Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт главного корпуса больницы ГКУЗ "Лепрозорий" п. Синегорск, ул. Клиническая, 13" (извещение N 0318200068417000068) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "СТРОЙ МОНТАЖ+" указывает, что Заказчиком в аукционной документации приведены две инструкции по заполнению заявки, противоречащие друг другу, установлены необъективные (позиция 2 "Клей плиточный для керамогранита"), а также завышенные и необоснованные (позиция 12 "Ветошь") требования к товарам.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявка участника закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГКУЗ "Лепрозорий" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт главного корпуса больницы ГКУЗ "Лепрозорий" п. Синегорск, ул. Клиническая, 13" (извещение N 0318200068417000068).
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 801,98 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в аукционной документации установлены две инструкции по заполнению заявки:
1. "Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов)", предусмотренная в Разделе Приложение к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации (далее - Инструкция N 1);
2. "Инструкция по заполнению заявки", определенная Разделом 8 аукционной документации (далее - Инструкция N 2).
Из положений Инструкции N 1 следует, что значения показателей, указанных участником, должны быть конкретными и не должны содержать следующие слова и обозначения (кроме случаев, когда их использование допускается в рамках особого порядка применения отдельных знаков, слов или символов в соответствии с настоящей инструкцией): "должно быть" "не более", "не менее", "может", "менее", "меньше", "от", "более", "больше", "должен", "превышает", "до", "не превышает", "допускается", "не допускается", "или", "выше", "свыше" "не выше", "ниже", "не ниже", "приблизительно", "Ок.", "примерно", "около", "Диапазон", "интервал", "промежуток", "предел", "в диапазоне", "в интервале", "в промежутке", "в пределах" и т.п., а также математические знаки и символы, обозначающие такие слова.
При этом, Инструкцией N 2 определено, что описание объекта закупки в графе "Показатель, ед.изм." может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями "не менее" или "не более", или иным аналогичным образом, и содержатся в графе "Показатель, ед.изм.", а в графе "Значение" указывается их предельная величина (максимальная или минимальная). Словосочетание "не менее" или "не более", или аналогичнное ему из графы "Показатель, ед.изм." не исключается_ Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Согласно Инструкции N 1 если наименование требуемого параметра содержит слово "отклонение", "отклонения" и требуемое значение параметра указано в сопровождении символа " ", то участнику закупки требуется указать конкретное значение, соответствующее верхнему отклонению. Если требуемое значение показателя указано в сопровождении символа " ", при этом наименование требуемого параметра не содержит слово "отклонение", "отклонения", то участнику необходимо указать конкретное значение показателя, применив допустимое отклонение строго в меньшую сторону без использования знаков "+" и "-".
В соответствии с Инструкцией N 2 если в графе "Значение" содержатся знаки , +/- устанавливающие рядом со значением показателя максимальные величины допусков, то такие знаки означают допустимые отклонения и не удаляются, а оставляются в данной графе без изменения.
Кроме того, в Приложении к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации Заказчиком установлены графы "N п/п"; "Наименование товара"; "Указание на товарный знак (модель, производитель)"; "Технические характеристики": "Требуемый параметр", "Требуемое значение", "Значение, предлагаемое участником"; "Ед. изм."; "Сведения о сертификации".
В свою очередь, в Инструкции N 2 Заказчиком указаны ссылки на графы "Показатель, ед.изм.", "Значение".
