Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Модернизация коммунальной инфраструктуры
Томской области в 2006-2010 годах"
О мерах по реализации настоящей областной целевой программы см. распоряжение Губернатора Томской области от 21 мая 2007 г. N 264-р
Областная целевая программа
"Модернизация коммунальной инфраструктуры
Томской области в 2006-2010 годах"
12 февраля, 29 декабря 2007 г.
Законом Томской области от 29 декабря 2007 г. N 323-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы
"Модернизация коммунальной инфраструктуры
Томской области в 2006-2010 годах"
I. Общие положения
Областная целевая программа "Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области в 2006-2010 годах" (далее - программа) разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, а также требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Программные задачи и мероприятия определены с учетом послания Губернатора Томской области В.М. Кресса депутатам Государственной Думы Томской области III созыва, предложений глав муниципальных образований, а также стратегических задач развития Томской области.
Основные принципы решения задач программы определены Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Томской области на 2005-2010 годы, одобренной Коллегией Администрации Томской области (решение от 08.09.2005 N 5).
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Стоимость основных фондов коммунального комплекса Томской области оценивается величиной более 21 млрд. рублей. В соответствии с нормативом отчислений на капитальный ремонт (4-5 % от стоимости основных фондов) ежегодно в объекты технической коммунальной инфраструктуры должен вкладываться примерно 1 млрд. рублей. Фактически на эти цели из разных источников направляется не более 600 - 650 млн. рублей в год, то есть на 35-40 % меньше нормативной величины.
В результате хронического недоремонта современное состояние объектов коммунальной инфраструктуры области характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования (для большинства объектов процент износа составляет от 40 % до 70 %). При этом,# от 18 % до 73 % инженерных коммуникаций области отслужили нормативный срок.
Следствием высокой степени износа оборудования являются сверхнормативные потери в сетях, низкий коэффициент полезного действия энергооборудования, повышенная аварийность. В 2005 году количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов по сравнению с 1988 годом выросло в 5 раз.
В создавшихся условиях вопросы технической политики, внедрения новых технологий и материалов, энергосбережение отодвигаются на последний план. Основной задачей коммунального комплекса становится обеспечение минимально необходимой устойчивости (прохождение очередного отопительного сезона без больших аварий).
Основная причина недостаточного финансирования ремонтных работ и модернизации оборудования состоит в том, что тарифы на коммунальные ресурсы являются экономически обоснованными отчасти формально. Амортизационные отчисления занижены из-за отсутствия реальной оценки имущества, в тарифах не в полном объеме учитываются затраты на эксплуатацию значительного числа объектов, которые не оформлены в муниципальную собственность в установленном порядке, то есть являются бесхозяйными. Отсутствие обоснованных программ развития коммунальной инфраструктуры поселений не позволяет рассчитывать на инвестиционную составляющую. Кроме того, немаловажное значение имеют сиюминутные политические интересы местных органов власти, заключающиеся в ограничении роста тарифов в выборный период. Но главный фактор не позволяющий установить действительно экономически обоснованные тарифы - низкий уровень доходов населения.
Дотационность большинства местных бюджетов вынуждает руководителей органов местного самоуправления рассматривать областной бюджет как основной, а часто и единственный, финансовый источник восстановления или реконструкции муниципального коммунального имущества. При этом:
инвестиционная привлекательность проектов модернизации коммунального имущества, возможность использования иных источников финансирования обычно даже не рассматривается;
в условиях угрозы аварийной ситуации строительство или реконструкция объектов часто проводятся без необходимой технической документации, в результате чего в процессе строительства существенно возрастает стоимость работ. В итоге при отсутствии средств для окончания строительства объект из года в год работает как незавершенный, без документации о готовности к эксплуатации;
отсутствуют экономические стимулы эффективного использования бюджетных средств.
Коммунальный комплекс ежегодно требует увеличения средств для своего функционирования. Параллельно с этим обостряются негативные тенденции - рост степени износа основных фондов, числа аварийных ситуаций и инцидентов, платежей потребителей за коммунальные ресурсы. Стало очевидным, что нормализация ситуации невозможна без изменения традиционных подходов, сложившихся в коммунальном комплексе области и опирающихся на бюджетное финансирование.
