Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 мая 2017 г. N 276-ж/17
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу ООО "Строительно-монтажное управление", в присутствии:
- представителя Администрации Каслинского муниципального района, действующего на основании доверенности от 20.03.2017;
- представителя МОУ "Каслинская СОШ N27", действующего на основании Приказа от 30.08.2013;
- представителя ООО "Строительно-монтажное управление", действующего на основании доверенности N 15/1 от 15.05.2017;
- представителя ООО "Строительно-монтажное управление", действующего на основании Решения N 2 от 20.04.2017;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 11.05.2017 поступила жалоба ООО "Строительно-монтажное управление" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на текущий ремонт помещения (ремонт потолка и вестибюля 1-го этажа) (извещение N 0169300028117000074) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 02.05.2017 Администрация Каслинского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 415 253,63 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.05.2017 17:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Строительно-монтажное управление" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе неправомерно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений заказчиком, а также неправомерно не установлены требования к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в локальном сметном расчете указаны материалы с товарными знаками без сопровождениями словами "или эквивалент" и без указания характеристик эквивалентности.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Срок окончания предоставления разъяснений участнику закупки установлен с учетом двухдневного срока для предоставления разъяснений в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Единые требования к участнику закупки не предусмотрены в связи с тем, что ремонт потолка и вестибюля 1-го этажа является текущим ремонтом и не требует наличия свидетельства СРО у участника закупки.
В локальном сметном расчете содержатся материалы и их характеристики с учетом единичных расценок, указанных в сметных нормативах.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, при исчислении сроков должны учитываться нормы гражданского законодательства, в том числе в аспекте определения срока предоставления заказчиком разъяснений документации о закупке.
В извещении и пункте 18 раздела 1 документации о закупке указано, что окончание срока подачи заявок - 11.05.2017 в 17:00.
Таким образом, с учетом части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе сроком окончания направления участником закупки запроса о разъяснении документации о закупке является 07.05.2017.
Таким образом, окончание двухдневного срока, предусмотренного для предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, приходится на 09.05.2017 (вторник, праздничный день), то есть сроком окончания предоставления ответа является первый рабочий день - 10.05.2017 (среда), тогда как из пункта 17 раздела 1 документации о закупке следует, что дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений участнику закупки - 09.05.2017.
Таким образом, дата окончания срока предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, указанная в документации о закупке, не соответствует пункту 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона (при наличии таких требований).
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки при наличии требований, установленных действующим законодательством.
В пунктах 15, 21 раздела 1 документации об аукционе в требованиях к участнику закупки, а также в требованиях к составу второй части заявки указано, что предоставление документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов - не установлено.
Таким образом, в документации о закупке конкретизировано, что требования к участнику закупки, а также к составу второй части заявки не установлены, что соответствует пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, которые бы позволяли сделать вывод, что для выполнения работ, указанных в локальном сметном расчете, в соответствии с действующим законодательством требуется свидетельство СРО либо иной документ, подтверждающий право участника на выполнение работ, являющихся объектом закупки.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное требование о запрете указания в документации о закупке, в том числе сведений о товарном знаке при описании объекта закупки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 раздела 1 документации о закупке локальная смета является неотъемлемой частью документации о закупке и определяет состав, виды и объем работ, подлежащих выполнению.
По позиции 18 локальной сметы - "блок дверной, одностворчатый, 3-х филёнчатый, глухой сосновый, лакированный, модель FF OKSAMANTY 3P" и позиции 20 локальной сметы - "смесь штукатурная "Ротбанд", КНАУФ" указаны материалы, применяемые в ходе выполнения работ.
Согласно общедоступным сведениям, размещенным в сети "Интернет" (http://www.pentapol-m.ru/?an=3, http://e-dz.ru/catalog/matti-ovi) "FF OKSAMANTY 3P" является моделью дверного блока производителя MATTI-OVI (Финляндия).
Кроме того, согласно данным официального сайта (http://www.knauf.ru/catalog/find-products-and-systems/knauf-rotband.html #showtab-tab_1410_3) штукатурка гипсовая универсальная Ротбанд производится компанией КНАУФ (Германия).
Таким образом, в документации о закупке содержатся конкретные наименования поставляемой продукции, а также наименования производителей указанной продукции, что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С учетом того, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как на участие в аукционе подано 7 заявок, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 40,06%, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности и добросовестности принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Строительно-монтажное управление" на действия заказчика обоснованными в части указания срока окончания предоставления разъяснений и описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в остальной части - необоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 мая 2017 г. N 276-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017