Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 июня 2017 г. N ВП-90/17
по делу N ВП-90/17 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок
06 июня 2017 года г.Уфа, ул.Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
Рассмотрев обращение от ООО "РОСТ-Групп", содержащее информацию о признаках нарушения Заказчика в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Федерального закона от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки N 0301300247617000281 "Установка камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан" и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 385 от 25.09.2014 года
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан года (вх.7051) поступило обращение ООО "РОСТ-Групп", содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе Заказчика в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0301300247617000281 "Установка камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
03.05.2017 года в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" опубликованы извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0301300247617000281 "Установка камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
1. Согласно доводам Заявителя "В аукционной документации не указано, что камеры фото- и видеофиксации, которые являются объектом закупки, должны являться специальными техническими средствами и должны иметь необходимые документы к поверке, позволяющие осуществлять фиксацию нарушений правил дорожного движения и привлекать к ответственности за нарушение указанных правил".
Комиссией Башкортостанского УФАС установлено, что данная закупка осуществляется в рамках реализации Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Уфимский агломерации "Приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги". Одной из составной части данной программы является "Установка камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно данной программе "Деятельность в рамках направления по развитию системы предупреждения дорожно-транспортных происшествий предусматривает формирование инфраструктуры безопасного дорожного движения, повышение культуры на дорогах, обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения, в том числе с применением систем фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими фото- и киносъемки, видеозаписи".
В соответствии с ч. 1 статьи 26.8 КоАП Российской Федерации под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Согласно ч.1 ст. 2.6.1 КоАП К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального Закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечение единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с Техническим заданием аукционной документации объектом закупки является "Установка камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан". Комиссией установлено, что описание объекта закупки не содержит требований, предусмотренных вышеуказанными нормами Законодательства.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Cогласно ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, при описании объекта закупки необъективно описаны требования к установке в соответствии с действующим Законодательством.
2. В обращении указано следующее: "Объектом закупки является "Установка камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан, вместе с тем в Техническом задании аукционной документации отсутствуют требования к поставки товар. Соответственно победитель электронного аукциона должен будет лишь установить камеры, которые предоставляются Заказчиком".
Согласно доводам Заказчика, в Приложении N1 к Техническому заданию (пункт 1 Требования к Подрядчику) требуется установка "камер фото- и видеофиксации", а также поставка товара, а именно "камер фото- и видеофиксации" cилами исполнителя.
Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что в п. 1 Требования к Подрядчику "Подрядчик выполняет установку камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан по адресам согласно приложению N1 к Техническому заданию.
Следовательно, Заказчик не установил требование к поставки товара, а указал лишь его установку.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе так как описание объекта закупки должно носить не объективный характер.
3. В обращении указано следующее: На основании п.3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе "требования к составу первых частей заявок на участие в электронном аукционе должны быть включены в аукционную документацию"
В соответствии п.3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что согласно пояснениям Заказчика и положениям представленной программы, участником размещения заказа должен быть представлен товар, отвечающий требованиям Заказчика и целям указанной программы в соответствии с действующем Законодательством.
В соответствии с документацией об электронном аукционе N 0301300247617000281 "Установка камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в требованиях к первой части заявки отсутствуют требования указания участником закупки конкретных показателей товара, а предусмотрено только согласие.
Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России, установлено нарушение п.3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Данные обстоятельства подтверждает доводы, изложенные в обращении.
Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, в соответствии с п. 10 Приложения N1 к Техническому заданию (Требования к Подрядчику) "Подрядчик за свой счет осуществляет техническое обслуживание установленных комплексов в соответствии с регламентом их производителя в течении 6 месяцев после сдачи-приемки".
В соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Услуги "по техническому обслуживанию" являются иным товарным рынком, чем рынок "услуг по установке (монтажу) специальных технических средств.
Таким образом, Заказчик, объединив в один лот работы и услуги по установке (монтажу) и техническому обслуживанию специальных технических средств, установил ограничение количества участников закупки.
Следовательно, указанное обстоятельство содержит признаки нарушения ч.3 ст. 13 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и свидетельствует также о нарушении статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0301300247617000281 "Установка камер фото- и видеофиксации на улицах и дорогах местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан", установлены нарушения п.1 ч1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
2. В действиях Заказчика установлены признаки нарушения ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 июня 2017 г. N ВП-90/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017