок (эмалей) должна соответствовать классу разметочного материала: УВ1: более 200 с. и (или) УВ2: 120-200 с. и (или) УВ3: 40-119 с. 5) Степень перетира1 красок (эмалей) должна соответствовать классу разметочного материала: СП1: 50-100 мкм и (или) СП2: менее 50 мкм 6) Массовая доля нелетучих веществ1 красок (эмалей) должна соответствовать классу разметочного материала: НВ1: 60-69% и (или) НВ2 70-79% и (или) НВ3: более 80%. 7) Время высыхания1 красок (эмалей) до степени 3 должно соответствовать классу разметочного материала: ВВ1: 45-60 мин и (или) ВВ2: 31-44 мин и (или) ВВ3: 15-30 мин и (или) ВВ4: менее 15 мин |
Согласно позиции 3 приложения N 4 заказчик установил диапазоны к расклинивающей фракции щебня 5-10, 10-20, соответствующих ГОСТу 25607: устройство слоя основания из щебня фр. 40-70 с заклинкой мелким щебнем, пункт 3) Расклинивающая - щебень фракции 5-10, 10-20 мм согласно ГОСТ 25607 и СП 34.13330-2012.
Однако в проектной документации (раздел N1 Пояснительная записка Том N1 в пункте 5.6 "Дорожная одежда" в разделе "Вариант" 1 (Рекомендуемый)) указана только один диапазон фракции щебня "_с заклинкой мелким щебнем фр. 10-20мм_".
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что показатель "Группа бетонной смеси по показателю удобоукладываемость: П; Ж" указан с сопровождением знаком ";", что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки означает, что участнику закупки необходимо выбрать один показатель.
Относительно установления показателей материалов/товаров, значения которых становятся известными только после испытания определенной партии товара, поясняет, что данные показатели установлены в соответствии с ГОСТами.
Согласно ГОСТ при заклинке "в качестве основной фракции применяют щебень 40-80. В качестве расклинивающей применяют щебень 5-10 мм и 10-20 мм (смесь фракции 5-20), готовые смеси С6 и С11". Готовые смеси С6 и С11 представляют собой смесь фракций 0-5, 5-10 и 10-20 мм.
При этом заявитель в первой части заявки не предлагает использовать смесь С10 или С11 вместо фракции 5-10 мм.
Кроме того, в СП 78.13330.2012 указана технология устройства щебеночных оснований методом заклинки п.10.4- п.10.9. и указан расход расклинивающих фракций 10-20 и 5-10 мм для размера основной фракции 40-70(80). Из чего вытекает, что для расклинцовки требуется две фракции 5-10 мм и 10-20 мм., и предложенная заявителем фракция 10-20 мм нарушает технологию.
В проектной документации применение одной фракции щебня указано в качестве рекомендуемого варианта. Участники закупки указывают показатели материалов/товаров согласно приложению N 4 к аукционной документации.
В разделе 8.1. документации указано, что "в случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать что показатели являются неизменными", т.е. требуется наличие фракций 5-10 и 10-20 мм (также ввиду отсутствия слов "или", либо знака ";"). Документация содержит четкое определение, что данный показатель неизменяемый.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 05.04.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 374 559 262,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки, электронный аукцион признан несостоявшимся;
6) 1 заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной, а довод в части обжалования положений аукционной документации - не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
Довод заявителя в части неправомерного отказа заявителю в допуске к участию в электронном аукционе признан необоснованным в силу следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0316100007217000028-1 от 21.04.2017 года участнику закупки с номером 2 (ООО "Мегинские автомагистрали") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ):
1. Позиция 3 "Устройство слоя основания из щебня фр. 40-70 с заклинкой мелким щебнем":
Пункт 3 "Расклинивающая - щебень фракции 5-10, 10-20 мм согласно ГОСТ 25607 и СП 34.13330-2012". Участник предлагает "Расклинивающая - щебень фракции 10-20 мм согласно ГОСТ 25607 и СП 34.13330-2012".
Согласно разделу 8.1 документации "В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать что показатели являются неизменными", т.е. требуется наличие фракция 5-10 и 10-20 мм (также ввиду отсутствия слов "или", либо знака ";").
