Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2017 г. N ЭА-842/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "Полигон", в присутствии представителей МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика", рассмотрев жалобу ООО "Полигон" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту: "Ремонт ул. им. Чапаева от ул. Кубанской Набережной до ул. Рашпилевской в г. Краснодаре" (извещение N 0318300577617000037) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Полигон" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Заказчиком сокращен срок направления запроса на разъяснения положений аукционной документации.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласны. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по объекту: "Ремонт ул. им. Чапаева от ул. Кубанской Набережной до ул. Рашпилевской в г. Краснодаре" (извещение N 0318300577617000037).
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 500 699,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в данной электронном аукционе - 17.05.2017 09:00.
П. 30 Раздела 1 "Информационная карта" электронного аукциона установлено:
Дата начала предоставления разъяснений положений аукционной документации |
01 мая 2017 года |
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации |
15 мая 2017 года |
Таким образом, последним днем направления запроса о разъяснении положений аукционной документации является 13.05.2017 (суббота).
В соответствии со ст. 193 Гражданского Кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, Заказчиком сокращен срок разъяснений положений аукционной документации, поскольку последний день направления запроса о разъяснении положений аукционной документации - 15.05.2017, при этом, окончание срока предоставления Заказчиком разъяснений положений аукционной документации с учетом положений Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ должно быть - 17.05.2017.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В "Требованиях к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ" аукционной документации установлено:
Эмульсия битумная дорожная |
Эмульсия битумная дорожная. Должна быть однородная, маловязкая жидкость темно-коричневого цвета. Должна соответствовать ГОСТ Р 52128-2003. |
Данное описание носит необъективный характер, поскольку в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003 цвет эмульсии не является функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара, а представляет собой определение эмульсии. При этом, требуемый Заказчику класс эмульсии не указан.
Микросферы стеклянные для дорожной разметки (микростеклошарики) |
Микростеклошарики (далее - МСШ) должны представлять собой прозрачные частицы стекла сферической формы, применяемые в качестве световозвращающих элементов для дорожной разметки автомобильных дорог общего пользования по ГОСТ Р 51256-2011. В массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета. Коэффициент преломления света у стекла, из которого произведены МСШ, должен быть не менее 1,5 (минимальное значение). Содержание дефектных МСШ, %, не более 20 (максимальное значение). Содержание инородных частиц в МСШ, %, не более 3 (максимальное значение). МСШ должны соответствовать ГОСТ Р 53172-2008. |
П. 4.2.1 ГОСТ 53172-2008 установлено, что по внешнему виду МСШ должны быть прозрачными сферическими частицами стекла. МСШ в массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета, допускается светло-серый или светло-голубой оттенок.
Кроме того, в данной позиции установлены требования к сырью (стекло), из которого будут изготовлены МСШ, что носит необъективный характер, поскольку участники закупки будут использовать готовый товар, и не имеют возможности предоставить показатели сырья из которого произведены МСШ.
Смеси бетонные, бетон |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 20 мм. Должен соответствовать ГОСТ 26633-2015. Класс бетона по прочности на сжатие должен быть не ниже В 15. Марка бетона по морозостойкости по первому базовому методу должна быть выше F50. Марка бетона по водонепроницаемости выше W2. Бетон по истираемости: марки выше G2 (при испытании на круге истирания). Бетонная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010. По типу бетона бетонная смесь должна быть БСТ. В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси должны быть подвижные/жесткие/растекающиеся. Марка бетона по удобоукладываемости в границах: Р2-Р3 или П1-П4 или Ж1-Ж4. |
ГОСТ 26633-2015 установлено:
4.7.8. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или иных нормативных и технических документах на бетонные и железобетонные изделия и конструкции, утвержденных в установленном порядке.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель противоречит ГОСТ.
Кроме того, по указанным позициям Заказчиком установлены показатели, которые определяются по результатам испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полигон" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч.ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2017 г. N ЭА-842/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017