Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы города Томска от 2 декабря 2008 г. N 1074 настоящая Программа изложена в новой редакции
См. текст Программы в предыдущей редакции
Решением Думы города Томска от 2 февраля 2009 г. N 1119 сроки реализации настоящей Программы продлены на 2009 г.
Приложение к решению
Думы города Томска
от 4 марта 2008 г. N 819
Городская целевая программа
"Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска" на 2008 год
17 июня, 2 декабря 2008 г., 2 февраля 2009 г.
1. Паспорт городской целевой программы
"Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска"
на 2008 год
"Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска
в 2008 году"
Департамент ЖКХ администрации города Томска
Заказчик программы
Наименование программы/статус |
Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска в 2008 году"
Городская отраслевая целевая программа |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) |
Постановление Мэра города Томска от 11.03.2008 N 144 "О разработке городской отраслевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в 2008 году" |
Заказчик программы |
Администрация города Томска |
Основные разработчики программы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Томска |
Цели и задачи программы, основные целевые показатели |
- Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; - Повышение качества реформирования жилищно-коммунальногокоммунального хозяйства; - Создание благоприятных условий для управления многоквартирными домами в городе Томске; - Создание условий для выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления домом; - Создание условий для формирования конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами. Их содержания и ремонта; - Создание условий для развития системы самоуправления в жилищной сфере на территории города Томска; - Реализация механизма софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств собственников помещений в многоквартирном доме; - Организация адресной поддержки муниципального образования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов; |
Сроки выполнения программы (подпрограмм) |
I - IV квартал 2008 г. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Меры муниципальной поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов; |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Всего - 328 952 771 рублей - Бюджет города Томска 2008 год - 97 035 974 рублей. - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 200 000 000 рублей. - Средства собственников помещений - 31 916 797 рубля |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
- Безопасные и благоприятные условия проживания граждан - Выбор способа управления многоквартирными домами - ТСЖ. |
Система организации контроля исполнения программы |
- Дума города Томска - Администрация города Томска |
2. Анализ сложившейся ситуации
Основой преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью на принципах сокращения участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активного вовлечения самих граждан к управлению своей собственностью. Именно в этом и заключается сущность новых способов управления многоквартирными домами, которые ориентированы на главенствующую роль собственников помещений в многоквартирных домах.
Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 39, пункт 1 статьи 158), Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 249) и "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установили обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт (включая капитальный) общего имущества в многоквартирном доме. Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 210) устанавливает обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 154, пункт 3 статьи 158) конкретизировал обязанность собственников помещений по оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонтов.
В 2006-2007 годах за счет средств городского бюджета было отремонтировано 705249,5 квадратных метров общей площади многоквартирных домов при финансировании в размере 203,92 млн. рублей. Данное количество денежных средств было недостаточным и не привело к существенному снижению количества приходящих в упадок домов, а также стимулированию собственников помещений к выбору способа управления своим многоквартирным домом, в том числе созданию товариществ собственников жилья.
Отсутствие целевой программы капитального ремонта многоквартирных домов в городе Томске может привести к дальнейшему увеличению количества домов находящихся в аварийном состоянии, и как следствие к нарастанию социальной напряженности населения.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации об управлении многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставления качественных коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах в г. Томске должны быть созданы соответствующие условия для управления многоквартирными домами. В связи с высокой стоимостью капитального ремонта и передачей собственникам помещений обязанностей по капитальному ремонту целесообразно оказание государственной адресной финансовой поддержки.
Мероприятия, направленные на решение данных проблем, объемы и источники их финансирования изложены в приложении к настоящей программе.
3. Экономическое обоснование реализации программы
Капитальный ремонт любой системы многоквартирного дома - трудоемкий и финансово- затратный процесс.
Затраты по проведению капитального ремонта согласно требований Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 210), Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 39, пункт 1 статьи 158) и "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 возлагаются на собственников помещений данного многоквартирного дома.
При принятии программы возможно достичь следующие положительные результаты:
- приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых домов, обеспечения безопасности проживания граждан в многоквартирных домах;
- снижение социальной напряженности населения, создание безопасных и благоприятных условий для проживания и управления многоквартирными домами в городе Томске;
- вовлечение населения города Томска в развитие системы общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства.
4. Основные цели и задачи программы
Основными целями разработки данной программы являются:
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
- повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие системы общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- создание благоприятных условий для управления многоквартирными домами в городе Томске.
Реализация целей Программы создает условия для:
- удовлетворения жилищных потребностей собственников помещений в многоквартирных домах, защиты их потребительских интересов и прав;
- демонополизации и развития конкурентных отношений на рынке управления многоквартирными домами;
Создание условий для управления многоквартирными домами и развития общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства, создание безопасных и благоприятных условий проживания населения и повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства осуществляется на основе принципов:
- добровольности создания и деятельности объединений собственников помещений в многоквартирных домах (ТСЖ, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов);
- обеспечения равных условий деятельности организаций в сфере управления многоквартирными домами независимо от их организационно-правовой формы.