Данное предложение участника противоречит СП 34.13330-2012, т.к. в п. 8.44 указано, что в качестве расклинивающего материала используют фракции 5-10 мм и фр. 10-20 мм. Кроме этого, в СП 78.13330-2012 таб. 6 указан размер основной фракции 40-70 и расход расклинивающих фракций 10-20 мм и 5-10 мм. Тем самым предложенное участником устройство слоя основания нарушает технологию устройства основания методом заклинки. Согласно п. 10.4 СП 78.13330-2012 на первом этаже производится распределение основной фракции, а на втором - расклинивающего щебня с уплотнением каждой фракции.
2. Позиция 12 "Сигнальные столбики":
Пункт 1 "Столбики должны соответствовать ГОСТ Р 50970-2011. Тип сигнального столбика СЗ из полимера или металла (предназначенные для многократного использования и самовосстанавливающие вертикальное положение наезда транспортного средства)", тем самым участник предлагаем два вида сигнальных столбиков, в то время как согласно документации участник должен указать конкретную характеристику товара в соответствии с разделом 8.1 документации: "В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник размещения заказа обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику из предложенных в документации. В данном случае в требованиях к материалам используется разделительный союз "или", участник должен указать конкретный показатель эквивалентности, предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько показателей".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таблицей "ТОВАР, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ" аукционной документации установлены требования к применяемым при выполнении работ материалам/товарам, в том числе по позициям 3, 12:
Наименование товара, используемого при производстве работ |
Требования к товару, используемому при производстве работ |
3. Устройство слоя основания из щебня фр. 40-70 с заклинкой мелким щебнем
|
1) Щебень из изверженных и(или) метаморфических пород и(или) осадочных пород и(или) щебень из гравия и(или) щебня из шлаков черной и цветной металлургии, фосфорных должны соответствовать ГОСТ 8267 и (или) СП 34.13330-2012 и (или) ГОСТ 3344 2) Основной - щебень фракции 40-70 мм согласно ГОСТ 25607 и СП 34.13330-2012 3) Расклинивающая - щебень фракции 5-10, 10-20 мм согласно ГОСТ 25607 и СП 34.13330-2012 . Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация. |
12. Сигнальные столбики |
1) Столбики должны соответствовать ГОСТ Р 50970-2011. Тип сигнального столбика С3 из полимера или металла (предназначенные для многократного использования и самовосстанавливающие вертикальное положение после наезда транспортного средства). 2) Вертикальная разметка сигнальных столбиков: на корпусе столбика, имеющего в верхней части скос, вертикальная разметка в виде наклонной полосы черного цвета шириной 150-250 мм, угол наклона полосы должен быть равен углу скоса верхней части столбика, полоса на расстоянии 150 мм от верхнего торца столбика; верхняя часть столбика, не имеющая скоса, имеет вертикальную разметку в виде черной горизонтальной полосы шириной 100 мм. 3) Световозвращатели располагаются: на столбиках, имеющих скос верхней части, в центре черной полосы; на столбиках, не имеющих скоса, на расстоянии 100 мм от верха столбика под полосой черного цвета; круглые световозвращатели типа КД2 устанавливаются вертикально один над другим на расстоянии 80 мм друг от друга. 4) Класс по устойчивости к статической нагрузке (ветровой) ВД1. 5) Механическая прочность световозрощателей должна соответствовать ВП2 6) Колориметрические характеристики корпуса столбика должны соответствовать ГОСТ Р 50970-2011 Минимальный коэффициент яркости, % 75,0 Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация. |
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 8.1 части 8 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации установлено следующее:
"При указании в требованиях к материалам характеристик с использованием соединительного союза "и" участник должен предложить материал, сочетающий в себе обе характеристики одновременно. При указании в требованиях к материалам характеристик с использованием союза "или", участник должен указать конкретный показатель эквивалентности, предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько показателей. В случае совместного использования соединительного союза и разделительного "и (или)", участнику предлагается использовать одновременного все характеристики, либо выбрать одну или несколько из предложенных.
В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать что показатели являются неизменными".
Поскольку случай перечисления значений показателя через запятую (",") не прописан в инструкции по заполнению заявки аукционной документации, показатель "щебень фракции 5-10, 10-20 мм" позиции 3 "Устройство слоя основания из щебня фр. 40-70 с заклинкой мелким щебнем участники закупки указывают в составе первых частей заявок в неизменном виде.
Требования к показателю "Тип сигнального столбика С3 из полимера или металла" установлены с использованием союза "или", следовательно, в данном случае согласно инструкции по заполнению заявки аукционной документации участники закупки указывают в составе первых частей заявок конкретный показатель.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе первых частей заявок участниками закупки.
