Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 июня 2017 г. N 165
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Самар Л.В. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Горянская А.С. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Абрамова Е.А.
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в присутствии представителей:
от заявителя ООО "Юнидез" представитель, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился;
от уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края:
- Дмитренко Анна Евгеньевна (представитель по доверенности);
от заказчика - КГБУЗ "Краевая станция переливания крови" министерства здравоохранения Хабаровского края:
- Кожемяко Оксана Валерьевна (главный врач),
рассмотрев жалобу ООО "Юнидез" и материалы дела N 7-1/285,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Юнидез" на действия уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая станция переливания крови" министерства здравоохранения Хабаровского края при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и жидкого мыла с дезинфицирующим эффектом для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая станция переливания крови" министерства здравоохранения Хабаровского края (N 0122200002517002479).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона.
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон - о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002517002479 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.05.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 862 956,40 рубля.
Источник финансирования: бюджет Хабаровского края.
Стадия проведения электронного аукциона: подача заявок.
В процессе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом, заказчиком представлены мотивированные отзывы, в соответствии с которыми, считают жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители уполномоченного органа и заказчика поддержали позицию, изложенную в своих отзывах.
Изучив материалы дела N 7-1/285 и заслушав представителей сторон, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Извещением N 0122200002517002479 о проведении электронного аукциона сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг установлены в соответствии с графиком поставки товара.
Указанный график поставки товара входит в состав аукционной документации.
Также извещением N 0122200002517002479 о проведении электронного аукциона установлено место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 46, медицинский склад.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0122200002517002479, разделом II "Информационная карта" аукционной документации, графиком поставки товара, содержащимся в аукционной документации, определен общее количестве упаковок каждого дезинфицирующего средства и жидкого мыла с дезинфицирующим эффектом.
Вместе с тем, в разделе III "Техническая часть" аукционной документации по каждой позиции закупаемого товара определен соответственно объем, количество, вес, количество таблеток в упаковке.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии в извещении о проведении электронного аукциона информации о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, информации о месте доставки товара, а также об отсутствии в аукционной документации сведений об указании объема одной упаковки и количества товара не находят своего подтверждения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 4 раздела 1 "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" аукционной документации установлены требования к подготовке заявки.
Пунктом 4.2.3 части 4 раздела 1 "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" аукционной документации определен состав первой части заявки.
Исчерпывающий перечень показателей, в отношении которых требуется указание их конкретных значений, указан в разделе IV "Предложение участника закупки" (рекомендуемая форма) документации об аукционе.
В связи с чем, довод заявителя об отсутствии в аукционной документации инструкции по заполнению конкретных показателей товара в первой части заявки является необоснованным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки в данном случае является поставка дезинфицирующих средств и жидкого мыла с дезинфицирующим эффектом.
Разделом 3 "Техническая часть" аукционной документации определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в своей жалобе указывает, что в п. 2.1 раздела III "Техническая часть" аукционной документации указано "назначение: для обработки перчаток, надетых на руки персонала, для дезинфекции поверхностей, в том числе загрязненных кровью", однако на основании п. 12.4.7.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) перчатки не обрабатываются, а меняются на новые при переходе от одного пациента к другому или при необходимости, так как являются одноразовыми.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители уполномоченного органа и заказчика пояснили, что работники КГБУЗ "Краевая станция переливания крови" министерства здравоохранения Хабаровского края постоянно контактируют с кровью доноров, так как государственное задание учреждения "заготовка, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов".
В соответствии с п. 12.4.7.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 при загрязнении перчаток выделениями, кровью, и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия следует тампоном (салфеткой), смоченным раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), убрать видимые загрязнения. Снять перчатки, погрузить их в раствор средства, затем утилизировать. Руки обработать антисептиком".
Согласно п. 15.19.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 руки в перчатках обработать салфеткой, смоченной дезинфиктантом, затем вымыть проточной водой, снять перчатки, руки вымыть и обработать кожным антисептиком".