Качественные изменения названных тенденций могут быть достигнуты комплексом мероприятий, направленных на устойчивое развитие отрасли на основе коммерческих инвестиций. Такие масштабные изменения принципов развития отрасли целесообразно реализовать в рамках областной целевой программы.
III. Цели и задачи программы
Основной целью программы является модернизация коммунальной инфраструктуры области для повышения надежности и устойчивости снабжения потребителей коммунальными ресурсами нормативного качества, стабилизации стоимости ресурсов для потребителей и консолидированного бюджета области.
Предоставление коммунальных ресурсов непосредственно влияет на здоровье и комфортность проживания населения. Следовательно, главным требованием для объектов коммунальной инфраструктуры является их устойчивая и надежная работа. С другой стороны, затратность отрасли актуализирует проблему повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса. В сложившихся условиях как платежи потребителей, так и бюджетные средства, требуемые для удовлетворительного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, ежегодно возрастают. По расчетам Региональной энергетической комиссии Томской области, если не будут приняты значимые меры по изменению существующих тенденций, в 2010 году 75 % жителей области вынуждены будут обратиться за жилищными субсидиями.
Для нормализации ситуации должно быть ликвидировано главное противоречие отрасли - коммерческая, инвестиционно привлекательная по своей сути отрасль не должна зависеть от политической ситуации и величины бюджетных вливаний. Устойчивость функционирования коммунального комплекса должны обеспечивать прежде всего частные инвестиции.
Задача обеспечения инвестиционной привлекательности коммунального комплекса области в рамках настоящей Программы решается определением оптимального варианта коммунальной инфраструктуры для каждого поселения области, разработкой проектов модернизации, реконструкции и строительства коммунальных объектов, подготовкой документов по обоснованию инвестиций.
Кроме предложения коммерчески привлекательного проекта для потенциального инвестора должны быть решены проблемы гарантий возврата и прибыльности вложенных средств. Эта задача решается организационными мероприятиями, включающими в себя долгосрочный договор аренды или доверительного управления коммунальным имуществом, программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, утвержденную его представительным органом.
Таким образом, основными задачами настоящей Программы являются:
1. Разработка проектов оптимизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
2. Модернизация технической инфраструктуры коммунального комплекса области на основе привлечения коммерческих инвестиций.
Законом Томской области от 12 февраля 2007 г. N 63-ОЗ в раздел IV настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
IV. Этапы реализации программы
Выполнение поставленных задач в соответствии с основными принципами их решения осуществляется поэтапно и основывается на реализации комплексов первоочередных и долгосрочных мероприятий.
На первом этапе (2006 год) планируется:
Разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и документации по обоснованию инвестиций.
Данными программами должны быть определены оптимальные варианты модернизации коммунальной инфраструктуры каждого поселения области, направленные на достижение финансово сбалансированного состояния, при котором поселение содержит и развивает инфраструктуру за счет собственных средств, не используя (или минимизируя) помощь вышестоящих бюджетов. Таким образом приводится в соответствие уровень технического благоустройства поселений и уровень их социально-экономического развития. В течение 2006 года каждое муниципальное поселение области должно разработать и утвердить представительным органом муниципального образования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. На основании программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в течение 2006 года в каждом муниципальном поселении области должна быть разработана документация по обоснованию инвестиций на каждый объект коммунальной инфраструктуры, подлежащий модернизации, реконструкции или новому строительству.
Перечисленные работы в полном объеме финансируются из средств областного бюджета в соответствии с Законом Томской области от 01.06.2006 N 101-ОЗ "О предоставлении бюджетам муниципальных районов, городских округов субвенций на разработку муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и разработку технических заданий для инвестиционных программ организаций коммунального комплекса". Соответствующие затраты запланированы в размере 17,034 млн. рублей, расходы в разрезе районов приведены в Приложении 1 (раздел I).
На втором этапе (2007-2010 годы) проводятся:
1. Разработка проектно-сметной документации на объекты, предусмотренные программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (за счет средств областного бюджета).
