Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 9 июня 2017 г. N 115КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
рассмотрев жалобу N 115/КС ООО "Альтернатива"" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006) и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 05.05.2017 вх. N 3692 поступила жалоба ООО "Альтернатива" и 08.06.2017 г. вх.N 679 по подведомственности с ФАС России передана жалоба ООО "Альтернатива" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
В своей жалобе заявитель указывает,что согласно локально - сметному расчету N 02-01-06, заказчику необходимо установить автоматическую пожарную сигнализацию, согласно требованиям ко второй части заявки: наличие у участника аукциона свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту, содержащего вид работ, установленный пунктом 33.3. Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": "33.3. Жилищно-гражданское строительство", стоимость которых по одному договору составляет не менее начальной (максимальной) цены контракта.
Данный вид работ лицензируется (лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений).
Заявитель считает, что заказчик обязан прописать в требованиях к участнику о предоставлении данной лицензии во второй части заявки, либо прописать, что при выполнении работ подрядчик обязан привлечь субподрядчиков с наличием такой лицензии для данного вида выполнения работ.
Так как выполнения данных видов работ подрядчик не может выполнить без наличия данной лицензии.
Документация об аукционе разработана с нарушением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года Ха 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании вышеизложенного, податель жалобы просит: приостановить определение поставщика; провести внеплановую проверку; выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
В адрес антимонопольного управления 08.06.2017 года поступил пакет документов от муниципального заказчика.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель муниципального заказчика, устно пояснил следующее.
Объектом закупки N0180300007317000006 является выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствий требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации
от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
При этом работы по организации жилищно-гражданского строительства
соответствуют пункту 33.3 Перечня.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение
работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Работы по установке автоматической пожарной сигнализации, требующие наличия лицензии Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Пунктом 5.3.1 Проекта контракта установлено: "Подрядчик вправе заключать договоры с субподрядными организациями с письменного согласия Заказчика. Для получения письменного согласия Подрядчик представляет Заказчику информацию о предмете договора, наименовании, юридическом адресе, фактическом месте нахождения субподрядчика с приложением свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО) в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624, в соответствии с государственным стандартом на виды работ, связанные с выполнением контракта; копии свидетельства о государственной регистрации субподрядчика и действующих документов, подтверждающих их соответствие требованиям, устанавливаемым законодательством к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом настоящего контракта, заверенные надлежащим образом".
Таким образом, работы по установке автоматической пожарной сигнализации могут быть выполнены участником закупки, имеющим свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, посредством привлечения в ходе исполнения контракта иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией.
Данный вывод согласуется с судебной практикой, в том числе с Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.08.2016 N Ф04-3135/2016 по делу N А75-12448/2015, Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 N 08АП-4919/2016 по делу N А75-14868/2015, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2015 по делу N А05-6086/2014 и др., а также Решением ФАС России от 09.11.2015 по делу N ВП-139/15.
На основании вышеизложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Альтернатива" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у муниципального заказчика документы и информация о размещении закупки N 0180300007317000006 представлены на рассмотрение жалобы N 115/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов, в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
12.04.2017 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на Электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
Начальная (максимальная) цена контракта 176 657 520,00 рублей.
Документация об аукционе N 0180300007317000006 утверждена главой Орджоникидзевского района (_).
15.05.2017 года во исполнения предписания Хакасского УФАС России на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на Электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация с изменениями о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
Пунктом 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона указано, что датой окончания подачи заявок является 03.06.2017 в 05:00. Жалоба подана 05.06.2017 г. 11:52 часов.
Заявитель подал жалобу с нарушением сроков, указанных частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, рассмотрение доводов жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Тем не менее, согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок поступление обращения и заявления о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок является основанием проведения внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.33, 3.37 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 115/КС ООО "Альтернатива" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 9 июня 2017 г. N 115КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017