В соответствии с п. 2.12.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 "Требований к проведению дезинфекции различных объектов и уборке помещений. Средства и методы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 г N 4 (далее - СП 1.3.2322-08) с использованием дезинфицирующих средств проводят обеззараживание, в том числе перчаток резиновых.
Согласно п. 3.3.3 "Требования к порядку действий по ликвидации аварий при работе с патогенными биологическими агентами" СП 1.3.2322-08 при аварии, связанной с нарушением целостности кожных покровов руки обрабатывают дезинфицирующим раствором, снимают перчатку и выдавливают из ранки кровь в дезинфицирующий раствор.
Вышеизложенным заказчик обосновывает установление в п. 2.1 раздела III "Техническая часть" аукционной документации требования к назначению дезинфицирующего средства (вид 2).
Комиссией Хабаровского УФАС России определено, что оспариваемое требование п. 2.1 раздела III "Техническая часть" аукционной документации установлено в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, исходя из потребности медицинского учреждения, а довод заявителя не находит своего подтверждения.
Заявитель в своей жалобе указывает, что установленное в п.5.4.2 раздела III "Техническая часть" аукционной документации требование к наличию в дезинфицирующем средстве (вид 5) действующего вещества "гуанидин" является необъективным. Гуанидин - это вещество из группы катионных поверхностно -активных веществ (кПАВ) и точное наименование вещества в составе запрашиваемого препарата ограничивает конкуренцию. Если заказчик допускает в составе средства наличие дополнительных антимикробных компонентов, к которым относятся вещества из группы кПАВ - например, ЧАС, третичные алкиламины, гуанидины - достаточно указать: "кПАВ - наличие".
Представители уполномоченного органа, заказчика пояснили, что к группе катионных поверхностно-активных веществ (кПАВ) относятся ЧАСы, анимы, производные гуанидины. Недостатками ЧАС является неэффективность в отношении спор, простейших вирусов и недостаточная активность в отношении грамотрицательных бактерий. А гуанидины активны в отношении грамотрицательных и грамположительных микроорганизмов.
Достоинствами гуанидинов является низкая токсичность для человека и практическое отсутствие коррозионной активности в отношении большинства материалов, что является значительным преимуществом при выборе дезинфицирующего средства с данным действующим веществом.
Таким образом, по мнению заказчика, указание в п. 5.4.2 раздела III "Техническая часть" аукционной документации действующего вещества (гуанидин) не является ограничением конкуренции, а свидетельствует о правильном подборе дезинфицирующего средства для гигиенической обработки рук медицинского персонала, обработки операционного поля и локтевых сгибов доноров в соответствии с СанПин 2.1.3.2630-10 и СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекций".
В результате изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя не подтвержден действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а установленное заказчиком требование к наличию в дезинфицирующем средстве (вид 5) действующего вещества "гуанидин" отвечает его потребности и не противоречит правилам описания объекта закупки, содержащимся в ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также заявитель указывает, что в п. 7.4.2 и п. 7.4.3 раздела III "Техническая часть" аукционной документации установленое требование к наличию в дезинфицирующем средстве (вид 7) действующего вещества "глутаровый альдегид" и "глиоксаль" является необъективным. Глутаровый альдегид и глиоксаль относятся к одной группе действующих веществ - альдегиды, обладают аналогичным действием, указание на конкретный тип действующего вещества является фактором, ограничивающим конкуренцию. Достаточно указать "альдегиды - наличие".
Представители уполномоченного органа, заказчика пояснили, что к группе "альдегиды" относится множество химических веществ: формальдегид, глутаровый альдегид, ортофталевый альдегиды, альдегид янтарной кислоты, глиоксаль и другие.
Альдегиды имеют высокую токсичность (сильное раздражающее действие на верхние дыхательные пути, аллергические реакции).
Для высокой эффективности дезинфиктанта и уменьшения токсичного эффекта создаются композиции растворов со сниженной концентрацией глутарового альдегида с добавлением глиоксаля. Глиоксаль обладает крайне низкой токсичностью, в то же время проявляющее биоцидную активность к широкому классу бактерий и грибков.
