Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
с участием представителей сторон:
в отсутствии заявителя: _____ (далее также - заявитель), представитель не явился, заявитель уведомлен надлежащим образом,
от заказчика: Тюменская Таможня (далее также - заказчик) ________ по доверенности N065 от 23.05.2017 г., ______ по доверенности N066 от 23.05.2017 г., ________ по доверенности N067 от 23.05.2017 г.
рассмотрев жалобу _______ на действия Тюменской Таможни - заказчик, при проведении запроса котировок N24-ЗК "оказание услуг по техническому обслуживанию (регулировке) и выполнение работ по текущему ремонту пластиковых окон" (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N 0367100012017000016),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 19.05.2017 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика и комиссии при проведении обозначенного запроса котировок.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 22.05.2017 г. N219 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении запроса котировок.
В своей жалобе Заявитель указывает:
Довод 1 "отклонение заявки": "Заявка индивидуального предпринимателя Евгеньева Алексея Борисовича была отклонена по следующим основаниям: в заявке участник предложил цену не превышающую Н(М)ЦК, указанной в извещении о проведении запроса котировок, при этом указав "НДС не предусмотрен", что не соответствует п.2.5.2. извещения о проведении запроса котировок, цена контракта указывается с НДС. С решением котировочной Комиссии не согласен".
Довод 2: Заказчик в нарушении 44-ФЗ установил требование об ограничении в участии в запросе котировок участников, работающих по упрощенной системе налогообложения (без НДС), что привело к ограничению конкуренции, а именно, из 14 поданных заявок на участие в запросе котировок были отклонены заявки 11 участников, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Представители заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы и представили письменные возражения (N0921/03910 от 24.05.2017 г.).
В ходе заседания комиссии объявлен перерыв до 25.05.2017 г. 14.30 в связи с необходимостью дополнительного изучения представленных документов.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Тюменская Таможня выступило организатором проведения запроса котировок N24-ЗК "оказание услуг по техническому обслуживанию (регулировке) и выполнение работ по текущему ремонту пластиковых окон" (реестровый N 0367100012017000016), с начальной (максимальной) ценой контракта 154060,00 руб.
Извещение о запросе котировок было размещено 10.05.2017 г. в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N0367100012017000016.
Как следует из части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
На основании п.1, 2. ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
К извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта (ч.2 ст. 73 Закона о контрактной системе).
Довод 1 "отклонение заявки" комиссия считает необоснованным по следующим основаниям:
Согласно протоколу по рассмотрению и оценке котировочных заявок от 17.05.2017 г заявка ИП Евгеньева А.Б. отклонена по основанию: не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок, а именно в своей заявке участник предложил цену контракта не превышающую начальную (максимальную) цену контракта, указанной в извещении о проведении запроса котировок, при этом указав "НДС не предусмотрен", что не соответствует п. 2.5.2 извещения о проведении запроса котировок, цена контракта указывается с НДС.
Пунктом 2.5.2 Извещения о проведении запроса котировок установлен следующий порядок формирования цены: "цена государственного контракта формируется с учетом затрат: на оплату труда (с районным коэффициентом), транспортных расходов, расходных материалов, расходы на выезд специалиста по Тюмени для консультации и замеров, командировочных расходов, расходов на страхование, уплаты налогов, НДС, сборов и других обязательных платежей, связанных с оказанием услуг и работ"
Согласно форме заявки (приложение 2 к Извещению о проведении запроса котировок) участник запроса котировок при заполнении заявки должен указать в графе "предложение о цене контракта" сумму с выделением НДС в процентном и денежном выражении.
В своей заявке ИП Евгеньев А.Б. указал: цена договора составляет 55700 (пятьдесят пять тысяч семьсот рублей) НДС не предусмотрен.
В соответствии ч.7 ст.78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, котировочная комиссия, действуя в соответствии с ч.7 ст.78 Закона о контрактной системе правомерно отклонила заявку ИП Евгеньева А.Б. в связи с тем, что данная заявка не соответствовала требованиям извещения о запросе котировок.
Комиссия считает возможным применить разъяснения, изложенные в письме Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N Д28и-1644: котировочная заявка, поданная не по форме, содержащейся в извещении о проведении запроса котировок, отклоняется как не соответствующая требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Довод 2 комиссия считает обоснованным, в части установления требования об указании цены с обязательным выделением НДС, по следующим основаниям:
Согласно ч.1. ст.7 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.7 Закона о контрактной системе)
Статьей 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требовании, предъявляемых к участникам закупки.
Вместе с тем, возможность установить требование о соответствии участников определенной системе налогообложения законом не предусмотрено.
