Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 мая 2017 г. N А104-05--17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Ч. на действия государственного заказчика - Министерства культуры РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000317000834 на выполнение работ по строительству Дома культуры в с.Коста, Ардонского района РСО-Алания (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
18 мая 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Министерства культуры РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как:
1. В Техническом задании по объекту: "Строительство Дома культуры в с.Коста, Ардонского района" в таблице "Технические требования о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые необходимо использовать при реализации данного контракта. Часть 02-01-02. Подземная часть" в пункте 31 "Доски для покрытия полов со шпунтом и гребнем из древесины антисептированные" установлены одинаковые требования: Отклонение от плоскостности (покоробленность) не должно быть не более 3,0 мм на 1 м длины и 2 мм по ширине. Кроме того, Заказчиком установлено требования к отклонению от плоскостности (покоробленности) досок пола "не должно быть Не более 3,0 мм на 1 м длины и 2 мм по ширине" (то есть более 3,0 мм на 1 м длины и 2 мм по ширине). Тогда как, ГОСТом 8242-88 "Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия" установлено, что отклонение от плоскостности (покоробленность) не должно быть более для досок пола 3,0 мм на 1 м длины и 2 мм по ширине.
2. В Техническом задании по объекту: "Строительство Дома культуры в с.Коста, Ардонского района" в таблице "Технические требования о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые необходимо использовать при реализации данного контракта. Часть 02-01-02. Подземная часть" в пункте 19 "Утеплитель из минеральной ваты" указано: Содержание органических веществ 4,5 %. Плотность 100-130 кг/м3. Тогда как, ГОСТом 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные" установлено, что требованиям Заказчика "плотность 100-130 кг/м3" и "содержание органических веществ 4,5 %" удовлетворяют только плиты марки ПЖ-120, плотность которых составляет "Св. 110 до 130 включ." кг/м3. Плиты марки ПЖ-100, плотность которых ("Св. 90 до 110 включ." кг/м3) входит в диапазон, установленный заказчиком, имеют содержание органических веществ "не более 4,0%", поэтому данная марка плиты минераловатной не может быть указана в заявке потенциальным участником закупки. То есть, Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к плотности плиты минераловатной "100-130 кг/м3".
3. В Техническом задании по объекту: "Строительство Дома культуры в с.Коста, Ардонского района" в таблице "Технические требования о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые необходимо использовать при реализации данного контракта. Часть 02-01-02. Подземная часть" в пункте 30 "Линолеум поливинилхлоридный на теплоизолирующей подоснове" указано: Показатель теплоусвоения Не более 12 Вт/м2. Тогда как, ГОСТом 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия" установлено, что единицей измерения показателя теплоусвоения является "Вт/м2*К", то есть Заказчиком установлена несуществующая единица измерения показателя теплоусвоения.
Заявитель считает, что Заказчик вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие аукционной документации и соответствующему Стандарту значения показателей.
4. В Техническом задании по объекту: "Строительство Дома культуры в с.Коста, Ардонского района" в таблице "Технические требования о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые необходимо использовать при реализации данного контракта. Часть 02-01-02. Подземная часть" в пункте 29 "Затирка для плитки" указано: Цвет по согласованию с заказчиком.
Заявитель считает, что указанная формулировка "по согласованию с заказчиком" не позволяет однозначно определить соответствие данного материала установленным Заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретный цвет материала не определены. А согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Министерство культуры в объяснении по существу жалобы указало, что:
1) в техническом задании Часть 02-01-02 Подземная часть п. 12.31 "Доски для покрытия полов со шпунтом и гребнем из древесины антисептированные" - Требуемый параметр: Отклонение от плоскостности (покоробленность) не должно быть; Требуемое значение: Не более 3,0 мм на 1 м длины и 2 мм по ширине. Допущена опечатка. Если бы Заявитель, направил запрос на разъяснение, то исправления были бы внесены или данная позиция разъяснена;
2) в техническом задании Часть 02-01-02 Подземная часть п. 20 "Утеплитель из минеральной ваты": Установлены требования к содержанию органических веществ - 4,5% и Плотности: 165-195 кг/м3. Именно такие характеристики утеплителя необходимы заказчику при выполнении работ, являющихся предметом Аукциона. Кроме того, для показателя плотности: 165-195 кг/м3, заказчик использовал показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, которые предусмотрены техническими регламентами, и, соответственно, указанный показатель, по мнению Заказчика, также не противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Требуемые значения указаны из технических решениях, принятых в проектной документации и норм пожарной безопасности. При этом, утеплители удовлетворяющие установленным требования существуют в производстве, в частности, таких производителей как ТехноНиколь и РОКВУЛ;
3) в техническом задании Часть 02-01-02 Подземная часть п. 30 "Линолеум поливинилхлоридный на теплоизолирующей подоснове" - Требуемый параметр: Теплоусвоение - не более 12 Вт/м2. Допущена опечатка. Если бы Заявитель, направил запрос на разъяснение, то исправления были бы внесены или данная позиция разъяснена.
