Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 мая 2017 г. N 790-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" -
- заявителя жалобы в лице ООО "Инвестпром" -
рассмотрев жалобу ООО "Инвестпром" (620089, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Цвиллинга, д. 53, оф. 12) на действия (бездействие) заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" (620151, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр-кт. Ленина, д. 46/А) при проведении закупки путем электронного аукциона на проведение ремонтных реставрационных работ в здании ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" (извещение N 0362100003917000026), в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Инвестпром" (вх. N 01-8533 от 19.05.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на проведение ремонтных реставрационных работ в здании ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" (извещение N 0362100003917000026), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель обжалует положения аукционной документации в части отсутствия требований к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе, описания объекта закупки, отсутствия даты начала и окончания подачи запросов на разъяснение положений документации, отсутствие указания в проекте контракта срока окончания действия контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе. На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу и признать их обоснованными.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.04.2017 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362100003917000026 и аукционная документация на проведение ремонтных реставрационных работ в здании ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" в действующей редакции от 06.05.2017 NИИ3.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 59 901 340 ,00 рублей.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в то числе: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом Законом императивно установлено, что в составе документации должны быть указаны даты начала и окончания предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации.
Пунктом 35 информационной карты аукционной документации предусмотрен порядок разъяснения документации об открытом аукционе в электронной форме, при этом в нарушении п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в составе аукционной документации не указаны даты начала и окончания предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации.
Согласно п. 1,2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении к проекту контракта "техническое задание" аукционной документации, заказчиком установлены технические и качественные характеристики товара, используемого при выполнении работ, в том числе:
пульт управления светом N1 полного размера, видеосервер, сетевой накопитель, рабочие места операторов постановочного освещения, программное обеспечение.
Дальний конец (не оканчивающийся консолью или сплиттером) кабельного сегмента должен быть терминирован.
Это устройство, которое разделяет сеть DMX512 (или RDM, в зависимости от стандарта, который поддерживает сплиттер) на отдельные физические сегменты, не связанные друг с другом напрямую.
Патчем или обновлением англ. update называется, в частности, содержащее такую информацию автоматизированное отдельно поставляемое программное средство, используемое для устранения проблем в программном обеспечении или изменения его функциональности.
Шар находится сверху или сбоку, и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом не перемещая корпус устройства.
Быстрый прямой доступ к любому изображению, 3D-объекту или видео, включая предварительный просмотр содержимого
Функция деформирования или выпрямления проекции
Фэйдер или фейдер (англ. fader, от fade "затихать")
Для управления пультом управления светом N1 полного размера должно поставляться рабочее место оператора - компьютер в комплекте с программой - визуализатором и студией предварительного просмотра которые - является чрезвычайно мощным инструментом визуализации и проектирования трехмерных макетов сцен, где могут отображаться стационарные и динамические светильники.
При этом, инструкцией по заполнению первой части заявки не регламентирован порядок заполнения заявки участника, не указано как следует трактовать союз "или", более того, согласно разъяснениям заказчика в ответ на запрос о даче разъяснения положений документации от 16.05.2017 г. заказчик указывает следующее:
1. Значение параметра "Шар находится сверху или сбоку" - в заявке следует указывать конкретные характеристики в зависимости от расположение данного шара в конкретной модели, предлагаемой участником к поставке (выбирается один из параметров).
2. Значение параметра "пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом не перемещая корпус устройства" - в заявке требуется оставить союз "или" так как функционал должен допускать возможность производить манипуляции как ладонью ("скользящее движение"), так и пальцами (для более точной настройки).
3. Значение параметра "быстрый прямой доступ к любому изображению, 3D-объекту или видео, включая предварительный просмотр содержимого" - в заявке требуется оставить союз "или" так как необходимо получать быстрый доступ и к любому изображению, и 3D-объекту, и видео, включая предварительный просмотр содержимого.
4. Значение параметра "Функция деформирования или выпрямления проекции" - в заявке требуется оставить союз "или" так как должна присутствовать функция как деформирования так и выпрямления проекции.
5. Значение параметра "Фэйдер или фейдер (англ. fader, от fade "затихать")" - в заявке следует указать любой синоним.
При этом в разъяснении положений документации заказчик указывает случаи, когда союз "или" может применяться как исключающий одно из значений, в другом - как соединительный. При этом положениями аукционной документации не конкретизировано, в каких именно случаях и как подлежит применять данный союз - как разделительный, или соединительный, что вводит участников в заблуждение.
Таким образом, представленные в техническом задании аукционной документации показатели товаров и положения инструкции вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют определить потребность заказчика и подать заявку на участие в закупке, что нарушает п. 1, ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 31 Закона о контрактной системе регламентируются единые требования к участникам закупки, которые заказчик устанавливает при осуществлении закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указан следующий вид деятельности, на которую требуется лицензии: деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" также установлено, что к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом виды работ предусмотрены Приложением "Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации" к указанному Положению.
Таким образом, приведенными нормами установлено обязательное лицензирование работ по реставрации памятников истории и культуры независимо от их категорий. При этом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить к участникам закупки требование о наличии соответствующей лицензии, а так же требование предоставить данный документ в составе второй части заявки участником.
Вместе с тем заказчиком в п. 1.5 проекта контракта, п. 15 "Технического задания аукционной документации" установлено, что обязательным условием на производство работ по настоящему Контракту является наличие у участника размещения заказа лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Основание: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349.
Перечень видов работ:
- Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок
- Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки
- Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций
- Приспособление инженерных систем и оборудования
- Приспособление систем энергообеспечения
При этом п. 28,30 информационной карты аукционной документации предусмотрены обязательные требования к участникам закупки, а так же документы, представляемые участником закупки в составе второй части заявки, при этом заказчиком в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 31, п.2 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе не предусмотрено наличие у частника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и предоставление ее копии в составе второй части заявки.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99), установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в том числе, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Перечень Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Перечень).
Согласно указанному Перечню лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляет МЧС России.
В соответствии с п. 8, 10 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, в указанный Перечень входят:
монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах,
выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Согласно сметной документации исполнителем должны быть выполнены ремонтные реставрационные работы в здании ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета", в том числе: нанесение огнезащитной краски на металлические отгрунтованные поверхности с пределом огнестойкости 1 час, установка противопожарных дверей и др.
Исходя из вышеприведенных норм и требований аукционной документации (в том числе сметного расчета) следует, что исполнителю необходимо выполнить работы, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые подлежат лицензированию.
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено требование о наличии у частника закупки лицензии МЧС России и предоставление ее копии в составе второй части заявки.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе и о сроках поставки товара или завершения работы либо о графике оказания услуг.
В случаях, когда срок действия контракта определен как момент полного исполнения обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, довод заявителя об отсутствии указания в проекте контракта срока окончания действия контракта не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Инвестпром" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" признать нарушение п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 31, п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33, п. 1,2,11 ч.1, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0362100003917000026, объяснением по факту выявленного нарушения 24 июля 2017 г. в 12-00.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 790-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 24.05.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N790-З от 24.05.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" в срок до 30 июня 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N0362100003917000026), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N790-З от 24.05.2017 г., продления сроков подачи заявок и завершении процедуры закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" в срок до 10 июля 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 мая 2017 г. N 790-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017