Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 июня 2017 г. N 189-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Конинского С.В. (доверенность от 03.03.2017 N22-ЮК) и в присутствии представителя ООО "ТЭС-ГеоИнжПроект" Петрова А.А. (доверенность от 13.06.2017 N320), рассмотрев жалобу ООО "ТЭС-ГеоИнжПроект" на действия государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" и членов конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проектные изыскательские работы. Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербаджанской Республикой на участке км 936+000 - км 942+000, Республика Дагестан (номер извещения: 0318100043417000100), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.06.2017 поступила жалоба ООО "ТЭС-ГеоИнжПроект" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" и членов конкурсной комиссии (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проектные изыскательские работы. Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербаджанской Республикой на участке км 936+000 - км 942+000, Республика Дагестан (номер извещения: 0318100043417000100) (далее - открытый конкурс).
В жалобе Заявителя сообщалось, что конкурсная комиссия незаконно отклонила конкурсную заявку Общества по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 03.06.2017 N1/1к-100.
Уведомлением от 09.06.2017 N04/3932 рассмотрение жалобы было назначено на 10 час. 30 мин. 14.06.2017.
14.06.2017 при рассмотрении жалобы Комиссией было принято решение объявить перерыв в рассмотрении жалобы до 15.06.2017 до 09 час. 30 мин., о чем были уведомлены лица, участвующие в рассмотрении жалобы.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения и конкурсной документации, включая проверку обоснованности их положений, вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрение конкурсных заявок участников закупки.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки установлено следующее.
Заказчиком 30.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса и документация об этом конкурсе.
Согласно протоколу по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе от 03.06.2017 N1/1к-100 на участие в конкурсе были поданы 2 конкурсные заявки от участников закупки ООО "Экодор", ООО "ТЭС-ГеоИнжПроект". Конкурсная комиссия отклонила конкурсную заявку Заявителя и признала соответствующей заявку участника закупки ООО "Экодор".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Учитывая то, что начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 7 752 300 руб., Заказчик в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установил в части 20 аукционной документации следующее требование к размеру обеспечения исполнения государственного контракта: "государственный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт безотзывной банковской гарантии или внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, в размере 2 325 690 (два миллиона триста двадцать пять тысяч шестьсот девяносто) рублей 00 копеек, что составляет 30 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта.
Участником конкурса самостоятельно определяется способ обеспечения исполнения контракта из вышеперечисленных.
Если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса.
Если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона".
Согласно части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 данной статьи.
При этом частью 4 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что в случае проведения конкурса информация, предусмотренная частью 3 данной статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 данной статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 данной статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно протоколу по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе от 03.06.2017 N1/1к-100 причиной отклонения конкурсной комиссией конкурсной заявки Общество явилось следующее: "признать конкурсную заявку не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации в соответствии с ч.3.1 ст.53 Закона о контрактной системе, по причине установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе, а именно: участником закупки были представлены сведения, подтверждающие добросовестность участника, с информацией о заключенных контрактах, в том числе
N п/п |
Номер закупки |
Реестровый номер контракта |
Наименование заказчика |
Наименование контракта |
Сумма контракта тыс. руб. |
3 |
0338200008715000003 |
2410112488115000017 |
КГКУ "Камчатуправтодор" |
Разработка проектной документации "Строительство автозимника продленного действия Анавгай-Палана на участке 17 - км 33" |
17 402, 25 |
Конкурсной комиссией установлено, что вышеуказанный контракт, представленный в качестве подтверждения добросовестности участника исполнен с применением к участнику неустоек, о чем свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте, в которой содержится претензия N04/2763 от 22.12.2016 об уплате неустойки в размере 3 175 972, 48 руб."
Комиссия, рассмотрев информацию о государственном контракте с реестровым N 2410112488115000017, размещенной на официальном сайте, установила, что данный контракт фактически исполнен без применения к Заявителю неустойки. Документальные подтверждения данному обстоятельству представлены Заявителем в материалы жалобы (письмо КГКУ "Камчатуправтодор" от 18.01.2017 N08/222/2, от 19.01.2017 N08/228/1).
