Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2017 г. N 2-57-7278/77-17
На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка действий Администрации поселения "Мосрентген" (далее - Заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок работ для обеспечения государственных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту фасадов многоквартирных домов на территории поселения "Мосрентген" (Закупка N 0148300014617000024) (далее - аукцион).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Заместитель председателя комиссии - Заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главный специалист - эксперт отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешнева,
Главный специалист - эксперт отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиев,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
Вместе с тем, указанная жалоба (вх. N 28758-ЭП/17 от 21.06.2017) отозвана Заявителем в соответствии с ч.15 ст.105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп."б" п.2 ч.3 ст.99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документацией неправомерно установлены избыточные и необъективные требования к показателям товаров, так например установлено требование к количеству наносимых при выполнении работ слоёв краски товара п.38 "Краска фасадная тип 3", времени высыхания товара п.62 "Белили тип 2", количеству воды затворения на 1 кг смеси товара п.65 "Смеси сухие тип 9", к товару по п.41 "Раствор тип 6" установлено требование: Вид для раствора: для заливки пустот в кладке; для кладки из пустотелого кирпича; для кладки из полнотелого кирпича; для бутовой кладки, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика, а также при каких работах необходимо использовать данный товар, поскольку, указанные виды растворов имеют абсолютно разные назначения. Так же в составе жалобы Заявитель указывает на некорректное формирование Заказчиком требований к габаритным размерам товара п.44 "решетки": Длина решетки: от 380 до 1000 мм; Ширина решетки: от 480 до 1100 мм, что является неправомерным, поскольку, длина не может иметь меньшее значение чем ширина, кроме того согласно данным производителей решетки имеют габаритные размеры следующих типов: ширина, высота и глубина.
Также Заказчиком установлены следующие требования к показателям конкретные значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно: по п.42 "Сталь листовая тип 5" в первой части заявки необходимо указать конкретный показатель разнотолщинности цинкового покрытия, по п.49 "Сталь листовая тип 2" в первой части заявки необходимо указать конкретный показатель глубина сферической лунки, а также установлено требование об указании в первой части заявки конкретного содержания в приготовленном исполнителем для выполнения работ растворе по п.69 "Раствор тип 9" цемента, золы-уноса и песка, также в первой части заявки необходимо указать конкретные показатели таких параметров как: "Усадка покрытия после высыхания" товара п.80 "Шпатлевка тип 2", "Количество воды затворения на 1 кг смеси " товара п.84 "Смеси сухие тип 6", "Время схватывания с поверхностью" товара п.85 "герметик тип 1", "Адгезия" и "Время корректирования положения плитки" товара п.95 "смеси сухие тип 1", "Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя" товара "смеси бетонные".
Таким образом, установленные Заказчиком требования к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, конкретные значения требуемых характеристик не предоставляются производителями товаров в открытом доступе и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Кроме того, некорректно сформированы требования к высоте и ширине товара п.30 "Профили стальные электросварные тип 2", а именно: Высота h: от 40* до 100* мм; Ширина b: от 40 до 100* мм; Форма: квадратная, что может вводит участников закупки в заблуждение поскольку, согласно инструкции: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель(-и) из данного диапазона не включая крайние значения для каждого вида (типа) товара (материала)" и "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра". Таким образом, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, поскольку для квадратной формы, если одна сторона может иметь значение 40 мм, то и вторая сторона должна быть ей равна.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В составе возражений Заказчика на жалобу Заявителя отсутствуют доказательства, документы и сведения подтверждающие возможность определения конкретных значений вышеуказанных товаров на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства, а также отсутствует обоснование необходимости формирования требований к используемым при выполнении работ товарам вышеуказанным способом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что 28.04.2017 Комиссией Управления Московского УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона, вследствие рассмотрения которой вынесено решение о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок по делу N 2-57- 4531/77-17 от 28.04.2017.
В силу вышеуказанного предписания, Заказчик обязан в том числе, привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N 2-57-4531/77-17 от 28.04.2017 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Установлено, что Заказчиком не исполнено в полном объеме предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок по делу N 2-57-4531/77-17 от 28.04.2017, а именно, в аукционной документации не установлена группа работ, опыт исполнения которой должны подтвердить участники аукциона, согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации N99, а также п.10.3 проекта государственного контракта установлено не предусмотренное Законом о контрактной системе требование к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ч.25 ст. 99 Закона о контрактной системе в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с п.2 ч.22, п.3 ч.27 ст.99 Закона о контрактной системе предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, не исполнено обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок делу N 2-57-4531/77-17 от 28.04.2017.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
З.У. Несиев
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2017 г. N 2-57-7278/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017