Поэтому, прописав предлагаемую заявителем формулировку "альдегиды-наличие", заказчик может получить дезинфицирующе средство с высокой степенью токсичности для медицинских работников и доноров, что не приемлемо для применения в медицинском учреждении.
В результате изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя не подтвержден действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а установленное заказчиком требование к наличию в дезинфицирующем средстве (вид 7) действующего вещества "глутаровый альдегид" и "глиоксаль" отвечает его потребности и не противоречит правилам описания объекта закупки, содержащимся в ст. 33 Закона о контрактной системе.
Требования к товару, установленные в технической части, обусловлены объективными потребностями заказчика в приобретении дезинфицирующих средств с необходимыми заказчикам характеристиками. Оспариваемые заявителем пункты раздела III "Техническая часть" аукционной документации, составленного заказчиком в полной мере, соответствуют правилам описания объекта закупки, установленным ст. 33 Закона о контрактной системе и отвечают потребностям заказчика.
Техническая часть аукционной документации носит объективный характер и содержит в себе стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к проведению дезинфекционных мероприятий в медицинских организациях, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России при анализе оспариваемых заявителем пунктов раздела III "Техническая часть" аукционной документации не усматривает нарушений заказчиком ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Заявитель в своей жалобе указывает, что уполномоченный орган неверно выбрал код по ОКПД2 в извещении о проведении электронного аукциона на все закупаемые товары, а это средства дезинфицирующие и жидкое мыло с дезинфицирующим эффектом, указан код по ОКПД2 20.20.14.000.
Жидкое мыло с дезинфицирующим эффектом не относится к данному коду, т.к. это в первую очередь мыло, хотя и с дезинфицирующим эффектом и оно должно иметь код по ОКПД2 20.41.31.190 "Мыло прочее, не включенное в другие группировки".
Представители уполномоченного органа, заказчика пояснили, что закупаемый товар имеет антибактериальную активность в отношении грамположительных, грамотрицательных бактерий, а также имеет дезинфицирующий эффект при обработке рук медицинского персонала в ЛПУ, работников лабораторий.
Жидкое мыло с дезинфицирующим эффектом (вид 1) закупается к установленным в операционном зале и лабораториях дозаторам локтевым фирмы Erisan Easysept, устройство для нормированной подачи (2,5 мл) кожных антисептиков во флаконах с евродозатором. Дозирование осуществляется при помощи нажатия локтя или руки на рычаг. Сама конструкция подразумевает отсутствие прямого контакта рук медицинского персонала во время дозирования антисептиков в соответствии с СанПин 2.1.3.2630-10 (п. 12.4.3, п. 12.4.4).
Жидкое мыло с дезинфицирующим эффектом приобретается для гигиенической обработки рук медицинского персонала, а также для обработки кожных покровов медицинского персонала в учреждении в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что товар с кодом по ОКПД2 20.41.31.190 "Мыло прочее, не включенное в другие группировки", на который ссылается заявитель, относится к виду 20.41.3 "Мыло и органические поверхностно-активные вещества и средства, используемые в качестве мыла; бумага, вата, войлок, фетр и нетканые материалы, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством".
Кодом по ОКПД2 20.41.31.190 включает разновидности туалетного и хозяйственного мыла, которые относят к косметической продукции и не обладают дезинфицирующим эффектом и антибактериальной активностью, отвечающим потребностям заказчика.
Таким образом, довод заявителя о неверном установлении уполномоченным органом кода по ОКПД2 в извещении о проведении электронного аукциона является необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок.
Ввиду того, что заявителем оспаривается, в том числе потребность заказчика, жалоба ООО "Юнидез" подлежит передаче в орган внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения вопроса согласно компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнидез" на действия уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая станция переливания крови" министерства здравоохранения Хабаровского края при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и жидкого мыла с дезинфицирующим эффектом для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая станция переливания крови" министерства здравоохранения Хабаровского края (N 0122200002517002479) - необоснованной;
2. Передать жалобу ООО "Юнидез", в силу п. 1 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения согласно компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Л.В. Самар |
Члены Комиссии: |
А.С. Горянская
Е.А. Абрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 июня 2017 г. N 165
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017