В связи с вышеизложенным, считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
02 мая 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение N0310200000317000834 о проведении Аукциона на выполнение работ по строительству Дома культуры в с.Коста, Ардонского района РСО-Алания и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная 02.05.2017 г. Министерством (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, локальным сметным расчетом и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта установлены в Техническом задании, приложенном к Аукционной документации. Работы необходимо выполнить в строгом соответствии с действующими ГОСТ, СНип и другими нормативными документами. Согласно пункту 2 Технического задания, используемые материалы должны соответствовать ГОСТам и ТУ.
Так, согласно Техническому заданию, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
1) доски для покрытия полов со шпунтом и гребнем из древесины антисептированные (пункт 31 "Подземная часть" Технического задания), у которых:
- требуемый параметр: отклонение от плоскостности (покоробленность) не должно быть;
- требуемое значение: не более 3,0 мм на 1 м длины и 2 мм по ширине.
Вместе с тем, ГОСТом 8242-88 "Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия" установлено, что отклонение от плоскостности (покоробленность) не должно быть более для досок пола 3,0 мм на 1 м длины и 2 мм по ширине.
Однако, учитывая, что наименованием требуемого параметра в данном случае является именно "отклонение от плоскостности (покоробленность)" (без значения "не должно быть"), тогда как требуемое значение "не более для досок пола 3,0 мм на 1 м длины и 2 мм по ширине", указание в наименовании требуемого параметра фразы "не должно быть" является технической ошибкой, которая не могла повлиять на результаты осуществления закупки, тем более что, стандартный показатель отклонения от плоскостности (покоробленность) деталей из древесины является общеизвестным и общепринятым, что подтверждает и Заявитель в жалобе. Кроме того, запросов на разъяснение положений Аукционной документации, связанных с указанным вопросом, заказчику не поступало;
2) утеплитель из минеральной ваты (пункт 19 "Подземная часть" Технического задания), с содержанием органических веществ 4,5 %. Плотность 100-130 кг/м3.
Вместе с тем, ГОСТом 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные" установлено, что требованию "содержание органических веществ 4,5 %" удовлетворяют только плиты марки ПЖ-120, плотность которых составляет "Св. 110 до 130 включ." кг/м3. Тогда как плиты марки ПЖ-100, плотность которых "Св. 90 до 110 включ." кг/м3, имеют содержание органических веществ "не более 4,0%".
То есть, в Техническом задании Аукционной документации установлены нестандартные показатели содержания органических веществ и плотности плиты из минеральной ваты. Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких нестандартных показателей качества плит из минеральной ваты.
Действия должностного лица заказчика, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ;
3) линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове (пункт 30 "Подземная часть" Технического задания), с показателем теплоусвоения не более 12 Вт/м2.
Вместе с тем, ГОСТом 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия" установлено, что единицей измерения показателя теплоусвоения является "Вт/м2*К".
Однако, учитывая, что единица измерения показателя теплоусвоения линолеума "Вт/м2*К" является общеизвестной и общепринятой, что подтверждает и Заявитель в жалобе, указание в Техническом задании указанной единицы измерения в виде "Вт/м2" является технической ошибкой, которая не могла повлиять на результаты осуществления закупки. Кроме того, запросов на разъяснение положений Аукционной документации, связанных с указанным вопросом, заказчику не поступало;
4) затирка для плитки (пункт 29 "Подземная часть" Технического задания), цвет по согласованию с заказчиком. То есть, заказчик включил в Техническое задание требование к товару по цвету, не указав при этом конкретные показатели и характеристики данного требования, что не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета товара не определены.
То есть, пункт 29 Технического задания, приложенный к Аукционной документации не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Министерства, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - Министерства культуры РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000317000834 на выполнение работ по строительству Дома культуры в с.Коста, Ардонского района.
2. Признать Министерство культуры РСО-Алания нарушившим требования пункта 2 части 1 и части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Министерству культуры РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА104-05/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностного лица Министерства культуры РСО-Алания к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 мая 2017 г. N А104-05--17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017