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика указал на тот факт, что информация, представленная Обществом в составе конкурсной заявки о контракте с реестровым N3402710458016000017 в качестве подтверждения своей добросовестности, является недостоверной, т. к. Заявителем данный контракт исполнен с применением к нему штрафных санкций.
Комиссия при рассмотрении жалобы установила, что Обществом в составе конкурсной заявке (номер листа 34) в качестве подтверждения своей добросовестности представлена следующая информация о контракте N 3402710458016000017:
N п/п |
Номер закупки |
Реестровый номер контракта |
Наименование заказчика |
Наименование контракта |
Наличие штрафных санкций |
1 |
0137300043316000110 |
3402710458016000017 |
МКУ "УКС города Калуги" |
Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Реконструкция автодороги с асфальтовым покрытием п.Северный-Окружная г.Калуги" |
нет |
Однако на официальном сайте содержится информация о том, что в отношении Заявителя за нарушение сроков исполнения данного контракта применялась неустойка в размере 170 200 руб.
Указание Заявителем в конкурсной заявке информации об исполнении контракта N 3402710458016000017 без применения к нему штрафных санкций Комиссия Управления признает подтвержденным данными, размещенными в реестре контрактов, фактом предоставления недостоверных сведений об исполнении контракта без применения штрафных санкций.
При этом Комиссия признает несостоятельным и отклоняет довод Заявителя о том, что поскольку к нему при исполнении спорного контракта применялись санкции в виде пени, а не штрафа, то предоставленная им информация о неприменении штрафных санкций является достоверной, ввиду следующего.
В силу частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Таким образом, названными правовыми нормами предусмотрено, что пеня начисляется за просрочку исполнения обязательства, тогда как штраф - за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств.
Между тем, из содержания части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе прямо следует, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, подтверждающая исполнение участником закупки не любых контрактов, а лишь контрактов, исполнение которых осуществлено без применения к участнику закупки санкций как в виде штрафа, так и пени.
В этой связи предоставление участником закупки в составе заявки в качестве подтверждения своей добросовестности информации о контрактах, в ходе которых с участника закупки взыскивались пени, но не взыскивались штрафы, лишено какого-либо правового смысла. Такая информация не может являться информацией, подтверждающей добросовестность участника закупки в том содержательно правовом смысле, который придается ей частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, она, напротив свидетельствует о недобросовестном исполнении контракта.
Закон о контрактной системе не содержит определение понятия "штрафные санкции", равно как и не содержит положений, раскрывающих соотношение понятий "штрафные санкции", "штраф" и "пени".
Согласно Современному экономическому словарю (6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011) штрафные санкции - предусмотренные договором, документально зафиксированные виды и уровни штрафа, взимаемого с лиц, нарушивших принятые ими условия, обязательства по контракту. Чаще всего штрафные санкции предусматриваются за несвоевременное выполнение или полное невыполнение заказа, несоблюдение графика работ, низкое качество продукции, товаров, услуг, за нанесение других видов ущерба, убытков. см. также санкции.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что семантическое значение использованного Заявителем в заявке при предоставлении сведений о контракте N 3402710458016000017 понятия "штрафные санкции" включает в себя как штраф, так и пени.
Штраф и пени как средства обеспечения исполнения обязательств имеют сходную правовую природу, и в отсутствие каких-либо норм права, однозначно разделяющих понятия "штрафные санкции" и "пени", Комиссия не усматривает оснований согласиться с выводом Заявителя о том, что пени не могут быть отнесены к понятию "штрафные санкции".
Учитывая вышеизложенное, а также то, что при проведении открытого конкурса, комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в конкурсе в соответствии со статьей 53 Закона о контрактной системе, а в соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 данной Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, Комиссия полагает, что конкурсная комиссия Заказчика формально правомерно отклонила конкурсную заявку Заявителя.
Кроме того, Комиссия, Комиссия полагает, что конкурсная заявка ООО "Экодор" правомерно была признана конкурсной комиссией Заказчика соответствующей Закону о контрактной системе и конкурсной документации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выдачи предписания.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЭС-ГеоИнжПроект" на действия государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" и членов конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проектные изыскательские работы. Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербаджанской Республикой на участке км 936+000 - км 942+000, Республика Дагестан (номер извещения: 0318100043417000100) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 июня 2017 г. N 189-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017