Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 июня 2017 г. N 160/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Казанова Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей от заказчика - Гусева М.Ю., Кокоревой С.Г., от уполномоченного органа - Лысяк И.Н., в отсутствии представителя от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Кабельный департамент" (далее также - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Курильск - Головнино на участке км 47 - км 55, о. Кунашир" (извещение N 0161200003717000042) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Общества на действия аукционной комиссии при проведении аукциона.
По мнению Заявителя жалобы, конкурсная документация, утверждена с нарушением нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе Заявитель указал, что Уполномоченный орган в конкурсную документацию в состав работ по предмету конкурса включил в один лот работы по выполнению инженерных изысканий и работы по разработке проектной документации, однако такие работы технологически и функционально не связанные между собой, что ведет к ограничению конкуренции.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения. Представителя возражали против доводов жалобы, указывая на то, что работы по проектированию и изыскательские работы представляют собой единый комплекс подрядных работ, неразрывно связанных между собой.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Уполномоченным органом утверждена конкурсная документация, размещенная 15.05.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 247 240 ,00 руб.
В п. 13 Информационной карты указано, что объем выполняемых работ в соответствии с Технической частью конкурсной документации (Техническое задание).
Согласно описанию объекта закупки в объем и состав работ входит сбор исходных данных, включая выполнение инженерных изысканий и предпроектное обследование моста.
Вместе с тем, в задание N 13/17 на разработку проектной документации по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Курильск - Головнино на участке км 47 - км 55, о. Кунашир" в п. 13.7.2 указано, что согласно ст. 47 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 выполнить инженерные изыскания для разработки проектной и рабочей документации в объемах, обеспечивающих получение достаточных материалов для обоснования проектных решений реконструкции и эксплуатации объекта, в том числе: - инженерно-геодезические изыскания; - инженерно-геологические изыскания, включая инженерно-геотехнические; - инженерно-гидрометеорологические изыскания; - инженерно-экологические изыскания, включая археологические исследования.
Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта в обоснование цены входят работы по инженерным изысканиям, которые составляют примерно половину от начальной (максимальной) цены - 10025,77 руб.
То есть установлено, что кроме выполнения работ по разработке проектной документации, подрядчику необходимо выполнить работы по инженерным изысканиям.
В ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд также запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к работам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно части 2 указанной статьи ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В ч. 4 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства (ч. 4.1 ст. 47 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 48 Закона о контрактной системе виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ).
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что выполнение работ по инженерным изысканиям и разработка проектной документации являются самостоятельными видами работ, поскольку различны по своей специфике, методам исполнения, необходимым трудовым и техническим ресурсам, выполняются различными специалистами. По-разному также оформляется и результат работ.
Эти два вида деятельности между собой не связаны, то есть наличие у исполнителя возможности (необходимых ресурсов) осуществлять один из видов деятельности не позволяет ему с использованием этих же возможностей осуществлять другой вид деятельности.
Исходя из требований конкурсной документации (п. 44 Информационной карты), потенциальный участник конкурса должен иметь копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства со следующим видом допуска: - Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Учитывая положения конкурсной документации, потенциальный участник самостоятельно организует работу по подготовке проектной документации, а также проводит необходимые инженерные изыскания в объеме достаточном для разработки проектной документации.
То есть, потенциальному участнику необходимо выполнить инженерные изыскания для чего требуется соответствующее свидетельство СРО, о требовании которого в конкурсной документации не отражено.
Вместе с тем, наличие такого допуска прямо предусмотрено Градостроительным кодексом РФ и Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что потенциальному участнику закупки нужно иметь еще и свидетельство СРО (допуск) по выполнению работ инженерных изысканий, а в случае отсутствия указанного свидетельства привлекать субподрядчиков имеющих соответствующий допуск.
Вышеуказанные обстоятельства не могут не привести к ограничению конкуренции, так как не каждая организация имеющая допуск к работам по организации подготовки проектной документации имеет допуск к работам по инженерным изысканиям.
Так как потенциальный участник аукциона в предложенной ситуации должен иметь два свидетельства на осуществление двух разных видов деятельности - на проектирование и осуществление инженерных изысканий, а данные виды работ не являются технологически и функционально связанными между собой, одновременное включение их в один лот является неправомерным.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что намеренно в конкурсной документации не установлено требование о наличии допуска СРО по изыскательским работам, так как предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков, обладающих необходимыми для выполнения изыскательских работ допусками СРО.
Комиссия приходит к выводу, что такой подход Уполномоченного органа и Заказчика прямо нарушает нормы Закона о контрактной системе, в частности ограничивает конкуренцию, так как предусматривают для проектировщика возможность привлечения изыскательской организации, и, соответственно, расходование бюджетных средств, направленных на обеспечение данного вида работ по своему усмотрению, без проведения самостоятельной процедуры закупки и без соблюдения принципа освоения бюджета на конкурсной основе.
Фактически, при сложившейся ситуации, организации, осуществляющие услуги в области изыскательских работ, полностью исключаются из потенциальных участников конкурса, так как, обладая допуском СРО по изыскательским работам, не обладают допуском СРО по проектным работам, а такое требование прямо установлено в конкурсной документации.
Также необходимо отметить, что инженерные изыскания являются первоначальной самостоятельной стадией строительства, представляющей из себя перечень видов работ, целью проведения которых является дальнейшее решение вопроса о целесообразности осуществления в конкретном определенном случае строительства объекта капитального строительства, поскольку только результат инженерных изысканий может дать положительный либо отрицательный ответ о возможностях природных и технических условий для осуществления строительства объекта.
Данный факт также подтверждается тем, что в календарном графике и информации о ходе выполнения работ (приложения к контракту 2 и 4) выполнение инженерных изысканий стоит на первоначальном этапе всех работ, которые выполняются до проведения работ по подготовке проектной документации.
Таким образом, Комиссия считает, что при определении объекта закупки и формировании конкурсной документации уполномоченный орган и заказчик должны учитывать последовательность, соответствующую определенному этапу (стадии) строительства. То есть, при подготовке строительства автодороги, необходимо произвести инженерные изыскания как первоначальной самостоятельной стадии строительства.
Кроме того, Комиссия посчитала, что Уполномоченным органом и Заказчиком не представлено доказательств о необходимости объединения разработки проектной документации с выполнением инженерных изысканий, ровно как, что указанные работы технологически и функционально связанными между собой.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что проектные работы и работы по инженерным изысканиям не могут быть признаны технологически и функционально связанными между собой. Указанные работы относятся к различным специфическим видам деятельности, и на выполнение которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ.
Действия Заказчика по объединению в состав одного лота работ по разработке проектной документации и работ по проведению инженерных изысканий не соответствуют ч. 3 ст. 17 Закона "О защите конкуренции", приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кабельный департамент" на положения конкурсной документации - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области при определении поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Курильск - Головнино на участке км 47 - км 55, о. Кунашир" (извещение N 0161200003717000042) - обоснованной.
2. В действиях Уполномоченного органа и Заказчика при формировании документации открытого конкурса установлено нарушение требований ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу и Заказчику выдать обязательное для исполнение предписание об аннулировании определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии В.А. Гришечкина
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 июня 2017 г. N 160/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2017