На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком положения Инструкций по заполнению заявки содержат противоречивые требования по заполнению заявки, что может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному определению показателей товаров при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в Приложении к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие технические характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара |
Указание на товарный знак (модель, производитель) |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Сведения о сертифик ации |
||
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
|||||
2. |
Клей плиточный для керамогранита |
|
описание |
клей для керамогранита и плитки размером до 60х60 см для внутренних работ на недеформируемых основаниях (морозостойкость до -30 градусов) |
|
|
|
|
Пропорции для смешивания |
6_6,25 воды на мешок 25 кг. |
|
л |
|
||
|
Время использования смеси после затворения |
Минимум 2 (1,5*) часа |
|
ч |
|
||
|
Условия применения |
Температура основания и воздуха +2- +32, влажность воздуха менее 80% |
|
°С |
|
||
|
Открытое время работы |
От 20 |
|
мин |
|
||
|
Время корректировки плитки, от |
30 |
|
мин |
|
||
|
Сползание плитки |
Не более 0,5 мм |
|
мм |
|
||
|
Затирка швов |
Через 24 |
|
ч |
|
||
|
Адгезия к бетону спустя 28 суток не |
Более 1 |
|
Мпа |
|
||
|
Морозостойкость |
Не менее 100 циклов |
|
цикл |
|
||
|
Температура эксплуатации |
-35 - +65 |
|
°С |
|
||
|
Горючесть по ГОСТ 30244-94 |
Требуется НГ |
|
|
|
||
12. |
Ветошь |
|
Размеры куска: площадь |
до 400 |
|
см2 |
|
|
Отходы по способу выработки |
должны быть тканые; нетканые; трикотажные |
|
|
|
||
|
Фактическая, нормированная влажность |
должна быть не более 19 |
|
% |
|
||
|
Цвет |
должен быть белый и суровый или серый |
|
|
|
||
|
Волокно |
должно быть хлопчатобумажное; хлопок в смеси с химическими волокнами |
|
|
|
||
|
Описание |
должны быть изделия, бывшие в употреблении |
|
|
|
||
|
Размеры куска: ширина |
должна быть более 15 |
|
см |
|
Адгезия в физике - сцепление твёрдых и/или жидких тел.
Значения показателей такие как "Адгезия к бетону спустя 28 суток не", "Время корректировки плитки, от" по позиции 2 "Клей плиточный для керамогранита" возможно определить только при наличии товаров у участника закупки в момент подачи заявки и проведения соответствующих испытаний.
Кроме того, из пояснений представителя Заказчика следует, что при наборе текста произошла техническая ошибка и произошли разрывы фраз "не менее", "не более" в разных столбцах таблицы, что привело к нарушению п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика даны пояснения, что требование к ветоши установлено согласно ГОСТ 4643-75 "Отходы потребления текстильные хлопчатобумажные сортированные. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)" (далее - ГОСТ 4643-75).
В свою очередь, ГОСТ 4643-75 распространяется на текстильные отходы потребления хлопчатобумажные сортированные, состоящие из бывших в употреблении изделий из тканей, нетканых, трикотажных, плетеных, стеганых материалов, выработанных из хлопка и хлопка в смеси с химическими волокнами и предназначенные для перерабатывающих предприятий.
Согласно п. 3.2 ГОСТ 4643-75 определение влажности - по ГОСТ 3816-81 со следующим дополнением: из объединенной пробы, отобранной по ГОСТ 5551-82, из разных мест ножницами нарезают три лабораторные пробы, из которых одна является контрольной.
Масса лабораторной пробы должна быть в граммах:
200 - для кондиционного аппарата;
50 - для сушильной установки.
Если при определении влажности расхождение между результатами двух лабораторных проб превышает 3 абс. %, проводят испытание третьей лабораторной пробы и за окончательный результат принимают среднее арифметическое результатов трех определений.
Требование к отходам по способу выработки (позиция 12 "Ветошь") свидетельствует о необъективном описании Заказчиком объекта закупки, поскольку предметом аукциона является не изготовление конкретного товара, а выполнение работ.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний и требования от изготовителя указания о качестве результатов испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствуют о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ МОНТАЖ+" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГКУЗ "Лепрозорий" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКУЗ "Лепрозорий" МЗ КК (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 523
по делу N ЭА-1273/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
16 июня 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 16.06.2017 года по делу N ЭА-1273/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙ МОНТАЖ+" на действия ГКУЗ "Лепрозорий" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт главного корпуса больницы ГКУЗ "Лепрозорий" п. Синегорск, ул. Клиническая, 13" (извещение N 0318200068417000068) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ГКУЗ "Лепрозорий" МЗ КК (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1273/2017 от 16.06.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 12.07.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017