Из материалов дела следует, что в составе первой части заявки участника закупки ООО "Мегинские автомагистрали" (номер 2) указано, в том числе следующее:
3. Устройство слоя основания из щебня фр. 40-70 с заклинкой мелким щебнем
|
1) Щебень из изверженных и метаморфических пород и осадочных пород и щебня из шлаков черной и цветной металлургии, фосфорных шлаков соответствуют ГОСТ 8267 и СП 34.13330-2012 и ГОСТ 3344 2) Основной - щебень фракции 40-70 мм согласно ГОСТ 25607 и СП 34.13330-2012 3) Расклинивающая - щебень фракции 10-20 мм согласно ГОСТ 25607 и СП 34.13330-2012 . Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация. |
12. Сигнальные столбики |
1) Столбики соответствуют ГОСТ Р 50970-2011. Тип сигнального столбика С3 из полимера или металла (предназначенные для многократного использования и самовосстанавливающие вертикальное положение после наезда транспортного средства). 2) Вертикальная разметка сигнальных столбиков: на корпусе столбика, имеющего в верхней части скос, вертикальная разметка в виде наклонной полосы черного цвета шириной 150-250 мм, угол наклона полосы равен углу скоса верхней части столбика, полоса на расстоянии 150 мм от верхнего торца столбика; верхняя часть столбика, не имеющая скоса, имеет вертикальную разметку в виде черной горизонтальной полосы шириной 100 мм. 3) Световозвращатели располагаются: на столбиках, имеющих скос верхней части, в центре черной полосы; на столбиках, не имеющих скоса, на расстоянии 100 мм от верха столбика под полосой черного цвета; круглые световозвращатели типа КД2 устанавливаются вертикально один над другим на расстоянии 80 мм друг от друга. 4) Класс по устойчивости к статической нагрузке (ветровой) ВД1. 5) Механическая прочность световозрощателей соответствует ВП2 6) Колориметрические характеристики корпуса столбика соответствуют ГОСТ Р 50970-2011 Минимальный коэффициент яркости, % 75,0 Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация. |
Таким образом, в составе первой части заявки заявителя не указан конкретный показатель ("Тип сигнального столбика С3 из полимера или металла"), а также указан показатель, не соответствующий требованиям аукционной документации (щебень фракции 5-10, 10-20 мм).
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Следовательно, аукционной комиссией правомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Довод заявителя в части обжалования положений аукционной документации признан не подлежащим рассмотрению в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Извещением о проведении электронного аукциона установлена дата окончания срока подачи заявок - 21.04.2017 года.
Между тем, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 26 апреля 2017 года.
Следовательно, довод заявителя в части обжалования положений аукционной документации не подлежит рассмотрению, поскольку жалоба подана по истечении срока, предусмотренного статьей 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 указаны документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 8.1 части 8 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации установлено следующее:
"Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов (74 911 852,40 рублей) начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Соответствующие строительные работы: объекты строительства, реконструкции или капитального ремонта. Работы относящиеся группе строительных работ: код ОКДП2 42.11. Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей".
Таким образом, установленные в аукционной документации требования к составу вторых частей заявок, а именно документов, предоставляемых участниками закупки в подтверждение своего соответствия дополнительным требованиям, не соответствуют пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Заказчиком нарушены часть 2 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В данный перечень также входят выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" 05.04.2017 года.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 1457 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2015) и действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28.11.2015 N 583.
Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона не установлен соответствующий запрет в соответствии с Постановлением N 1457.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 17.4 части 17 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе" аукционной документации установлено следующее: "Дата начала срока подачи запроса о разъяснении положений документации: дата публикации; окончание срока: 17.04.2017 г. Дата окончания срока размещения разъяснений положений документации Заказчиком: 19.04.2017 г."
Между тем, в аукционной документации не установлена дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7.2 части 7 "Требования к участникам закупки" аукционной документации установлено следующее:
"Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Между тем, данное требование не установлено в извещении о проведении электронного аукциона.
Заказчиком нарушены часть 1.1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7.1 части 7 "Требования к участникам закупки" аукционной документации установлено следующее:
"1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
а) Наличие свидетельства, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно Перечню видов работ, утверждаемого приказом Минэкономразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624, на работы, предусмотренные государственным контрактом:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Между тем, данное требование, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не установлены в извещении о проведении электронного аукциона.
Заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
6. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Между тем, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, не установлен в извещении о проведении электронного аукциона.
