Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2017 г. N 2-57-4939/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей Государственного учреждения - Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда Российской Федерации: Н.Н. Хатунцева, Е.И. Ермолаевой,
при участии представителя ООО "Агат": И.В. Балякина,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения - Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования инженерных систем зданий МИЦ ПФР (Закупка N 0273100001617000001) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/22300/17 от 11.05.2017, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчиком установлены неправомерные положения в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе предусмотрено, в том числе, следующее положение: "В случае если параметр, требуемый заказчиком в соответствии с определенным ГОСТ не регламентируется ГОСТом для выбранной участником марки, сорта, типа и т.п. материала, в заявке в столбце "Значение, предлагаемое участником" следует указать "не нормируется", что не соответствует ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе и является неправомерным требованием к порядку оформления заявки на участие в аукционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указаны противоречивые положения: "При заполнении Формы, рекомендованной Заказчиком, редактированию со стороны Участников закупки не подлежат графы: "N п/п", "Наименование товара", "Требуемый параметр", "Требуемое значение", "Ед. изм.". Перечисленные графы заполняются исключительно Заказчиком", "В случае наличия по каким-либо причинам неконкретной информации в графе "Требуемый параметр", конкретизации со стороны Участника закупки данная информация не подлежит", "Указанные участником показатели предлагаемого товара должны быть четкими, однозначными и не допускать двусмысленного толкования", "При описании характеристик используемого товара не допускается использование слов "не более", "не менее", "менее", "до", "от", "более", "или", "либо", "свыше", "около", "превышает", "может быть", "должно быть", "допускается", "не допускается", "лучше", "хуже", символов "-", "~", "", "", "<", ">" а также описание характеристик в виде неконкретных значений, если описываемый параметр имеет конкретное значение, за исключением показателей характеристик, заключенных в квадратные скобки ("[]") и случаев, когда, согласно инструкции участнику требуется указать диапазон значений", "В случае, если согласно инструкции, Заказчиком запрашивается диапазон значений, Участник закупки должен указать диапазон значений, независимо от используемых при этом слов и символов. Например, запрашивается "диапазон должен быть более чем от 0 до 10" или "диапазон должен быть более чем 0-10", в таком случае участнику необходимо указать именно диапазон значений, являющийся более (шире) заданного Заказчиком, при этом допускается включение крайних значений, а слова "от", "до" и символ "-" лишь разделяют минимальное и максимальное значения диапазона (например, ответ может быть "0-11" или "от 0 до 11")".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод, а также свидетельствующих о том, что указанные положения инструкции заполнению заявки могут вводить участников закупки в заблуждение при формировании первой части заявки на участие в аукционе, в частности, отсутствует указание на конкретные товары, требования к которым, с учетом вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки, являются противоречивыми.
По мнению Заявителя Заказчиком установлены следующие неправомерные положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "Обоснованием требований к предельным отклонениям от номинальных значений параметров материалов является необходимость соответствия технических характеристик таких материалов нуждам Заказчика и нормативным документам. В случаях требований предельных отклонений, Участникам закупки необходимо указать максимальное возможное отклонение в виду чего исключается необходимость наличия материалов на момент проведения закупки. В случае победы участника и поставки материалов с лучшими характеристиками (по сравнению с предложенными в составе первой части заявки) по параметру "предельное отклонение", такие материалы будут соответствовать нуждам Заказчика", "Обоснованием требований к качеству поверхностей материалов (описание возможных дефектов поверхностей при их наличии) является необходимость соответствия качественных характеристик таких материалов нуждам Заказчика и нормативным документам. В случаях требований к качеству поверхностей, Участникам закупки необходимо указать максимальные возможные значения количества, размеров и т.п. дефектов (если такие допускаются по ГОСТ для выбранного сорта, марки и т.