Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 июня 2017 г. N 44-2590/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Альфа Тендер" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15110-ЭП/17 от 20.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по созданию (размещению) объекта зеленых насаждений общего пользования Санкт-Петербурга "Парк б/н между Софийской ул., ул. Димитрова и Бухарестской ул." (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002517000042. Начальная (максимальная) цена контракта - 518 542 141,36 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части утверждения аукционной документации не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились.
1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. "Кабель силовой" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Кабель силовой с алюминиевыми жилами с изоляцией из сшитого полиэтилена, бронированный, с наружным покровом из ПВХ пластиката марки ПвБбШв 4х50мм2".
Согласно доводам Заявителя указанная марка кабеля не соответствует требованию к жилам кабеля на основании ГОСТ 31996-2012.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" кабели подразделяют по следующим признакам:
а) по материалу токопроводящих жил:
- медные токопроводящие жилы (без обозначения);
- алюминиевые токопроводящие жилы (А).
Заявитель в жалобе указал на то, что отсутствие в марке кабеля обозначения алюминиевых жил (А) свидетельствует о противоречии между требованиями Заказчика к марке кабеля и к жилам кабеля.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что ГОСТ 31996-2012 не содержит требования об обязательном указании на материал изготовления жил аббревиатурой.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к кабелю силовому не являются противоречивыми.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Например, согласно п. "Трубы стальные" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к маркам стали: "Ст2кп; Ст3кп; Ст4кп; Ст2пс; Ст3пс; Ст4пс.".
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения показателей, требования к которым установлены Заказчиком с использованием знака ";": "8) в случае, если Заказчиком установлено требование, выраженное в словесном или в цифровом обозначении путем перечисления максимальных и (или) минимальных значений показателя товара с использованием знаков препинания ";" (точка с запятой), "," (запятая), то данные знаки препинания означают отделение значений показателя товара один от другого при перечислении; при этом следует руководствоваться правилом заполнения заявки в случае, если заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения показателя;
9) в остальных случаях, если Заказчиком в документации об аукционе использованы знаки препинания ";" (точка с запятой), "," (запятая), то данные знаки следует понимать в соответствии с правилами русского языка как отделительные непарные знаки препинания, означающие разделение. Данный знак используется Заказчиком, в том числе, при перечислении сведений о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, для отделения одного сведения от другого.".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не содержит порядок заполнения в части необходимости указания в заявке всех марок стали, нескольких из указанных марок стали или одной марки стали.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Например, согласно п. "Гравий" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "фракция от 5(3) мм до 10 мм".
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки порядка заполнения показателя, указанного в скобках.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", требование о соответствии которому установлено Заказчиком в Приложении N 6 к Техническому заданию, щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм. По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80(70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен стандартный показатель фракции щебня, который не требует дополнительного разъяснения в инструкции порядка заполнения значения, указанного в скобках, так как данное значение предоставляется без изменения.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Остальные доводы жалобы в части установления в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС. Заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемые положения не позволяют заполнить первую часть заявки в соответствии с инструкцией и потребностью Заказчика.
3. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к составным элементам товаров, а также избыточных требований к товарам.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В нарушение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчиком в документации о закупке установлены требования не к товару, а к материалу изготовления составных элементов товара. Например, согласно п. "Ограждения" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товарам: "Каркасы и поручни лестничных ограждений должны быть выполнены из стального полосового проката повышенной или обычной (нормальной) точности. Ширина полосы (мм) должна быть : не менее 32 с массой 1 м полосы (кг) (при толщине полосы (мм): не менее 5, не более 8): не менее 1,26. Предельные отклонения по толщине полосы должны быть (мм): (+0,3)_.(- 0,5). Предельные отклонения по ширине полосы должны быть (мм): (+0,5)_.(- 1,0).
Решетчатое заполнение должно быть выполнено из стального круглого проката высокой или обычной точности диаметром (мм): не менее 8 с предельным отклонением (мм): (+0,3_.-0,5) и площадью поперечного сечения (см2): не более 0,9503.