2. Модернизация, реконструкция и строительство объектов, предусмотренных программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (за счет инвесторов, федерального и муниципальных бюджетов).
Мероприятия по реализации II этапа будут дополнительно включены в настоящую программу после утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований области.
V. Основные принципы и требования к решению задач программы
При разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований должны быть учтены следующие принципы.
1. Проектирование и реализация мероприятий по оптимизации структуры топливного баланса коммунальной энергетики области с учетом следующих требований:
последовательное исключение нефти, используемой в качестве топлива;
продолжение газификации объектов коммунальной энергетики;
использование сжиженного природного газа;
использование местных видов топлива, включая бурый уголь, торф и отходы лесопереработки;
минимизация количества топлива, ввозимого из-за пределов области.
2. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований должны быть:
основаны на программе социально-экономического развития муниципального образования;
направлены на обеспечение соответствия уровня технического благоустройства поселений и уровня его социально-экономического развития;
целесообразны с точки зрения поселения в целом, а не с точки зрения интересов органиазции, которая в данный момент эксплуатирует объекты коммунальной инфраструктуры населенного пункта (например, децентрализация системы отопления далеко не всегда совпадает с интересами организации жилищно-коммунального комплекса, у которой уменьшаются объемы реализации продукции);
утверждены представительным органом муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
3. Заказчиком программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры является орган местного самоуправления.
Критерии для выбора технических решений и очередности реализации мероприятий программы устанавливаются на основе анализа следующих показателей:
степень амортизации (первоочередной модернизации подлежат сети и отдельные элементы коммунального оборудования, срок эксплуатации которых превысил нормативный, а также теплоэнергетическое оборудование, имеющее коэффициент полезного действия менее 80 %);
объем снижения затрат при эксплуатации объекта инфраструктуры;
количество потребителей - получателей жилищно-коммунальных услуг от модернизируемого объекта;
экологический эффект от мероприятия.
Дополнительные технические требования к мероприятиям Программы.
Принимая во внимание наибольший удельный вес платежей за тепловую энергию в общей структуре платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, основное внимание должно уделяться модернизации систем теплоснабжения поселений с определением оптимального для конкретного поселения варианта использования схемы централизованного теплоснабжения или применение автономных и индивидуальных источников теплоснабжения жилых домов (квартир) и объектов соцкультбыта. Кроме того, должны быть предусмотрены мероприятия по повышению эффективности источников теплоснабжения, энергосбережению, уменьшению потерь при транспорте тепла.
Мероприятия по водоснабжению поселений должны быть направлены главным образом на обеспечение нормативного качества ресурса. Для снижения его стоимости предусмотрены варианты соответствующей подготовки только того объема воды, который употребляется на пищевые нужды.
Мероприятиями по электроснабжению должно быть предусмотрено развитие сети локальных источников электроэнергии (прежде всего мини-ТЭЦ и газотурбинных установок), направленной на повышение энергетической безопасности области. При этом предполагается ослабление негативного влияния следующих факторов:
энергетического дефицита области (в настоящее время в области производится менее половины потребляемой электроэнергии);
повышения тарифов на электроэнергию, связанное с переходом на ФОРЭМ основных потребителей области;
реорганизации ОАО "Томскэнерго" с выводом из области центра генерирующей компании.
Кроме того, должны быть приведены в нормативное состояние муниципальные воздушные и кабельные электрические сети и решена проблема высокой стоимости электроэнергии, вырабатываемой автономными дизельными генераторами. В этих целях должны быть предусмотрены мероприятия по оптимизации мощности генерирующих установок и приведение в нормативное состояние сетевого хозяйства. В качестве отдельного мероприятия необходимо рассмотреть вариант замены дизельного топлива на сжиженный газ. Предполагается, что кроме прямого уменьшения топливной составляющей в цене ресурса, эта замена позволит значительно снизить непроизводственные потери дизельного топлива.
