Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 июня 2017 г. N 04-01/237-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (г. Самара) (далее - Заявитель) на действия - Заказчика муниципального учреждения "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН: 8903027978) при осуществлении закупки способом электронного аукциона в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту", НМЦК - 14 890 496,00 рублей (извещение N 0190300001217000175http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе (извещение N 0190300001217000175).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Регламентированный срок, в течении которого участник закупки вправе направить запрос Заказчику о разъяснении положений документации об электронном аукционе и срок предоставления Заказчиком ответа на такой запрос рассчитан не верно;
2. В составе документации об электронном аукционе отсутствует проектно-сметная документация в полном объеме, что лишает возможности участника закупки обоснованно сформировать свое предложение;
3. В документации и извещении не установлены требования о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки допуска СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также неопределения конкретного перечня работ перечня работ в соответствии с приказом Минэкономразвития для выполнения которых требуется допуск СРО.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено.
Заказчиком - муниципальным учреждением ""Управление капитального строительства и капитального ремонта"", через Уполномоченный орган - Администрация муниципального образования Надымский район осуществлено размещение закупки, способом электронного аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту.
Извещение N 0190300001217000175 и документация об электронном аукционе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены - 10.05.2017.
Согласно извещению:
Дата и время начала подачи заявок - 10.05.2017 13:48.
Дата и время окончания подачи заявок - 26.05.2017 09:00.
Место подачи заявок - ЭТП ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Дата окончания срока рассмотрения I частей заявок участников - 30.05.2017.
По окончанию подачи заявок на участие в электронном аукционе подано семь заявок.
1. Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из довода Заявителя срок окончания подачи запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе истекает - 24.05.2017.
Однако, частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлен период "не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе", на основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, производится отсчет в обратную сторону трех дней, начиная с 25.05.2017, так как согласно извещению срок окончания подачи заявок на участие истекает - 26.05.2017.
Таким образом, датой окончания срока подачи запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе истекает - 23.05.2017.
В п. 3.9 Информационной карты электронного аукциона установлен порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации - "Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с "10" мая 2017 г. до 23 мая 2017 г.".
Таким образом, Заявителем вменяемое Заказчику нарушение, исчисления срока предусмотренное положением Закона о контрактной системе отсутствует.
2. В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации,
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Таким образом, при проведении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания, в соответствии с Законом о контрактной системе, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, из представленных Заказчиком возражений, установлено.
Техническим заданием предусмотрено выполнение капитального ремонта здания без изменения функционально-технологических, конструктивных характеристик здания. На объекте МДОУ "Детский сад "Солнышко" расположенного по адресу ЯНАО, г. Надым, ул. Строителей дом 7а, предполагается произвести выборочный капитальный ремонт.
Замена устаревших материалов на новые современные в соответствии с СанПиН, частичная замена сантехнического оборудования сетей, электрооборудования, оборудования теплоснабжения с сопутствующими общестроительными и восстанавливающими работами. А так же частичные ремонтные работы на территории детского сада вокруг здания. Таким образом, выборочный капитальный ремонт не требует проектных решений. Сводный сметный расчет входит в расчетную часть проекта, главы которого составляются из объектных расчетов по разделам и альбомам. В данном сметном расчете применен объектный расчет, где разделены только виды работ.
Кроме того, в составе документации об электронном аукционе прикреплены:
1) Дефектные ведомости;
2) сметы;
3) Техническое задание;
4) Предложения о функциональных и качественных характеристиках выполняемых работ;
5) Требования к материалам.
В Техническом задании Заказчика на выполнении работ по капитальному ремонту определены качественные, функциональные характеристики работ, требования к материалам.
Комиссия приходит к выводу, что имеющихся в составе документации об электронном аукционе сведения (Дефективная ведомость на капитальный ремонт по объекту - МДОУ "Детский сад "Солнышко"; Ведомость объемов работ по капитальному ремонту; Сводный сметный расчет) достаточно для определения требований к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и не лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Так как согласно "Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.05.2017 N 0190300001217000175-1" на участие в рассматриваемой закупке подано семь заявок, из них шесть допущены к участию в электронном аукционе.
3. В разделе 5. "Требования к участникам закупки" Информационной карты в пункте 5.1. Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе, а именно: документальное подтверждение, свидетельствующее о том, что работы, которые должны быть выполнены Участником, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом электронного аукциона (копию свидетельства о допуске к работам, являющихся предметом электронного аукциона выдаваемого саморегулируемой организацией), предметом является "выполнение работ по капитальному ремонту", а именно подрядчик в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ), должен иметь допуск на жилищно-гражданское строительство - пункт 33 Приказа - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В случае отсутствия соответствующего допуска на отдельные виды работ у Генподрядчика он вправе привлечь на выполнение отдельных видов работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующими допусками на отдельные виды работ СРО.
Положением проекта муниципального контракта не запрещено привлечение к исполнению своих обязательств по настоящему контракту субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием, и имеющих соответствующий допуск на выполнение работ, выданный саморегулируемой организацией, а так же иметь соответствующие лицензии. При этом ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками несет Генподрядчик.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса РФ - если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли Генерального подрядчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" (г. Самара) на действия - Заказчика муниципального учреждения "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН: 8903027978) при осуществлении закупки способом электронного аукциона в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту", НМЦК - 14 890 496,00 рублей (извещение N 0190300001217000175http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать ввиду того, что указанное нарушение не привело к ограничению количества участников электронного аукциона.
4. Передать материалы дела от 01.06.2017 N 04-01/237-2017 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 июня 2017 г. N 04-01/237-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2017