Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2017 г. N 2-57-7628/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
Государственной жилищной инспекции города Москвы: С.М. Гаспаряна, О.И. Осиповой,
ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений Мосжилинспекции по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д. 74 корп. 3 (Закупка N0173200001317000024) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/32525/17 от 03.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, проект контракта в составе аукционной документации Заказчика содержит неправомерное условие о возврате поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, только после направления письменного требования.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии Управления установлено, что п.9.3 проекта контракта содержит следующее положение: "Денежные средства возвращаются Подрядчику Заказчиком в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика по истечении срока действия данного обеспечения при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех его обязательств по Контракту".
Комиссия Управления приходит к выводу, что п.9.3 проекта контракта нарушает положения ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, согласно которым установлена обязанность Заказчика включить в проект контракта условие о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, однако в рассматриваемом случае срок возврата и сама обязанность Заказчика в возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, поставлены в зависимость от момента получения Заказчиком письменного требования.
2. На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, так например:
- п.1 "Блоки дверные": Овальность осей и полуосей в местах подвижных соединений с картами, Зазор между плоскостью карты петли и ее изогнутым концом(трубкой), Наработка, цикл "открывание- закрывание" при максимальной массе блока 130 кг и т. д.;
- п.2 "Болты строительные чёрные с гайками и шайбами": Механические свойства болтов: временное сопротивление, относительное удлинение, Минимальная разрушающая нагрузка и пробная нагрузка для болтов, Пробная нагрузка, Напряжения от пробной нагрузки, Расчетная упругая сила шайб и т. д. ;
- п.4 "Винты самонарезающие": Глубина слоя химико- термической обработки;
- п.9 "Лен (волокно льняное)": Массовая доля недоработки, Фактическая влажность, Общий коэффициент вариации Ср.н.Сг и т.д.;
- п.11 "Мастика герметизирующая": Относительное удлинение при максимальной нагрузке, Относительное удлинение при температуре минус 50 °С , Предел прочности при растяжении, Стекание мастики при 70 °С (теплостойкость) и т.д.;
- п.13 "Растворы цементно-известковые": Водоудерживающая способность для растворных смесей, Расслаиваемость свежеприготовленной смеси, Средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте 28 суток, Удельная эффективная активность естественных радионуклидов и тд;
- п.15 "Шпатлевка": Эластичность при изгибе, Прочность при ударе на приборе У-1;
- п. 17 "Краска": Эластичность пленки при изгибе, Коэффициент отражения при геометрии угла [0 - 45°] пленки, Укрывистость высушенной пленки и другие.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам обжалуемых позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Вместе с тем, например, конкретный показатель характеристики "Прочность при ударе на приборе У-1" для товара по п.15 согласно положениям Таблицы 2 соответствующего ГОСТ 10277-90 "Шпатлевки. Технические условия" определяют по ГОСТ 4765-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности при ударе" методом испытаний, основанным на определении максимальной высоты, при падении с которой груз определенной массой не вызывает видимых механических повреждений на поверхности пластинки с лакокрасочным покрытием.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что в п.34 NРастворы цементные" Заказчиком установлено следующее требование "< Удельная эффективная активность естественных радионуклидов 540 Бк/кг ( класс 1;2)", вводящее участников закупки в заблуждение и не позволяющее определить требуемое значение параметра характеристики, поскольку Инструкция по заполнению первой части заявки однозначно указывает, что символы "", "<", ">", "", "" устанавливаются в требуемом значении Сведений о товарах слева от числового значения показателя.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что вышеуказанное требование установлено подобным образом вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Также согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно предъявлены требования к таким товарам, как п.2 "Болты строительные чёрные с гайками и шайбами", п.3 "Бруски хвойных пород", п.5 "Гвозди строительные", п.7 "Доски хвойных пород", п.9 "Лен (волокно льняное)", п.10 "Кирпич керамический обыкновенный", п.11 "Мастика герметизирующая", п.12 "Пена монтажная", п.13 "Растворы цементно- известковые", п.14 "Шурупы с потайной головкой", п.15 "Шпатлевка", п.16 "Плинтус поливинилхлоридный", п.18 "Паркет ламинированный (Ламинат)", п.19 "Олифа для окраски натуральная", п.21 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки гладкие, белые и цветные (однотонные)", п.22 "Пакля пропитанная", п.24 "Растворы цементные", п.25 "Клей мастика", п.26 "Грунтовка акриловая", п.27 "Краски масляные жидкотертые цветные", п.28 "Бруски хвойных пород", п.29 "Краски масляные жидкотертые цветные (готовые к употреблению) для наружных и внутренних работ", п.30 "Клей ПВА", п.31 "Лента-скотч малярный", п.32 "Листы гипсокартонные", п.33 "Обои стеклотканевые", п.34 "Растворы цементные", п.35 "Резина техническая", п.37 "Шнур асбестовый, общего назначения", поскольку аукционной документацией не определена цена единицы каждого товара, при этом количество вышеперечисленных товаров, указанное в Приложении N 2 к Техническому заданию не соотносится со сметным расчетом, на основании которого невозможно определить в каком объеме и при выполнении каких работ они используются.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что стоимость всех товаров, а также объем их использования заложены в расценки каждого соответствующего вида работ, предусмотренного сметной документацией. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения в подтверждение вышеуказанного утверждения, в связи с чем, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия Государственной жилищной инспекции города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.27 ст.34, п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (153)
1. Государственная жилищная инспекция города Москвы
129090, Москва, Мира Проспект, д. 19
2. ООО "Строительная компания Атюс"
115230 Москва, пр-зд Хлебозаводский, д. 7, стр. 9, оф. 901
3. АО "ЕЭТП"
117312, Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-7628/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
06.07.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 06.07.2017 по делу N 2-57-7628/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений Мосжилинспекции по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д. 74 корп. 3 (Закупка N0173200001317000024) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 06.07.2017 по делу N 2-57-7628/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 06.07.2017 по делу N 2-57-7628/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 31.08.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2017 г. N 2-57-7628/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017