Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 мая 2017 г. N ЭА-791/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Вертикаль МС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района при проведении электронного аукциона: "Ремонт ул. Вольной от ПК0+00 (ул. Красноармейская) до ПК 16+34, от ПК 16+67 до ПК 18+48 в г. Усть-Лабинске" (извещение N 0118300006917000029) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что заказчиком при описании объекта закупки установлены нестандартные и избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ. Неправомерно установлено требование о наличии свидетельства СРО. Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок 10.05.2017, при этом с 6.05.2017 по 09.05.2017 были выходные дни.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района проводился электронный аукцион: "Ремонт ул. Вольной от ПК0+00 (ул. Красноармейская) до ПК 16+34, от ПК 16+67 до ПК 18+48 в г. Усть-Лабинске" (извещение N 0118300006917000029).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 214 094,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении 1 к разделу 2 Описание объекта закупки "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Смесь гравийно-песчаная |
|
Смесь гравийно-песчаная (макс. фр. 40 мм) по ГОСТ 25607-2009 для устройства слоев оснований |
|
Минимальная марка гравия по дробимости в цилиндре: |
800 |
|||
Содержание глины в комках, % по массе: |
не более 0,5 |
|||
Марка гравия по морозостойкости: |
не ниже F50 |
|||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии, % по массе: |
не более 35 |
|||
Зерновой состав готовых смесей: полный остаток, % по массе, на ситах с размерами отверстий, мм: |
|
|||
80 |
0 |
|||
40 |
0-10 |
|||
20 |
25-60 |
|||
10 |
45-80 |
|||
5 |
57-85 |
|||
2,5 |
67-88 |
|||
0,63 |
80-95 |
|||
0,16 |
90-97 |
|||
0,05 |
95-100 |
|||
2 |
Смесьгорячая асфальтобетонная дорожная. |
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II по ГОСТ 9128-2013 |
|
Температура асфальтобетонной смеси в зависимости от показателя битумов (61-90) при глубине проникания иглы, 0,1 мм: при температуре 25°С:, при отгрузке, °С |
от 145 до 155 |
|||
Зерновой состав минеральной части для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм, в пределах диапазона не более, в % по массе: |
|
|||
20 |
90-100 |
|||
15 |
80-100 |
|||
10 |
70-100 |
|||
5 |
50-60 |
|||
2,5 |
38-48 |
|||
1,25 |
28-37 |
|||
0,63 |
20-28 |
|||
0,315 |
14-22 |
|||
0,16 |
10-16 |
|||
0,071 |
6-12 |
|||
Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей плотных типов Б, в %, в пределах диапазона, не более: |
от 14 до 19 |
|||
3 |
Битум |
|
Битум по ГОСТ 22245-90 |
|
Марка |
БНД 90/130 или БНД 60/90 |
|||
Глубина проникновения иглы , 0,1 мм: |
|
|||
при 25°С |
61-130 |
|||
при 0°С, не менее |
20 |
|||
Температура самовоспламенения, не менее, °С |
368 |
|||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
43 |
|||
Растяжимость при 25°С, см, не менее |
55 |
|||
Растяжимость при 0°С, см, не менее |
3,5 |
|||
Температура хрупкости, °С, не выше |
-15 |
|||
Температура вспышки, °С, не ниже |
220 |
|||
Изменение температуры размягчения после прогрева , °С, не более |
5 |
|||
4 |
Смесь песчано-гравийная |
|
Смесь песчано-гравийная (природная) по ГОСТ 23735-2014 |
|
Наибольшая крупность зерен гравия в природной смеси должна быть, мм: |
до 70 |
|||
Содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси, % по массе: |
не более 5 |
|||
Содержание глины в комках, % по массе: |
не более 1 |
|||
Содержание зерен гравия должно быть (%) по массе: |
от 10 до 90 |
Согласно п.3.2.7 ГОСТ 25607-2009 Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии не должно превышать 35%.
При этом, в соответствии с п. 4.5 ГОСТ 25607-2009 при периодических испытаниях определяют:
- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, коэффициент фильтрации - один раз в 10 сут.
В п.3.2.3 ГОСТ 25607-2009 установлено: Содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более, % по массе:
20 - для оснований;
10 - для покрытия.
Согласно п.4.4 ГОСТ 25607-2009 приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня или готовой смеси, отобранной в соответствии с ГОСТ 8269.0 с каждой технологической линии.
При приемочном контроле определяют:
- зерновой состав;
- содержание пылевидных и глинистых частиц;
- содержание глины в комках;
- содержание дробленых зерен в щебне из гравия.
Аналогичные требования к значениям параметров товаров (материалов), которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства установлены заказчиком также по п.2,3,4 приложения 1 к разделу 2 Описание объекта закупки "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении свидетельства СРО, поскольку предметом контракта является "Ремонт ул. Вольной от ПК0+00 (ул. Красноармейская) до ПК 16+34, от ПК 16+67 до ПК 18+48 в г. Усть-Лабинске".
В соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в п.22 информационной карты аукционной документации установлены требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Наличие Свидетельства (копия) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного в саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом Минрегион РФ от 30.12.2009 г. N 624 (в ред. от 23.06.2010 г. 26 мая, 14 ноября 2011 г.) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и Градостроительным кодексом.)
Раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Предметом контракта в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией является "Ремонт ул. Вольной от ПК0+00 (ул. Красноармейская) до ПК 16+34, от ПК 16+67 до ПК 18+48 в г. Усть-Лабинске".
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Заказчиком не представлены доказательства отнесения требуемых видов работ к капитальному ремонту автомобильных дорог.
При этом, заявителем также не указаны виды работ, которые не относятся к видам работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Заявитель, в своей жалобе указывает, что заказчиком установлен срок окончания подачи заявок 10.05.2017, при этом с 6.05.2017 по 09.05.2017 были выходные дни, в связи с чем, заказчик может не ответить на запрос о разъяснении положений аукционной документации.
Частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ч. 6 ст. 63 заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно п. 6) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Извещение о проведении электронного аукциона Заказчиком размещено 19.04.2017 г.
В извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0118300006917000029 в разделе "Дата и время окончания подачи заявок" Заказчиком указано: 10.05.2017 09:00.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п.29 Информационной карты установлена дата окончание срока предоставления разъяснений положений аукционной документации 09.05.2017 г.
В силу ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлены нерабочие праздничные дни в Российской Федерации, в том числе 9 мая.
На основании ч. 5 ст. 112 ТК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04.08.2016 N 756 "О переносе выходных дней в 2017 году" в 2017 году перенесены следующие выходные дни: с субботы 7 января на понедельник 8 мая.
Таким образом, дата и время окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации, а также последний день подачи запроса о разъяснении положений аукционной документации приходятся на праздничный нерабочий день, что не обеспечивает участникам закупки возможность подачи запроса о разъяснении положений аукционной документации и получения ответа на поданный запрос.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вертикаль МС" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.31, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района нарушение п.1) ч.1 ст.31, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района (единой комиссии) выдано предписание N от 17.05.2017 г. по делу NЭА-790/2017 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать.
4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 мая 2017 г. N ЭА-791/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017