Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 мая 2017 г. N 591
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПИК-БАРЬЕР" (далее - ООО "ПИК-БАРЬЕР", податель жалобы) на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка металлического осевого барьерного ограждения на участке км 788+000 - км 793+000 автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск в Красноярском крае" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 15.05.2017 поступила жалоба ООО "ПИК-БАРЬЕР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100010317000058.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Соломатов Алексей Валерьевич (доверенность N 104/-Д-2017 от 22.03.2016, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
- заказчиком неправомерно установлены требования к описанию товаров для изготовления товаров: например, щебня для монолитного бетона, песка для монолитного бетона, портландцемента;
- в ряде случаев в Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком не были указаны ни максимальные, ни минимальные или неизменные значения, позволяющие участнику закупки определить потребность заказчика, а именно: в отношении позиции "Щебень для монолитного бетона" заказчиком указано "указать генезис породы, группу щебня, виды применяемых фракций и значение полных остатков на контрольных ситах для каждых фракций исходя из следующих общих условий, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен", в отношении позиции "Портландцемент" - "указать марку цемента", в отношении позиции "Песок для монолитного бетона" - "указать класс песка, группу в зависимости от зернового состава", в отношении позиций "Знаки дорожные" - "указать типоразмер знака";
- в ряде случаев единицы изменения значений показателей, по мнению подателя жалобы, были намеренно изменены заказчиком по сравнению с единицами измерения ГОСТ по данным показателям без объективной на то причины, а именно: заказчик требует указать в отношении позиции "Бетон тяжелый" "Прочность на сжатие в возрасте 28 суток, МПа - в соответствии с ГОСТ и не менее 21,4";
- в инструкции о порядке заполнения заявки, в Приложении N2 к аукционной документации отсутствует указание на способы различия наименований показателей и значений таких показателей, что вводит участников закупки в заблуждение, например: в отношении позиций "Знаки дорожные" заказчиком указано: Коэффициент яркости элементов изображений знаков должен соответствовать значениям
Цвет элемента изображения |
Коэффициент яркости , %, не менее |
Знаки со световозвращающей поверхностью | |
Белый |
35,0 |
Синий |
1,0 |
Податель жалобы отмечает, что, исходя из вышеизложенного, участнику закупки неясно "Коэффициент яркости , %, не менее" - это только показатель или показатель и часть значения показателя;
- заказчиком были установлены показатели, которые не могут быть конкретизированы вообще или могут быть конкретизированы только по факту поставки товара и завершения работ, например, показатели зернового состава готовой смеси, содержания дробленных зерен в щебне из гравия, содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, содержания глины в комках от общего количества пылеватых и глинистых частиц в готовых смесях, величины удельной эффективной активности естественных радионуклидов в отношении позиции "Щебеночно-песчаная смесь" Приложения N 2 к аукционной документации, показатель "При горячем цинковании по ГОСТ 9.307 толщина покрытия должна быть не менее 80 и не более 200 мкм для основных элементов (стойка, балка, консоль) и 15-50 мкм для крепежных элементов" в отношении позиции "Барьерное металлическое ограждение". Требования нормативной документации прямо указывают на диапазонный характер контролируемых значений к таким материалам. Также податель жалобы ссылается на письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16;
- заказчиком не была установлена надлежащим образом инструкция о порядке заполнения первых частей заявок, например: "При указании в требованиях к материалу диапазонных/интервальных значений участник должен указать конкретное значение, руководствуясь правилами школьного курса обучения, при этом не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное значение и поэтому не могут быть конкретизированы - "Параметр неизменный"". Податель жалобы указывает на то, что участникам закупки неясно, что означают формулировки заказчика "руководствуясь правилами школьного курса обучения", "по своей сути имеющие интервальное значение".