п. материала) в виду чего исключается необходимость наличия материалов на момент проведения закупки. В случае победы участника и поставки материалов с лучшими характеристиками (по сравнению с предложенными в составе первой части заявки), такие материалы будут соответствовать нуждам Заказчика", поскольку данные требования являются излишними и не позволяют Заказчику определить характеристики предлагаемых участниками закупки к использованию при оказании услуг товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе включены указанные положения в связи с тем, что участникам закупки на момент формирования первой части заявки на участие в закупке не представляется возможным определить конкретные значения отклонений значений характеристик применяемых товаров, а также число и размеры дефектов поверхностей данных материалов.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о том, что вышеуказанное требование может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. В своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требования к товарам, применяемым при выполнении работ таким образом, что препятствуют корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Форме N 2 требования к арендуемой технике установлены, в частности, следующим образом: в п. 13 "Кран трехходовой" включен параметр "Кран должен быть предназначен", содержащую описание характеристики и не подлежащую корректировке участником закупки, а в графе "Требуемое значение", которая должна содержать минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным климатом У-В".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при оказании услуг, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п.9 "Масло компрессорное" установлено требование к характеристике "Температура застывания";
- в п.13 "Кран трехходовой" установлены требования к характеристикам "Эффективный диаметр крана", "Оси резьб кранов", "Шаг резьбы присоединения", "Наружный диаметр внутренней резьбы", "Средний диаметр наружной резьбы", "Внутренний диаметр внутренней резьбы";
- в п.17 "Крепежный элемент" установлены требования к характеристикам "Номинальный диаметр головки", "Номинальная высота головки", "Радиус сферы головки", "Ширина площадки", "Номинальная ширина прямого шлица", "Максимальная глубина прямого шлица", "Допуск соосности головки относительно стержня", "Допуск симметричности шлица относительно стержня в диаметральном выражении", "Номер крестообразного шлица", "Диаметр крестообразного шлица", "Глубина крестообразного шлица", "Минимальная глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", "Внутренний диаметр резьбы", "Шаг резьбы", "Недовод резьбы", "Номинальный диаметр резьбы", "Длина конического конца", "Масса 1000 шт. крепежных элементов";
- в п.19 "Пена монтажная" установлены требования к характеристикам "Прочность сцепления с материалами стеновых проемов", "Плотность", "Прочность при растяжении", "Относительное удлинение при разрыве", "Влагопоглощение по объему при поверхностном воздействии влаги за 24 ч";
- в п.20 "Сталь листовая оцинкованная тип 1" установлены требования к характеристикам "Отклонения от плоскостности листов на 1 м длины", "Серповидность оцинкованного проката", "Временное сопротивление разрыву", "Предел текучести", "Относительное удлинение", "Масса цинкового покрытия, нанесенного с двух сторон проката средняя по трем образцам\ по одному образцу:", "Толщина цинкового покрытия с одной стороны проката средняя по трем образцам\ по одному образцу при плотности цинка, равной 7,13 г/см3:";
- в п.24 "Болты с шайбами и гайками тип 1" установлены требования к характеристикам "Высота головки номинальная (k)", "Диаметр описанной окружности (e)", "Длина стержня болта (ls)", "Наружный диаметр шайбы", "Внутренний диаметр шайбы", "Шаг резьбы гайки";
- в п.25 "Шурупы тип 1" установлены требования к характеристикам "Внутренний диаметр резьбы", "Шаг резьбы", "Диаметр головки", "Высота головки", "Диаметр крестообразного шлица", "Уменьшение минимального диаметра головки в направлении шлица", "Глубина крестообразного шлица", "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", "Максимальная глубина прямого шлица", "Масса 1000шт. шурупов", "Заостренная часть (буравчик) шурупа", "Притупление острия шурупа", "Радиус сферы R1 и R2";
- в п.26 "Припои" установлены требования к характеристикам "Плотность припоев", "В зависимости от химического состава";
- в п.27 "Спирт этиловый тип 1" установлены требования к характеристикам "Концентрация этилового спирта", "Массовая концентрация сложных эфиров, в пересчете на уксусноэтиловый эфир", "Массовая концентрация сивушного масла", "Концентрация метилового спирта", "Область воспламенения";
- в п.28 "Ацетон технический" установлены требования к характеристикам "Плотность", "Массовая доля ацетона", "Массовая доля воды", "Массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту", "Устойчивость к окислению марганцовокислым калием";
- в п.34 "Парусина" установлены требования к характеристикам "Стойкость к прожиганию", "Разрывная нагрузка утка", "Поверхностная плотность", "Водоупорность по кошель-пенетрометру", "Раздирающая нагрузка основы и утка";
- в п.35 "Электроды" установлены требования к характеристикам "Временное сопротивление разрыву", "Относительное удлинение", "Ударная вязкость", "Металл сварных швов", "Ударная вязкость металла шва и наплавленного металла aН45 должна составлять", "Длина зачищенного от покрытия конца", "Разность толщины покрытия в диаметрально противоположных участках, допускаемые для 10 % контролируемых электродов", "Максимальный линейный размер поры";