Создание благоприятных условий для управления многоквартирными домами и развития общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства может осуществляться в таких формах, как:
- обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов, ранее находившихся в государственной (муниципальной) собственности, в которых избран способ управления;
- предоставление средств адресной поддержки управляющим организациям, ТСЖ либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
Для достижения целей намечается решить следующие задачи:
- создать условия для выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способов управления данными домами, в том числе товариществ собственников жилья;
- создать условия для формирования конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами, их содержания и ремонта;
- создать условия для развития системы общественного самоуправления в жилищной сфере на территории города Томска;
- организовать адресную поддержку муниципального образования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
- реализовать механизм софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Реализация целей и задач будет осуществляться за счет выполнения мероприятий настоящей Программы и адресного финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
5. Этапы программы и сроки их реализации
Данная программа рассчитана на 1 год (2008 г.)
Выполнение работ по капитальному ремонту будет производиться в соответствии с перечнем многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту и претендующих на получение средств государственной поддержки в 2008 году при условии софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ и собственников помещений в многоквартирных домах (приложение N 1).
В случае экономии денежных средств либо отказа собственников в участии в программе капитального ремонта денежные средства подлежат перераспределению между многоквартирными домами, включенными в резервный список (приложение N 2).
6. Перечень основных мероприятий
Программа содержит одно направление, сформированное с учетом проблем, требующих решения, а именно меры государственной поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В рамках направления за счет средств городского бюджета и фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов планируется оказывать финансовую помощь управляющим организациям, товариществам собственников жилья и жилищно-строительным кооперативам для приведения в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых домов, обеспечения безопасности проживания.
Объем долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов составляет:
- за счет собственников помещений - не менее 5 % от общей стоимости капитального ремонта многоквартирного дома;
- разница между общей стоимостью капитального ремонта оплачивается за счет местного бюджета и средств Фонда, участвующих в реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства":
-за счет средств Фонда - не менее 68,23 %;
- за счет средств бюджета города Томска - не более 26,77 %;
При определении приоритетов направления финансовой поддержки учитываются общие показатели, характеризующие состояние жилищного фонда:
1) техническое состояние многоквартирного дома;
2) объем работ, необходимый при проведении капитального ремонта;
3) иные показатели, условия эксплуатации и содержания жилищного фонда, имеющие значение для принятия решения об оказании финансовой помощи.
Основанием для включения в перечень многоквартирных домов подлежащих капитальному ремонту и претендующих на получение средств государственной поддержки в 2008 году при условии софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ, в рамках настоящей программы являются следующие документы:
1) заявка на получение субсидии;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о капитальном ремонте и о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома;
3) утвержденная общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смета расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома, составленная на каждый вид капитального ремонта в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, прошедшая экспертизу в случаях, установленных действующим законодательством;
4) решение собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления;
5) справка об общем количестве собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме и членов их семей, а также нежилых помещений;
6) характеристика объекта субсидирования, включающая в себя сведения об общей площади, площади приватизированных квартир и площади муниципальных квартир, проценте физического износа, годе постройки, этажности и материале стен.
7) и другие необходимые документы.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов относятся:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
5) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов;
Капитальному ремонту не подлежат дома со степенью износа свыше 70 процентов, а также многоквартирные дома, относящиеся к категории непригодных для проживания (аварийных, подлежащих сносу или реконструкции).
Состав общего имущества многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 491.
Порядок предоставления денежных средств определяется в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующим постановлением Мэра города Томска определяющим порядок предоставления субсидии.
7. Ожидаемые результаты от реализации программы,
целевые индикаторы и оценка эффективности
Реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов города Томска должна обеспечить следующие конечные результаты:
Экономический эффект:
- снижение текущих эксплуатационных затрат многоквартирного дома;
- исключение аварийных ситуаций на общем имуществе многоквартирных домов;
Социальный эффект:
- снижение социальной напряженности и создание благоприятных условий для управления многоквартирными домами в городе Томске;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
- повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства;
Экологический эффект:
Прямого экологического эффекта нет.
Основные целевые индикаторы:
- снижение количества жалоб населения и обращения граждан в различные инстанции;
- увеличение количества многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления своими домами и реализовали это решение;
- увеличение количества товариществ собственников жилья.
Возможные риски от реализации программных мероприятий:
- продление сроков реализации программных мероприятий в связи с несвоевременным получением денежных средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
8. Система управления реализацией программы
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Томска обеспечивает реализацию программы.
Общий контроль исполнения программы осуществляет департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Томска и Дума города Томска.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Томска осуществляет управление и координацию действий при реализации городской целевой программы.
При реализации адресной поддержки муниципальному образованию "Город Томск" за счет средств "Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на реализацию программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в городе Томске в 2008 году" администрацией города Томска вносятся предложения об изменении перечня многоквартирных домов подлежащих капитальному ремонту в 2008 году, суммы финансирования, сроков реализации.
Реализация программы освещается в средствах массовой информации.
Председатель |
Первый заместитель |
Думы города Томска |
Мэра города Томска |
____________А.Н. Чуприн |
_________Н.А. Николайчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.