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого при выполнении работ товара. Заказчиком не было установлено характеристик товаров, показатели по которым могут быть известны только после их изготовления, что подтверждается письмами производителей металлического барьерного ограждения, щебеночно-песчаной смеси. На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка металлического осевого барьерного ограждения на участке км 788+000 - км 793+000 автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск в Красноярском крае.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в разделе 1 рассматриваемой документации (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что работы, являющиеся объектом закупки, необходимо выполнить в соответствии с условиями, изложенными в проекте контракта и его приложениях (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе), с требованиями Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение N 3 к проекту контракта), Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к проекту контракта). Вместе с этим, заказчик сообщил участникам закупки о том, что товары и их характеристики содержатся в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе.
В Приложении N 2 к документации об электронном аукционе заказчиком были изложены, в том числе следующие требования к щебню для монолитного бетона, портландцементу, песку для монолитного бетона, знакам дорожным:
- позиция "Щебень для монолитного бетона", характеристики: указать генезис породы, группу щебня, виды применяемых фракций;
- позиция "Портландцемент", характеристики: указать марку цемента;
- позиция "Песок для монолитного бетона", характеристики: указать класс песка, группу в зависимости от зернового состава;
- позиции "Знаки дорожные" (8.22.1), характеристики: указать тип пленки и типоразмер знака.
Поскольку часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, в случае установления заказчиком в описании объекта закупки функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик необходимых товаров на основании части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывать показатели (неизменные, максимальные и (или) минимальные значения показателей), позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, установленным заказчиком требованиям, то указанные выше действия заказчика, допустившего в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе указание генезиса породы, группы щебня, вида (видов) применяемых фракций в отношении позиции "Щебень для монолитного бетона", марки цемента в отношении позиции "Портландцемент", класса песка и группы в зависимости от зернового состава в отношении позиции "Песок для монолитного бетона", типа пленки, типоразмера знака в отношении позиций "Знаки дорожные" (8.22.1) без сопровождения их неизменными, максимальными и (или) минимальными значениями показателей, позволяющих определить потребность заказчика, не подлежит признанию надлежащим исполнением требований части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Также указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается обоснованным.
Вместе с этим, в отношении довода подателя жалобы о неправомерном установлении заказчиком требования к описанию товаров для изготовления товаров: например, щебня для монолитного бетона, песка для монолитного бетона, портландцемента, Комиссия отмечает, что, исходя из системного толкования норм права Закона о контрактной системе, заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Само по себе установление заказчиком характеристик к щебню для монолитного бетона, песку для монолитного бетона, портландцементу не способствует ограничению количества участников закупки, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
В позиции "Бетон тяжелый" Приложения N 2 к документации об электронном аукционе заказчик указал, в том числе следующую характеристику: прочность на сжатие в возрасте 28 суток, МПа - в соответствии с ГОСТ и не менее 21,4.
Показатель прочности бетона на сжатие предусмотрен ГОСТ 18105-2010 "Бетоны. Правила контроля и оценки прочности" (предусмотрен к использованию Приложением N 4 к проекту контракта), в соответствии с положениями которого указанный показатель измеряется в следующих единицах - МПа. Следовательно, довод подателя жалобы о том, что заказчиком были намеренно изменены единицы изменения значений показателей по сравнению с единицами измерения по данным показателям, предусмотренными национальным стандартом, не находит своего подтверждения в ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу.
В позициях "Знаки дорожные" (8.22.1) Приложения N 2 к документации об электронном аукционе заказчиком предусмотрена следующая характеристика: коэффициент яркости элементов изображений знаков должен соответствовать значениям
Цвет элемента изображения |
Коэффициент яркости , %, не менее |
Знаки со световозвращающей поверхностью | |
Белый |
35,0 |
Красный |
5,0 |
Вышеуказанная характеристика была установлена заказчиком в соответствии с пунктом 5.6.2 ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004).
