Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2017 г. N 2-57-5909/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
Департамента строительства города Москвы: В.В. Буцхрикидзе,
ЗАО "Альянс": С.А. Севостьянова,
рассмотрев жалобу ЗАО "Альянс" (далее - Заявитель) на действияДепартамента строительства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта: "Второй автодорожный выезд из жилого района Куркино СЗАО г. Москвы на МКАД" (Закупка N0173200001417000330) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/26106/17 от 29.05.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, так например:
- п. "Смеси асфальтобетонные дорожные": Значение водонасыщения для вырубок и кернов готового покрытия, Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин, Водостойкость при длительном водонасыщении, Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С, Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, Значение водонасыщения для образцов, отформованных из смеси, Набухание, Дробимость щебня при сжатии (раздавливании) в цилиндре, Допустимая погрешность дозирования минерального порошка и битума при приготовлении смеси, и т. д.;
- п. "Камни бетонные бортовые": Модуль крупности песка, Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней, Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине, Предельные отклонения по ширине камней (по верхней кромке и по основанию) и т. д.;
- п. "Растворы цементные": Норма подвижности по погружению конуса, Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте, Влажность сухих растворных смесей, Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения, Расход цемента на 1 м3 сухого песка при сухом и нормальном режимах помещения, Расслаиваемость свежеприготовленных смесей и т. д.;
- п. "Сталь горячекатаная для армирования": Кривизна стержней, Предел текучести, Относительное удлинение, Временное сопротивление разрыву, Предельные отклонения по длине;
- п. "Трубы напорные из полиэтилена": Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 °С, Показатель текучести расплава при: 190 °С/5 кгс, Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С при хрупком разрушении, Стойкость при постоянном внутреннем давлении (80 °С - 165 ч) в случае пластического разрушения до истечения 165 ч, Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С, Коэффициент снижения максимального рабочего давления при температуре транспортируемой по трубопроводу воды [до 20 °С], [от 21 °С до 25 °С], [от 26 °С до 30 °С], [от 31 °С до 35 °С], [от 36 °С до 40 °С] и т. д.;
- п. "Резина техническая (пластины)": Относительная остаточная деформация при сжатии на (20+5)% в воздухе при 70 °С в течение 24 ч, Общая площадь пузырей, Возвышения, углубления, включения на поверхности и в срезе пластин, Общее количество складок, отпечатков от складок прокладочных материалов с каждой стороны пластины, Условная прочность при растяжении и т. д.;
- п. "Песок": Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, Истинная плотность зерен, Содержание в песке глины в комках, Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм и т. д.;
- п. "Кирпич керамический": Отклонение единичного значения средней плотности (для одного образца из пяти), Предельные отклонения на одном изделии по толщине, Предел прочности при сжатии средний для пяти образцов, Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии, Отклонение от перпендикулярности смежных граней изделий, Вспучивающиеся включения и т.д.
- п. "Швеллеры стальные": Кривизна швеллера в горизонтальной и вертикальной плоскостях, Предельные отклонения по толщине полки, Перекос полки, Предельные отклонения по массе для одного швеллера и для партии и т. д.;
- п. "Трубы стальные электросварные прямошовные": Косина реза, Выдерживаемое гидравлическое давление, Временное сопротивление разрыву, Отклонения по толщине стенки, Предел текучести, Овальность труб и т.д.
- п. "Смеси бетонные": Допустимые отклонения заданных значений показателей удобоукладываемости, Допустимые отклонения заданных значений показателей качества бетонной смеси: Пористость, Расслаиваемость бетонной смеси: Водоотделение, Допустимые отклонения заданных значений показателей качества бетонной смеси: Температура и т. д.;
- п. "Блоки бетонные": Отклонение от прямолинейности профиля поверхностей блока, Отклонения проектных размеров блоков по ширине, Отклонения проектных размеров блоков по высоте и т. д.;
- п. "Щебень из естественного камня": Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание: потеря массы после испытания, Потеря массы при испытании щебня на дробимость в насыщенном водой состоянии, Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: угля и древесных остатков, Потеря массы при испытании щебня на дробимость, Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: галоидных соединений (галит, сильвин и др., включая водорастворимые хлориды) в пересчете на ион хлора и т. д.;
- п. "Двутавры стальные": Кривизна двутавра, Прогиб стенки, Предельные отклонения: перекос полки, Предельные отклонения по ширине полки и т. д.;
- п. "Эмаль эпоксидная": Стойкость покрытия при температуре (202) °С к статическому воздействию масла, бензина (нефраса) и воды, Термостойкость покрытия эмали серебристого цвета при температуре (2505) °С, Время высыхания до степени 3 при температуре (902) °С, Укрывистость эмали темно-зеленого и желтого цвета и другие.
Конкретные значения по обжалуемым и подобным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Вместе с тем, например, конкретный показатель характеристики "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 °С" для товара по п. "Трубы напорные из полиэтилена" согласно положениям п.8.6 соответствующего ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" определяется по ГОСТ 24157-80 "Трубы из пластмасс. Метод определения стойкости при постоянном внутреннем давлении" посредством испытаний на пробах, отобранных по 7.2 ГОСТ 18599-2001. Из каждой пробы изготовляют по одному образцу. Для вычисления испытательного давления средний наружный диаметр и минимальную толщину стенки образцов определяют в соответствии с 8.3 ГОСТ 18599-2001. Среда испытания - "вода в воде".
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ЗАО "Альянс" на действия Департамента строительства города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
1.Департамент строительства города Москвы
107031 Москва, ул. Б. Дмитровка, д.16, стр. 2
2. Департамент города Москвы по конкурентной политике
107045, Москва, пер. Печатников, д.12
3. ЗАО "Альянс"
125476, Москва, пр-зд Трикотажный, д.5
4. АО "ЭТС"
123317, Москва, ул. Тестовская, д.10
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-5909/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
01.06.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 01.06.2017 по делу N 2-57-5909/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ЗАО "Альянс" (далее - Заявитель) на действияДепартамента строительства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта: "Второй автодорожный выезд из жилого района Куркино СЗАО г. Москвы на МКАД" (Закупка N0173200001417000330) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 01.06.2017 по делу N 2-57-5909/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 01.06.2017 по делу N 2-57-5909/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 03.07.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2017 г. N 2-57-5909/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017