Заказчиком нарушены часть 2 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Учитывая, что аванс является составной частью цены контракта (устанавливаемой по желанию заказчика), а последняя, в свою очередь, является твердой, то, соответственно, и размер аванса должен быть выражен конкретно: либо в точном указании процентов, либо конкретном денежном выражении.
В Письме Казначейства России от 19.05.2015 года N 07-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок" указано, что согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в контракте должен указываться конкретный размер авансовых платежей с учетом требований законодательства, а также порядок их выплаты без установления дополнительных требований к целям расходования полученного аванса, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, формулировки о порядке оплаты, в том числе о выплате аванса, должны быть конкретными.
Пунктом 4.7 проекта контракта установлено следующее: "Для получения аванса Подрядчик направляет Заказчику заявку на аванс, расчет потребности авансового платежа и счет на аванс для оплаты материалов, конструкций и иных затрат связанных с исполнением Контракта, а также проект графика погашения аванса.
График погашения аванса определяется Сторонами путем заключения дополнительного соглашения.
Заказчик в течение 90 календарных дней с момента заключения соглашения о сроках погашения аванса, выплачивает Подрядчику аванс на сумму, признанную Заказчиком обоснованной в расчете потребности авансового платежа, но не более 20% от лимита годового финансирования по Контракту".
Следовательно, в проекте контракта не установлен конкретный размер аванса.
Заказчиком нарушены часть 13 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Проектом контракта установлено следующее:
"9.1. Заказчик назначает своих представителей на Объекте, которые от его имени не менее 1 раза в месяц (по уведомлению Подрядчика) осуществляют промежуточную приемку предъявленных Подрядчиком выполненных работ за текущий месяц. Приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с Перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ и действующими СП 78.13330.2012, ВСН 19-89 с составлением соответствующих актов установленной формы КС-2, КС-3, в том числе на электронных носителях с составлением акта промежуточной приемки ответственных конструкций.
В целях толкования условий настоящего контракта, а также условий Календарного графика производства подрядных работ стороны установили, что под терминами "текущим месяцем", "календарным месяцем" в Контракте, в Календарном графике производства подрядных работ признается период: с 25 числа предыдущего месяца по 24 число текущего календарного месяца.
9.2. По взаимному согласию стороны установили, что отсутствие подписи уполномоченного Заказчиком лица (хотя бы одного лица) в акте по форме КС-2 и справке по форме КС-3, свидетельствует о недействительности этих документов, как составленных с нарушением принятых сторонами правил, они не влекут правовых последствий, в том числе не влекут обязанности Заказчика по оплате работ. Другие документы, не указанные в настоящем пункте, либо документы, составленные с нарушением установленных сторонами правил, не могут служить основанием для оплаты работ по настоящему Контракту. По соглашению сторон, указанное правило о юридической силе, составленных в одностороннем порядке актов по форме КС-2 и по форме КС-3 (недействительности указанных документов), имеет силу соглашения сторон о признании сторонами обстоятельств в порядке статьи 70 АПК РФ.
9.3. Заказчик вправе отказать Подрядчику в приемке работ к оплате, если их объем, стоимость или качество не подтверждается исполнительной и другой технической документацией, о чем Подрядчику выдается мотивированный отказ.
9.4. В случае установления Заказчиком при приемке очередного вида работ несоответствия качества выполненных Подрядчиком работ, Акт выполненных работ Заказчиком не подписывается до момента устранения выявленных нарушений.
9.5. За 15 календарных дней до полного завершения работ на Объекте Подрядчик в письменной форме уведомляет Заказчика о необходимости создания комиссии по приёмке Объекта в эксплуатацию.
9.6. Подрядчик передает Заказчику за 10 календарных дней до начала приемки законченного ремонтом Объекта 1 экземпляр исполнительной документации, с письменным подтверждением соответствия переданной документации фактически выполненным работам".
Между тем, из указанных положений невозможно сделать однозначный вывод как о промежуточных сроках приемки выполненных работ, так и о сроке окончательной приемки выполненных работ.
Заказчиком нарушены часть 13 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Мегинские автомагистрали" на действия аукционной комиссии ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск км 1148+000 - км 1157+000 в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0316100007217000028) необоснованной. Довод в части обжалования положений аукционной документации признан не подлежащим рассмотрению.
2. Признать заказчика ФКУ Упрдор "Лена" нарушившим пункт 1 части 1, часть 1.1, часть 2 статьи 31, часть 13 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 2, 11 части 1, часть 4 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
5. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 мая 2017 г. N 06-388/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017