В инструкции по заполнению заявки (раздел 2 аукционной документации) указано о том, что в случае, если в Приложении N 2 к рассматриваемой документации указаны максимальные (не более, менее, до, не выше) и/или минимальные (не менее, более, от, свыше) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "не менее/не более", "менее/более", "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до", "тире", "дефис", "не выше", "свыше".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из способа изложения требования заказчика к коэффициентам яркости элементов изображений знаков, не противоречащего ГОСТ Р 52290-2004, "Коэффициент яркости , %, не менее" является наименованием показателя, в свою очередь "35,0" (в отношении белого цвета элемента изображения), "5,0" (в отношении красного цвета элемента изображения) неизменными значениями такого показателя, что позволяет определить потребность заказчика и сформировать предложение в заявке на участие в электронном аукционе. Таким образом, рассматриваемые действия заказчика не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В результате изучения содержания раздела 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации Комиссией было установлено, что к участникам закупки были предъявлены аналогичные вышеизложенным требования к содержанию и составу заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе. При этом в данном разделе аукционной документации заказчик сообщил участникам закупки о том, что товары и их характеристики, которые необходимо указывать в первой части заявки, содержатся в приложении N 2 к документации об электронном аукционе и в инструкции по заполнению заявки.
Также в разделе 2 аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки участником электронного аукциона, которая содержит следующие условия:
- "В случае, если в Приложении 2 к настоящей документации указаны максимальные (не более, менее, до, не выше) и/или минимальные (не менее, более, от, свыше) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "не менее/не более", "менее/более", "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до", "тире", "дефис", "не выше", "свыше"";
- "При указании в требованиях к материалу диапазонных/интервальных значений участник должен указать конкретное значение, руководствуясь правилами школьного курса обучения, при этом не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное значение и поэтому не могут быть конкретизированы - "Параметр неизменный"";
- "Конкретные показатели не должны противоречить требованиям, установленным приложением N 4 к проекту государственного контракта". При этом Комиссия отмечает, что в приложении N 4 к проекту государственного контракта содержится Перечень нормативно-технических документов, обязательных при осуществлении проектных и дорожных работ.
В Приложении N 2 к документации об электронном аукционе заказчиком были изложены, в том числе следующие требования к щебеночно-песчаной смеси:
Зерновой состав готовой смеси должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице:
Номер смеси |
Наибольший размер зерен Д,мм |
Полный остаток, % по массе, на ситах с размерами отверстий, мм |
|||||||||
120 |
80 |
40 |
20 |
10 |
5 |
2,5 |
0,63 |
0,16 |
0,05 |
||
Смеси для оснований (непрерывная гранулометрия) | |||||||||||
С10 |
40 |
0 |
0 |
0-10 |
25-60 |
45-80 |
57-85 |
57-85 |
71-91 |
87-97 |
95-100 |
Содержание дробленных зерен в щебне из гравия: не менее 80% по массе.
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: не более 35%.
Содержание глины в комках от общего количества пылеватых и глинистых частиц в готовых смесях: не более 20% по массе.
Содержание в готовых смесях частиц размером менее 0,05 мм (пылевидных и глинистых): должно соответствовать требованиям, приведенным в таблице указанной выше (указывать в числовом выражении).
Величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов: до 1500 Бк/кг.
В Перечне нормативно-технических документов, обязательных при осуществлении проектных и дорожных работ, содержащемся в приложении N 4 к проекту государственного контракта, помимо прочих имеются ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (пункт 293 приложения N 4 к проекту государственного контракта) и ГОСТ 8267-93 "Щебень из природного камня для строительных работ. Технические условия" (пункт 156 приложения N 4 к проекту государственного контракта).
ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" распространяется на готовые щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси, применяемые для устройства покрытий, оснований и дополнительных слоев оснований автомобильных дорог и оснований аэродромов и укрепления обочин автомобильных дорог, а также на щебень, применяемый для устройства оснований по способу заклинки.
