Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 мая 2017 г. N 44-2038/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 15" (далее - Заказчик):
ООО "Навигатор-Т" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12061-ЭП/17 от 16.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на поставку самоспасателей изолирующих противопожарных для нужд СПб ГБУЗ "Городская больница N 15" (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 10.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200005417000106. Начальная (максимальная) цена контракта - 169 733,33 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заявитель в жалобе указал на описание объекта закупки, соответствующего товару единственного производителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в извещении о проведении закупки установлены требования к товару, соответствующие товару единственного производителя: СИП-1, АО "Тамбовмаш".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на заседание Комиссии УФАС представлена сравнительная таблица аналогичных товаров, присутствующих на рынке, согласно которой требованиям Заказчика соответствует товар единственного производителя.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что представленная на заседание Комиссии УФАС сравнительная таблица аналогичных товаров не свидетельствует о соответствии требованиям Заказчика товара единственного производителя, в связи с тем, что не содержит подтверждение факта отсутствия иных производителей, не указанных в сравнительной таблице. Также на заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено доказательств того, что товар, требования к которому, по мнению Заявителя, установлены Заказчиком в извещении о закупке (СИП-1) не находится в свободном обращении и не предоставляется неограниченному кругу лиц производителем товара.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в извещении о закупке нестандартных показателей товара и требований к товару.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако, из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно разделу II "Требования к товару" Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок "Техническое задание" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Самоспасатель изолирующий": "Габаритные размеры самоспасателя, м: в сумке 0,110х0,230х0,270. Масса рабочей части, не более 1,8 кг. Время защитного действия при эвакуации, не менее, мин.: - при нагрузке средней тяжести - 20 минут; - при тяжелой нагрузке - 7,5 минут. Сопротивление дыханию при легочной вентиляции 30дм3/мин, Па, не более - 700. Сопротивление дыханию при легочной вентиляции 60дм3/мин, Па, не более - 1500.".
Согласно разделу II "Требования к товару" Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок "Техническое задание" Заказчиком установлены следующие требования о соответствии товара стандартам: "Товар должен соответствовать требованиям:
ГОСТ Р 53260-2009 (Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие с химически связанным кислородом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования, методы испытания).
ГОСТ Р 12.4.220-2012 Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие самоспасатели с химически связным или сжатым кислородом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов.
Технического регламента "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Технического регламента "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).".
В соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ Р 53260-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие с химически связанным кислородом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" в комплект самоспасателя должны входить:
- рабочая часть;
- герметичная упаковка;
- руководство по эксплуатации;
- паспорт;
- сумка (футляр, коробка).
Таким образом, согласно требованиям Заказчика участник закупки не вправе предложить к поставке самоспасатель, в комплект которого входит футляр или коробка, соответствующие требованиям ГОСТ Р 53260-2009.
Согласно п.п. 5.1.3, 5.1.4 ГОСТ Р 53260-2009 номинальное время защитного действия самоспасателя общего назначения должно быть не менее 15 мин. Номинальное время защитного действия самоспасателя специального назначения должно быть не менее 25 мин.
Согласно п. 5.8.1 ГОСТ Р 53260-2009 установлены требования к содержанию руководства по эксплуатации самоспасателя, которое должно содержать, в том числе: основные технические характеристики (время защитного действия, масса, защитные свойства).
Таким образом, ГОСТ Р 53260-2009 не содержит требования к показателю времени защитного действия при средней или тяжелой нагрузке.
Согласно п.п. 5.1.6, 5.1.7 ГОСТ Р 53260-2009 сопротивление дыханию на вдохе и выдохе самоспасателя общего назначения при легочной вентиляции 35 дм3/мин не должно превышать 800 Па. Сопротивление дыханию на вдохе и выдохе самоспасателя специального назначения при легочной вентиляции 35 дм3/мин не должно превышать 750 Па.
В соответствии с пп. 5 п. 4.4 раздела 4 Технического регламента Таможенного союза ТС ТР 019/2011 установлено следующее: "Средства индивидуальной защиты от химических факторов должны соответствовать следующим требованиям: в отношении изолирующих средств индивидуальной защиты органов дыхания на химически связанном кислороде: данное средство индивидуальной защиты органов дыхания должно обеспечивать защиту органов дыхания и зрения и иметь коэффициент защиты не менее 2·10О безопасности средств индивидуальной защиты; сопротивление дыханию на вдохе и выдохе при легочной вентиляции 70 дм3/мин не должно превышать 1960 Па, а при легочной вентиляции 35 дм3/мин не должно превышать 980 Па.
Таким образом, Заказчиком в извещении о закупке установлены нестандартные требования к конкретным значениям показателей без обоснования необходимости их использования.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно разделу II "Требования к товару" Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок "Техническое задание" Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 12.4.220-2012 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие самоспасатели с химически связным или сжатым кислородом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов.".
В соответствии с п. 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Р 12.4.220-2012 утратил силу с 01.06.2017.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление требования о соответствии товара ГОСТ Р 12.4.220-2012, согласно которому область его применения не распространяется на самоспасатели для эвакуации при пожаре, что не соответствует предмету закупки.
Согласно разделу 1 "Область применения ГОСТ Р 12.4.220-2012 настоящий стандарт распространяется на изолирующие самоспасатели с химически связанным или сжатым кислородом (далее - самоспасатели), предназначенные для экстренной защиты органов дыхания в не пригодной для дыхания атмосфере при эвакуации или в ожидании помощи, и устанавливает требования к самоспасателям, методам их испытаний, маркировке и правилам отбора образцов.Настоящий стандарт не распространяется на самоспасатели для эвакуации при пожарах.
Вместе с тем, согласно разделу II "Требования к товару" Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок "Техническое задание" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Самоспасатель изолирующий": "Самоспасатель изолирующий предназначен для защиты органов дыхания, зрения и головы при самостоятельной эвакуации из помещений (гостиниц, высотных зданий, вагонов, корабельных отсеков и пр.) во время пожара или при других аварийных ситуациях.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 12.4.220-2012 в части соответствия самоспасателей для эвакуации при аварийных ситуациях помимо пожара.
Кроме того, согласно доводам Заявителя требованиям Заказчика соответствует товар единственного производителя, который соответствует требованиям извещения о проведении закупки. Следовательно, на товарном рынке присутствуют товары, удовлетворяющие потребностям Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя об установлении требования о соответствии государственному стандарту, область которого не соответствует предмету закупки, Комиссией УФАС признан необоснованным.
Заявитель в жалобе указал на установление срока поставки товара, который ограничивает, по мнению Заявителя, количество участников закупки.
Согласно п. 1.6.2 Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок Заказчиком установлено ,в том числе следующее: "Срок поставки товара - в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика с 9 часов 00 минут до 16 часов 00 минут.".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в п.п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают, в том числе, из договора.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих позицию Заявителя, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления в техническом задании требований к исполнению контракта в части сроков поставки.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что жалоба содержит доводы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства, которые образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" частично обоснованной в части доводов об установлении в извещении о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей; об установлении требования о соответствии товара государственному стандарту, который утратил силу.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 мая 2017 г. N 44-2038/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017