Программой устанавливается необходимость проведения мероприятий по энергосбережению при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов, завершение второго и третьего этапов областной целевой программы "Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии" (с учетом опыта реализации ее первого этапа), а также стимулирование установки приборов коммерческого учета воды, прежде всего индивидуального (поквартирного) пользования.
Законом Томской области от 29 декабря 2007 г. N 323-ОЗ в раздел VI настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
VI. Ресурсное обеспечение программы
Департаментом модернизации и экономики ЖКХ Администрации области от руководителей муниципальных образований области получена предварительная информация о составе и объемах работ, необходимых для приведения в нормативное состояние существующих объектов коммунальной инфраструктуры каждого поселения. После проведения анализа и технической экспертизы полученной информации была определена стоимость работ по укрупненным сметным расценкам, в том числе:
приведение в нормативное состояние систем теплоснабжения поселений - 5 554 млн. рублей;
приведение в нормативное состояние систем водоснабжения и водоотведения поселений (в т.ч. очистных сооружений) - 6 548 млн. рублей;
строительство внутрипоселковых распределительных газопроводов - 950 млн. рублей;
приведение в нормативное состояние воздушных и кабельных электрических сетей, замена дизельных электростанций - 772 млн. рублей.
Для определения стоимости перечисленных работ использовались данные Томского филиала Государственного учреждения "Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов": стоимость ввода в эксплуатацию 1 Гкал/час составляет 3000 тыс. рублей, стоимость модернизации 1 км. теплотрасс - 2880 тыс. рублей, стоимость прокладки 1 км. газопровода - 2550 тыс. рублей, 1 км. водовода - 2613 тыс. рублей (в ценах 2005 года).
Таким образом, объем средств, необходимых для приведения в нормативное состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства области (без учета строительства внутрипоселковых газопроводов), оценивается величиной 12,9 млрд. рублей.
Финансирование настоящей программы предусматривается осуществлять за счет федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников. При этом приоритетным финансовым механизмом реализации программных мероприятий устанавливается механизм перфоманс-контрактации как наиболее действенный из существующих в настоящее время инструментов привлечения инвестиционных средств в коммунальную сферу. Данный механизм хорошо зарекомендовал себя в развитых странах в последние 30 лет, обеспечивая реальное внедрение энергосберегающих технологий при минимальном участии (или полном отсутствии) бюджетных средств. Перфоманс-контракты предусматривают выполнение привлекаемыми на конкурсной основе специализированными энергосервисными компаниями (далее - Энергосервисная компания) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий в организации заказчика (муниципального образования) за счет собственных или привлеченных Энергосервисной компанией средств. Оплата произведенных Энергосервисной компанией работ и привлеченных ей средств производится заказчиком после реализации проекта и за счет финансового эффекта, достигнутого в результате внедрения ресурсосберегающих технологий. При этом практически полностью ликвидируется основная проблема, возникающая при традиционном способе проведения модернизации объектов жизнеобеспечения - проблема неэффективности использования средств, прежде всего бюджетных. Помимо этого, для Энергосервисной компании в этом заключается серьезный экономический стимул - если нет заявленной экономии ресурсов и снижения их стоимости, или если это достигнуто частично, Энергосервисная компания не вправе претендовать на полную оплату произведенных работ.
Программой устанавливается, что муниципальные образования в целях создания на своих территориях условий для функционирования Энергосервисных компаний самостоятельно проводят следующие мероприятия:
1) переоценку коммунального имущества;
2) оформление и постановку на учет бесхозяйного коммунального имущества;
3) установление экономически обоснованных тарифов;
4) выбор энергосервисных компаний;
5) заключение договоров аренды коммунального имущества с энергосервисными компаниями не менее чем на срок полной окупаемости произведенных энергосервисными компаниями инвестиционных вложений;
6) принятие представительным органом муниципального образования решения об индексации энергосервисным компаниям экономически обоснованных тарифов, установленных до начала модернизации, ежегодно на величину официальной инфляции не менее чем на срок полной окупаемости произведенных энергосервисными компаниями инвестиционных вложений;
7) определение совместно с энергосервисными компаниями (в рамках перечня условий работы энергосервисной компании в конкретном муниципальном образовании) источников финансирования, сроков и порядка вложения и возврата инвестиционных средств.