- в п.38 "Шкурка шлифовальная тип 1" установлены требования к характеристикам "Разрывная нагрузка основы в продольном направлении", "Разрывная нагрузка основы в поперечном направлении", "Удлинение при разрыве в продольном направлении", "Режущая способность шкурки", "Коэффициент водостойкости";
- в п.39 "Шнур асбестовый" установлены требования к характеристикам "Результирующая линейная плотность шнура", "Массовая доля асбестового волокна в шнурах", "Массовая доля влаги";
- в п.40 "Шурупы тип 2" установлены требования к характеристикам "Внутренний диаметр резьбы", "Шаг резьбы", "Диаметр головки", "Высота головки", "Диаметр крестообразного шлица", "Уменьшение минимального диаметра головки в направлении шлица", "Глубина крестообразного шлица", "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", "Масса 1000шт. шурупов", "Заостренная часть (буравчик) шурупа", "Притупление острия буравчика, от диаметра стержня";
- в п.41 "Кислород технический" установлены требования к характеристикам "объемная доля кислорода", "объемная доля водяных паров", "Объемная доля водорода";
- в п.42 "Ацетилен" установлены требования к характеристикам "Объемная доля ацетилена", "Объемная доля фосфористого водорода", "Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов", "Объемная доля сероводорода", "Плотность при 0°С и 101,3 кПа", "Температура самовоспламенения ацетилена";
- в п.44 "Солидол жировой" установлены требования к характеристикам "Температура каплепадения", "Содержание свободных органических кислот", "Температура вспышки смазки", "Содержание механических примесей, нерастворимых в соляной кислоте";
- в п.45 "Растворитель" установлены требования к характеристикам "Массовая доля ароматических углеводородов", "Плотность", "Содержание водорастворимых кислот и щелочей", "Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле", "Летучесть по ксилолу", "Анилиновая точка";
- в п.49 "Лак битумный" установлены требования к характеристикам "Предельно допустимая концентрация растворителя в воздухе рабочей зоны производственных помещений", "Температура вспышки растворителя";
- в п.50 "Олифа" установлены требования к характеристикам "Цвет по йодометрической шкале", "Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при (20_2)°С";
- в п.51 "Прокладки из паронита" установлены требования к характеристикам "Максимально допустимое давление", "Плотность", "Параметр шероховатости уплотняемых поверхностей", "Условная прочность при разрыве в поперечном направлении";
- в п.59 "Ветошь" установлены требования к характеристикам "Зольность", "Фактическая влажность", "Массовая доля пыли", "Нормированная влажность";
- в п.69 "Трубки защитные гофрированные": "Минимальное значение поверхностной плотности теплового потока, при котором возникает устойчивое пламенное горение", "Температура дымовых газов";
- в п.72 "Шкурка шлифовальная тип 2" установлены требования к характеристикам "Зернистость", "Неравномерность толщины шкурки", "Разрывная нагрузка основы в продольном направлении", "Разрывная нагрузка основы в поперечном направлении", "Режущая способность шкурки";
- в п.75 "Гвозди строительные" установлены требования к характеристикам "Односторонний равномерный прогиб стержня", "Диаметр стержня", "Масса тысячи гвоздей", "Отклонение от соосности головки относительно стержня", "Высота головки гвоздей минимальная", "Диаметр головки гвоздей", "Максимальное отклонение от круглости головок".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, установлено, что Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве указывалось на неправомерность установления Заказчиком в аукционной документации требований к вышеуказанным характеристикам товаров о результатам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" на действия Заказчика при проведении аукциона, вследствие рассмотрения которой Заказчику выдано обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 11.04.2017 по делу N 2-57-3572/77-17 (далее - Предписание)
Согласно Предписанию, Заказчик обязан, в частности, привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 11.04.2017 по делу N 2-57-3572/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что аукционная документация Заказчика не приведена в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом решения Комиссии Управления от 11.04.2017 по делу N 2-57-3572/77-17, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия Государственного учреждения - Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда Российской Федерации обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг, а также установления неправомерных положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 64, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместителя председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Г.А. Радочинский
Д.А. Орехов
исп. Орехов Д.А. 8-495-784-75-05 (доб.192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2017 г. N 2-57-4939/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017