Проанализировав ГОСТ 25607-2009, Комиссия установила, что согласно пункту 3.2.1. указанного ГОСТа зерновой состав готовых смесей должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3, а именно:
Номер смеси |
Наибольший размер зерен Д,мм |
Полный остаток, % по массе, на ситах с размерами отверстий, мм |
|||||||||
120 |
80 |
40 |
20 |
10 |
5 |
2,5 |
0,63 |
0,16 |
0,05 |
||
Смеси для оснований (непрерывная гранулометрия) | |||||||||||
С10 |
40 |
0 |
0 |
0-10 |
25-60 |
45-80 |
57-85 |
57-85 |
71-91 |
87-97 |
95-100 |
Пунктом 3.2.7. ГОСТ 25607-2009 предусмотрено, что щебень и гравий, входящие в состав смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 по прочности, истираемости, морозостойкости, содержанию дробленых зерен в щебне из гравия, устойчивости структуры против железистого и силикатного распадов. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии не должно превышать 35%.
Согласно пункту 3.2.3. ГОСТ 25607-2009 содержание в готовых смесях частиц размером менее 0,05 мм (пылевидных и глинистых) должно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3. Допускается недостаток частиц размером менее 0,05 мм дополнять путем смешения с суглинками, пылеватыми песками и отходами промышленного производства (золошлаковыми смесями, фосфогипсом, нефелиновыми шламами и др.). Содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более, % по массе: 20 - для оснований; 10 - для покрытия.
В силу пункта 3.3. ГОСТ 25607-2009 щебень и готовые смеси в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф должны применяться: для строительства дорог и аэродромов без ограничения при Аэфф до 740 Бк/кг (класс II); для строительства дорог и аэродромов вне населенных пунктов и зон перспективной застройки при Аэфф св. 740 до 1500 Бк/кг (класс III).
ГОСТ 8267-93 "Щебень из природного камня для строительных работ. Технические условия" распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.
Согласно пункту 4.3.1. ГОСТ 8267-93 щебень из гравия и валунов должен содержать дробленые зерна в количестве не менее 80% по массе. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем выпуск щебня из гравия с содержанием дробленых зерен не менее 60%.
Исходя из требований, установленных заказчиком к описанию объекта закупки, а также к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, с учетом приведенных в настоящем решении требований инструкций по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участнику электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежало конкретизировать значение показателей "Полный остаток, % по массе, на ситах с размерами отверстий, мм", "Содержание дробленных зерен в щебне из гравия", "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Содержание глины в комках от общего количества пылеватых и глинистых частиц в готовых смесях", "Содержание в готовых смесях частиц размером менее 0,05 мм (пылевидных и глинистых)", "Величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов" для товара "Щебеночно-песчаная смесь", то есть привести значения указанных показателей без указания слов "не менее/не более", "менее/более", "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до", "не выше", "свыше" и знаков "тире", "дефис".
Комиссия отмечает, что разделом 4 ГОСТ 25607-2009 и разделом 5 ГОСТ 8267-93 определены правила приемки щебня и готовых смесей. Указанными разделами ГОСТов предусмотрено, что приемку и поставку щебня и готовых смесей проводят партиями. При этом Партией считают количество щебня одной фракции или смесей фракций и готовой смеси, установленное в договоре на поставку, одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе (вагоне) или судне. При приемочном контроле определяют зерновой состав; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; содержание дробленых зерен в щебне из гравия.
При отгрузке потребителю каждую партию щебня и готовых смесей сопровождают документом о качестве, в котором указывают помимо иной информации зерновой состав щебня и готовых смесей; содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках; содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в щебне (гравии); содержание дробленых зерен в щебне из гравия; удельную эффективную активность естественных радионуклидов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что конкретные значения таких показателей товара "Щебеночно-песчаная смесь" как "Полный остаток, % по массе, на ситах с размерами отверстий, мм", "Содержание дробленных зерен в щебне из гравия", "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Содержание глины в комках от общего количества пылеватых и глинистых частиц в готовых смесях", "Содержание в готовых смесях частиц размером менее 0,05 мм (пылевидных и глинистых)", "Величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов" возможно определить только на этапе закупки данного товара определенной партии при получении документа о качестве.