Программой предусматривается 2 возможных источника окупаемости вложенных энергосервисной компанией средств:
из средств тарифа, предусмотренных в качестве арендной платы за пользование эксплуатирующей организацией коммунальным имуществом с последующим расчетом бюджета муниципального образования с энергосервисной компанией по согласованному графику;
из средств тарифа, предусмотренных в качестве инвестиционной составляющей, с последующим расчетом эксплуатирующей организации с энергосервисной компанией по согласованному графику.
Программой предусматривается следующий вариант эксплуатации объектов, прошедших модернизацию энергосервисными компаниями - сдача объектов заказчику (муниципальному образованию) и последующая их эксплуатация самой энергосервисной компанией как минимум до полного возврата вложенных средств через инвестиционную составляющую тарифа, арендные платежи и финансирование за счет бюджетных средств на основании соответствующих договорных отношений.
Основные финансовые ресурсы, предусмотренные программой на 2006 год, направляются на мероприятия по обеспечению безаварийной работы объектов ЖКХ. Часть средств в объеме 360,4 млн. рублей предусмотрены в тарифах организаций для подготовки к отопительному сезону 2006-2007 годов объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, еще 240 млн. рублей предусмотрены в местных бюджетах.
Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы
(по годам в млн. рублей в ценах 2005 года)
Расходы на реализацию программных мероприятий за счет средств областного и федерального бюджетов подлежат ежегодному уточнению при принятии областного и федерального бюджетов на соответствующий год.
Программой устанавливается, что средства федерального и муниципального бюджетов направляются главным образом на сокращение сроков окупаемости модернизируемых, реконструируемых и строящихся в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований объектов. Средства областного бюджета направляются главным образом на разработку программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, разработку документации по обоснованию инвестиций, разработку проектно-сметной документации.
В приведенной таблице в состав средств областного бюджета 2006 года включены средства на подготовку к отопительному сезону 2006-2007 годов аварийных объектов коммунальной инфраструктуры. Данные мероприятия направлены на ликвидацию аварийных ситуаций на объектах коммунального комплекса области, состояние которых не обеспечивает гарантированного прохождения осенне-зимнего максимума 2006-2007 годов (раздел II Приложения 1). Перечисленные мероприятия финансируются из целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными критериями предоставления местным бюджетам средств областного бюджета на реализацию 2 этапа программы являются:
наличие разработанной и утвержденной представительным органом местного самоуправления программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
перечень объектов, предусмотренных программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений для разработки проектно-сметной документации;
Документы, подтверждающие выполнение перечисленных критериев, предоставляются ежемесячно органами местного самоуправления в Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области, который готовит заключение о соответствии представленных материалов требованиям программы. На основании положительного заключения Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области направляет заявку в Департамент финансов Томской области для перечисления средств местным бюджетам. Расходы на реализацию мероприятий, указанных в Приложении 2 настоящего Закона, осуществляются в форме:
субвенций, предоставляемых местным бюджетам;
средств на оплату работ и услуг, выполняемых юридическими лицами (на конкурсной основе) по государственным контрактам.
VII. Управление программой, формы и порядок осуществления
контроля за ее реализацией
Ответственным за реализацию программы является Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области.
Контроль за выполнением программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Администрация Томской области ежегодно представляет в Государственную Думу Томской области отчет о ходе выполнения мероприятий программы.
Текущий контроль за выполнением программы в соответствии с заявленными целями и задачами осуществляет Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
VIII. Ожидаемые социально-экономические (экологические)
результаты от реализации программы
В результате выполнения программы:
1. Повысятся надежность и устойчивость обеспечения потребителей области коммунальными ресурсами, при этом:
а) уменьшится число аварийных ситуаций в 2010 году (по сравнению с 2005 годом):
на источниках теплоснабжения - на 45 %;
на сетях - на 34 %;
б) уменьшатся затраты на ликвидацию последствий аварий в 2,3 раза.
2. Рост платежей потребителей за коммунальные ресурсы будет ограничен величиной официального уровня инфляции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.