Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2017 г. N ЭА-1142/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Заместитель Председателя Комиссии, заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
в присутствии представителя уполномоченного органа - департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края (по доверенности), в присутствии представителей заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителя ООО "ТОЗОТ", рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее Заявитель) на действия заказчика -министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого электронного аукциона N 0318200063917001189 "Ремонт автомобильной дороги ст-ца Старолеушковская - х. Средний Челбас, км 13+177 - км 14+132 в Павловском районе" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТОЗОТ" считает, что документация электронного аукциона, разработанная заказчиком, содержит нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в позициях 7, 12, 13 установлены показатели, которые возможно определить по результатам испытаний; в позиции 13 установлено нестандартное требование, а также участник должен указать конкретные значения предельного отклонения, что невозможно без наличия товара; в позициях 12, 7 установлено требование к марке бетона по морозостойкости, которая устанавливается минимальным количеством циклов, что является результатом проведения испытаний; в позициях 8, 9 установлено требование, для определения которого участнику необходимо иметь товар на руках и специфическое оборудование.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился. Документация разработана в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте Единой информационной системы размещены извещение и документация электронного аукциона N 0318200063917001189 "Ремонт автомобильной дороги ст-ца Старолеушковская - х. Средний Челбас, км 13+177 - км 14+132 в Павловском районе". Начальная (максимальная) цена контракта 10 899 553,00 рублей. Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В аукционной документации заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ с указанием характеристик (Приложение N 2), а также Инструкция по заполнению заявки.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заявитель указывает, что в позициях 7, 12, 13 установлены требования к классу бетона по прочности на сжатие (В25, В30, В22,5), показатели которого возможно определить только по результатам испытаний в соответствии с Главой 6 ГОСТ 26633-2015. Также ООО "ТОЗОТ" по позиции 13 считает, что бетон не имеет классификацию марок.
Согласно п. 3.4 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного качества - это бетонная смесь, требуемые свойства и дополнительные характеристики которой задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этих требуемых свойств и дополнительных характеристик. П. 4.3 данного ГОСТа также установлено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:
БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:
БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010
Примечание - При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу (B, Bt, Btb, Btt ) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии (Rm), а требования по удобоукладываемости - по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям.
В соответствии с п.4.3.1 ГОСТа 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18,W20.
В поз.12 установлены требования к бортовому камню БР 100.30.18 по ГОСТ 6665-91, в том числе марка бетона по морозостойкости не ниже F200. Заявитель указывает, что морозостойкость устанавливается минимальным количеством циклов, что является результатом проведения испытаний. Кроме того, в указанной позиции отсутствуют требования к граниту керамическому. Аналогично для позиции 7. В соответствии с вышеуказанным ГОСТом (п.1.3.4) марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в таблице 3. В поз.13 требуются смеси бетонные по ГОСТ 7473-2010 и бетон по ГОСТ 26633-2015, в характеристиках которых отсутствует требование по предоставлению конкретного значения предельного отклонения.
В поз.8 холодный пластик для дорожной разметки по ГОСТ 32953-2014 установлены требования, в том числе коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении Q3. Аналогично в поз.9. Заявитель указывает, что для определения указанного параметра необходимо иметь товар на руках и специфическое оборудование.
С учетом указанного ГОСТа заказчиком определен класс разметки в зависимости от категории автомобильной дороги без указания на значения коэффициента светоотражения.
Таким образом, заказчиком в Описании объекта закупки установлены качественные характеристики материалов, используемых при выполнении работ, не требующие указания химического состава, технологии производства или результатов лабораторных исследований.
Документы, подтверждающие обоснованность доводов, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200063917001189).
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2017 г. N ЭА-1142/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017