Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2017 г. N 11-161/17
В связи с поступившей от Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации информацией (вх. 13656/17 от 02.06.2017) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителя Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее - заказчик),
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по охране объектов при помощи пульта централизованного наблюдения (контракт N 122 от 31.05.2017, извещение N 0172100006117000018) (далее - контракт, закупка).
Адрес проверяемой организации: Боткинская ул., д. 1, корп. 6, Санкт-Петербург, 195009.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение об осуществлении закупки размещено 07.02.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 56 518,17 руб.
1. Контракт заключен на основании с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе 31.05.2017.
В п. 8.1 контракта установлено, что "контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами, распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01 января 2017 года и действует до 31 декабря 2017 года".
В ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовой договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с ч. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, в том числе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8. ст. 103 Закона о контрактной системе контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44 и 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Сведения о контракте включены в реестр контрактов заказчика 31.05.2017.
При этом контракт содержит следующие положения:
- п. 1.2 - "Срок оказания услуг по контракту: с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года";
- п. 3.1.4 - "Исполнитель обязуется представлять государственному заказчику акт об оказании услуг за предыдущий месяцежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, оформляет и направляет представителю заказчика _.счет, акт оказанных услуг";
- п. 3.2.16 - "государственный заказчик обязуется своевременно оплачивать услуги, оказываемые исполнителем, согласно условиям настоящего контракта";
- п. 5.2 - "размер ежемесячной абонентской платы за услуги, оказываемые исполнителем, указываются в Перечне";
- п. 5.6 - "Ежемесячная абонентская плата за оказываемые услуги исполнителю вносится государственным заказчиком ежемесячно, путем перечисления указанной в Перечне месячной абонентской платы на расчетный счет исполнителя до 10 (десятого) числа текущего месяца на основании выставленного счета_ и т.д.".
При этом разделом 4 контракта, в том числе п. 4.8, 4.9 предусмотрено право Исполнителя требовать уплаты пеней, в том числе за просрочку исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Проанализировав приведенные нормы права, Инспекция УФАС приходит к выводу, что установление в контракте положений о том, что условия контракта распространяют свое действие на отношение сторон, возникших до его заключения, недопустимо, поскольку срок начала действия отношений сторон в рамках закупки строго определяется Законом о контрактной системе, что в дальнейшем позволяет осуществить контроль за надлежащим исполнением контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено оказание услуг до заключения контракта, а также оказание услуг без контракта, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
Следовательно, в нарушение ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе (п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации), п. 3 ст. 3 (п. 2 ст. 3), ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе контракт, заключенный заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), содержит условие о распространении действия контракта на отношения сторон, возникшие до их подписания.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
Контракт заключен 31.05.2017 на основании с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Заказчик 02.06.2017 нарочно направил в Санкт-Петербургское УФАС России уведомление о заключении контракта (исх. N 229-1058-17 от 01.06.2017, вх. N 13656/17 от 02.06.2017).
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе, выразившееся в несвоевременном уведомлении контрольного органа в сфере закупок о заключенном контракте.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе (п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации), п. 3 ст. 3 (п. 2 ст. 3), ч. 1 ст. 94, ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2017 г. N 11-161/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017