Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, <_>, в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (далее - заявитель); при участии представителя Муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Заларинский район" (далее - уполномоченный орган) <_>, рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на строительство дома культуры на 210 мест с библиотекой расположенного по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п. Залари, ул. Заводская, 1, извещение N 0134300070217000062 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 14 июня 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель считает, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
Кроме того заявитель, указывает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона N44-ФЗ, поскольку в требованиях к составу заявки на участие в электронном аукционе заказчик установил императивное требование о предоставлении участником закупки ИНН учредителей, при этом согласно Федерального закона N44-ФЗ такая информация предоставляется в составе второй части заявки исключительно при наличии.
Помимо этого, заявитель указывает, что в проекте контракта заказчика условие, предписанное правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, не выполняется, указаны размеры штрафов для определенного порогового значения цены контракта (при этом цена контракта заказчику не может быть известна до момента заключения контракта).
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 18 мая 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0134300070217000062, а также документация об электронном аукционе на строительство дома культуры на 210 мест с библиотекой расположенного по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п. Залари, ул. Заводская, 1 (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 41 652 040 руб. 00 коп.
Дата окончания срока подачи заявок установлена 15.06.2017 года
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя возражения уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
При рассмотрении аукционной документации, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в пункте 28 части II. Информационной карты документации об электронном аукционе заказчикам установлены требования к содержанию и составу первой части заявки с указанием на необходимость предоставления информации о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в п.п. "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ внесены следующие изменения: слова "места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя" заменены словами "страны происхождения товара".
Таким образом, установив требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с недействующей редакцией статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Таким образом, по смыслу вышеуказанной нормы Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе предусматривает указание идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона при их наличии.
Комиссией установлено, что в пункте 28 части II. "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком закреплено, что документации об электронном аукционе заказчиком закреплено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчиком в пункте 28 части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе не установлены требования о предоставлении сведений об идентификационном номере налогоплательщика для учредителей (при наличии).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что данная информация, при наличии ИНН у участника закупки общедоступна, в аккредитационных документах в разделе "сведения об участнике закупки", в сведениях о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателях, крестьянских (фермерских) хозяйств, на сайтах Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Более того, не указание в требованиях ко второй части заявки на участие в электронном аукционе (пункт 28 аукционной документации) условия "при наличии" в отношении ИНН учредителей, не влечет юридических последствий и не влияет на результат определения поставщика, в связи с тем, что рассмотрение заявки осуществляется в рамках действующего законодательства.
Таким образом, действия заказчика, не установившего документации об электронном аукционе требования о предоставлении участниками закупок идентификационного номера налогоплательщика учредителей (при наличии), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого электронного аукциона нарушают пункт 1 части 5 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в проекте контракта определена ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа определяется в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
При этом в пунктах 4 и 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 указано следующее:
"4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Комиссия отмечает, что размер штрафа исчисляется из цены контракта, которая становится известна только по результатам проведения процедуры электронного аукциона.
Следовательно, на момент размещения на официальном сайте ЕИС документации об электронном аукционе заказчику не может быть известна цена контракта, вследствие чего заказчик не может предугадать какому пороговому значению, указанному в Правилах будет соответствовать цена контракта, предложенная участником электронного аукциона.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, условие об ответственности сторон является существенным условием контракта.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
При этом изменение размера штрафа, как для заказчика, так и для подрядчика на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Следовательно, заказчик при заключении контракта не вправе вносить изменения в условия об ответственности сторон.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в пунктах 6.3.3 и 6.4.3 проекта контракта указано:
"6.3.3. За ненадлежащее исполнение предусмотренных Контрактом обязательств, исключая просрочку исполнения, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере - размер штрафа указывается в виде фиксированной суммы, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 исходя из цены Контракта на момент его заключения. Размер штрафа должен составлять 10% цены Контракта, если его цена не превышает 3 млн. руб.
6.4.3. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком предусмотренных Контрактом обязательств, за исключением просрочки исполнения, Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф в размере - размер штрафа указывается в виде фиксированной суммы, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 исходя из цены Контракта на момент его заключения. Размер штрафа должен составлять 2,5% цены Контракта, если его цена не превышает 3 млн руб."
На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 5 и 8 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются обоснованными.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона N44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии Иркутского УФАС, в жалобе не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Комиссией установлено, что положения документации об электронном аукционе не нарушают и не могут нарушить права и законные интересы ООО "Перспектива", так как заявитель не обладает свидетельством о допуске к выполнению работ в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624, следовательно, не может принимать участие в электронном аукционе и быть признан победителем аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими пункт 2 часть 1 статьи 64, пункт 1 часть 5 статьи 64, часть 5 и 8 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ.
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. Направить копию решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 июня 2017 г. N 550
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017