Овальность проката не должна превышать 50% суммы предельных отклонений по диаметру.".
Таким образом, по товару "Ограждение" Заказчиком установлено подробное описание не товара, необходимого для выполнения работ, а материала изготовления составных элементов ограждения. При этом при выполнении работ участник закупки (победитель) не закупает полосовой прокат, так как данный прокат не является предметом закупки. Для выполнения работ участник закупки (победитель) использует готовый товар, который не содержит такие показатели, например, как предельное отклонение по толщине полосы.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке требований к материалам изготовления составных элементов товара, необходимого для выполнения работ.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В части остальных доводов жалобы об установлении в документации о закупке избыточных требований к товарам Заявителем не представлено документальных доказательств в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 2 к Техническому заданию документации об аукционе и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.
4. Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 2.2. части III аукционной документации Заказчиком определены характер планируемых работ, их результат, организация и безопасность, который включает в себя несколько этапов.
В соответствии с аукционной документацией основной этап включает в себя следующие работы:
- дренажные работы;
- устройство проездов, пешеходных дорожек, площадок, велодорожки;
- установка малых архитектурных форм;
- устройство газонов;
- посадка деревьев и кустарников;
-устройство цветников;
- работы по сохранению объекта культурного наследия;
- устройство наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения;
- вывоз и утилизация строительного мусора;
- демонтаж временных зданий и сооружений.
Так же в техническом задании аукционной документации указано, что работы по сохранению объекта культурного наследия должны выполняться в соответствии с томом 12.6 "Мероприятия по сохранению объектов культурного наследия" проектной документации (шифр 2016-23/16-МСОКН).
Согласно п.п. 5.2.4, 5.2.24, 5.2.25 проекта контракта (Часть IV документации о закупке) Заказчиком установлено следующее: "Подрядчик обязан: В течение 35 (тридцати пяти) дней с момента заключения Контракта получить разрешение КГИОП на право выполнения работ на объекте культурного наследия, получить разрешение в соответствии с письмом КГИОП N2-8058/16-0-2. Для выполнения работ по Контракту, в части работ по сохранению объекта культурного наследия, находящегося на территории Объекта, должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с перечнем видов работ лицензионной деятельности: "Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций" в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, либо обеспечить выполнение работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации лицом (субподрядчиком), имеющим указанную лицензию и нести ответственность за его работу. Выполнять работы по Контракту только при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензий, свидетельств, допусков и т.д.) (если для выполнения отдельных видов работ по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется наличие указанных документов).".
Таким образом, на основании изложенных положений технического задания и положений проекта контракта Комиссия УФАС приходит к выводу, что в объект закупки включены, в том числе и работы по сохранению объекта культурного наследия.
В п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указан следующий вид деятельности, на которую требуется лицензии: деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Анализ аукционной документации показал, что в ней отсутствует требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Заказчиком установлено требование о наличии у подрядчика или субподрядчика действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в проекте контракта, при этом требование к участникам закупки о наличии данной лицензии в документации о закупке не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе требования должны быть установлены к участникам закупки. Подрядчик является одним из участников закупки, а субподрядчик может не являться участником закупки.
Следовательно, установление требования к подрядчику о наличии лицензии в проекте контракта не является установлением требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод Заказчика о наличии в проектной документации незначительного объема работ, подлежащих лицензированию, на основании чего Заказчиком не установлено требование к участникам закупки, признан Комиссией УФАС несостоятельным.
Законодательство о контрактной системе не содержит право Заказчика на неустановление требований к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации ввиду незначительного объема работ, подлежащих лицензированию.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе выразившиеся в отсутствии обязательных требований к участникам закупки.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа Тендер" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении инструкции по заполнению первой части заявки, которая не содержит порядок заполнения всех показателей, требования к которым установлены в документации о закупке;
- об установлении требований к материалам изготовления составных элементов товара, необходимого для выполнения работ;
- о неустановлении единого требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 июня 2017 г. N 44-2590/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017