Пунктом 2.5.2 Извещения о проведении запроса котировок установлен следующий порядок формирования цены: "цена государственного контракта формируется с учетом затрат: на оплату труда (с районным коэффициентом), транспортных расходов, расходных материалов, расходы на выезд специалиста по Тюмени для консультации и замеров, командировочных расходов, расходов на страхование, уплаты налогов, НДС, сборов и других обязательных платежей, связанных с оказанием услуг и работ".
В форме заявки (приложение 2 к Извещению о проведении запроса котировок), которую предлагается заполнить участникам для участия в запросе котировок, в графе "предложение о цене контракта" необходимо указать цену контракта, предлагаемую участником, с обязательным выделением НДС (в процентном и цифровом (рублевом) выражении). Указаний и разъяснений как заполнять графу "предложение о цене контракта" для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) в извещении о проведении запроса котировок заказчиком не предусмотрено.
Вместе с тем, форма заявки является частью извещения о проведении запроса котировок. Таким образом, изменение или не соблюдение предложенной формы, является нарушением требований извещения. Соответственно участник обязан рассчитать и выделить в составе цены НДС, предусмотренный формой заявки на участие запросе котировок.
Однако, согласно ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Соответственно, рассчитать и указать сумму НДС в своей заявке участнику, применяющему упрощенную систему налогообложения, не представляется возможным, так в случае:
1. указания ценового предложения с удалением строки НДС или замены на "НДС не применяется", "Без НДС" участник нарушает форму заявки (требования извещения);
2. указания ценового предложения с выделением суммы НДС, участник предоставляет недостоверные сведения о предложенной им цене, в том числе о применении им системы налогообложения.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика привели к ограничению участников закупки, заказчик ограничил конкуренцию не предоставив возможность участникам, применяющим УСН, заполнять заявку с учетом применяемой системы налогообложения. Данный вывод, подтверждается протоколом рассмотрения и оценки заявок от 17.05.2017 г., в котором заявки участников, применяющих УСН (11 заявок), были признаны не соответствующими.
Вместе с тем, согласно п.2. ч.3 ст. 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также предложение о цене контракта. Предложение о цене контракта не ставиться в зависимость от применяемой системы налогообложения.
Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается (ч.4 ст. 73 Закона о контрактной системе).
Таким образом, заказчик, установив дополнительное требование об обязательном выделении в предложение о цене контракта суммы НДС в форме заявки, нарушил ч.3, 4 ст. 73 Закона о контрактной системе и не обеспечил равные условия для участников закупки.
В ходе внеплановой проверки, комиссией установлено следующее.
Согласно извещению о проведении запроса котировок от 10.05.2017 N0367100012017000016, участниками закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч.13.1. ст.34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено: в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2.3 Проекта контракта (приложение 2 к извещению) установлено следующее условие: Оплата осуществляется Заказчиком за фактически оказанные услуги (выполненные работы) путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Исполнителя в течение 30 календарных дней с даты подписания Заказчиком акта оказанных услуг (выполненных работ), который не содержит указаний на недостатки оказанных услуг (выполненных работ), на основании счета (счета-фактуры).
Так как в данной закупок, установлено ограничение по которому в закупке могут участвовать только СМП, то заказчик был обязан включить условие об оплате в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Таким образом, заказчик, установив в проекте контракта условие об оплате в течение 30 календарных дней с даты подписания Заказчиком акта оказанных услуг, нарушил ст.34, ч.8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчик:
1. нарушил ч.3, 4 ст.73 Закона о контрактной системе, поскольку формой заявки установил дополнительное требование об обязательном выделении в предложение о цене контракта суммы НДС в форме заявки, тем самым не обеспечив равные условия для участников закупки;
2. нарушил ч.8 ст.30, ст. 34 Закона о контрактной системе, поскольку в проекте контракта установил условие об оплате в течение 30 календарных дней с даты подписания Заказчиком акта оказанных услуг, вместе с тем в соответствии с Закона о контрактной системе должен был установить условие не превышающее пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протокола от 17.05.2017 г., внесения изменений в извещение запроса котировок цен N24-ЗК "оказание услуг по техническому обслуживанию (регулировке) и выполнение работ по текущему ремонту пластиковых окон" (реестровый номер закупки 0367100012017000016) и проведении дальнейшей процедуры запроса котировок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ________ на действия заказчика - Тюменская Таможня, при проведении запроса котировок N24-ЗК "оказание услуг по техническому обслуживанию (регулировке) и выполнение работ по текущему ремонту пластиковых окон" (реестровый номер закупки 0367100012017000016) обоснованной, в части установления требования об указании цены с выделением НДС.
2.Признать заказчика - Тюменская Таможня, нарушившим ч.8 ст.30, ст. 34, ч.3, 4 ст.73 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок N24-ЗК "оказание услуг по техническому обслуживанию (регулировке) и выполнение работ по текущему ремонту пластиковых окон" (реестровый номер закупки 0367100012017000016).
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в извещение.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____
Члены Комиссии ____
____
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017