Представленные заказчиком письма изготовителей товаров, в том числе паспорта на щебеночно-песчаную смесь, не принимаются Комиссией, поскольку у участника закупки отсутствует обязанность на этапе подготовки заявки на участие в электронном аукционе обращаться к изготовителям товаров с запросами о предоставлении конкретных характеристик производимых ими товаров, равно как и у изготовителей товаров отсутствует обязанность отвечать на такие запросы. Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того факта, что у изготовителя имеется возможность воспроизвести партию товара, в частности щебеночно-песчаной смеси, с контрено заданными значениями характеристик в том случае, если партия, на которую выдавался паспорт закончится ко времени исполнения контракта.
При этом Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, в данной части доводы подателя жалобы являются обоснованными, а вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичное нарушение заказчиком требований части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе было установлено Комиссией при анализе и сопоставлении с требованиями национальных стандартов (ГОСТ 9.307-89 "Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля", ГОСТ 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия", предусмотренные к применению пунктами 94, 306 Приложения N 4 к проекту государственного контракта), требований заказчика к позиции "Барьерное металлическое ограждение" в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе, где заказчиком установлено следующее: "При горячем цинковании по ГОСТ 9.307 толщина покрытия должна быть не менее 80 мкм для основных элементов (стойка, балка), не менее 60 мкм для консолей и мелкогабаритных деталей, не менее 15 мкм для крепежных изделий". Анализ вышепоименованных национальных стандартов показал Комиссии, что указанные показатели толщины покрытия барьерного металлического ограждения определяются методами контроля на предприятии-изготовителе и нормативно-технической документацией на конкретное изделие, которое Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии в момент подачи заявки. Таким образом, указанное требование заказчика подробно описать в заявке путем предоставления конкретных значений показателей толщины покрытия барьерного металлического ограждения, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В отношении довода подателя жалобы о ненадлежащем установлении заказчиком в аукционной документации Инструкции по заполнению заявки участником электронного аукциона Комиссия сообщает следующее.
Инструкция по заполнению заявки участником электронного аукциона, предусмотренная разделом 2 аукционной документации, содержит помимо прочих следующие условия:
- "При указании в требованиях к материалу диапазонных/интервальных значений участник должен указать конкретное значение, руководствуясь правилами школьного курса обучения, при этом не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное значение и поэтому не могут быть конкретизированы - "Параметр неизменный"";
- "По значениям указанным как "Параметр неизменный" выделенный в тексте жирным курсивом, участник закупки значения изменять не должен. Эквивалентность предлагаемого товара будет устанавливаться по комплектности, всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Приложении 2 к настоящей документации об аукционе".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что использованная заказчиком формулировка "по своей сути имеющие интервальное значение", не может ввести участника закупки в заблуждение, поскольку заказчиком в рассматриваемой инструкции "параметры товара, по своей сути имеющие интервальное значение и поэтому не могут быть конкретизированы" определены понятием "Параметр неизменный", значение которого заказчиком также раскрыто в инструкции.
Формулировка заказчика "руководствуясь правилами школьного курса обучения" признается Комиссией необоснованной и незаконной, поскольку инструкция по заполнению заявки содержит указание на конкретные правила школьного курса обучения, которыми участнику закупки надлежит пользоваться при заполнении заявки. При этом школьный курс обучения содержит значительный объем правил по множеству учебных дисциплин.
С учетом того обстоятельства, что инструкция по заполнению заявки по своему смыслу является расшифровкой требований и указаний, содержащихся в описании объекта закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком нарушено закрепленное в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе правило объективности описания объекта закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика также нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ПИК-БАРЬЕР" обоснованной в части составления описания объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "ПИК-БАРЬЕР" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 мая 2017 г. N 591
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017