Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 июля 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 05.07.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 10.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - Сивоконь С.С. по доверенности N4 от 27.06.2017;
от Заказчика - Коневских М.С. по доверенности N12 от 04.07.2017;
рассмотрев жалобу ИП Шалаева А.А. от 28.06.2017 N1037-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200031017000078) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части формирования аукционной документации с нарушением законодательства о контрактной системе.
1. Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Предъявление Заказчиком требований к компонентам продуктов является избыточным, а описание объекта закупки не может считаться объективным, что является нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в Техническом регламенте ТР ТС 033/2013, так как данный регламент устанавливает допустимый минимальный и максимальный уровень параметров для адаптированных молочных смесей для детского питания.
Однако, Заказчик не представил обоснования необходимости использования других показателей, предусмотренного ст. 33 Закона о контрактной системе, что Заявитель считает ошибочным, поскольку состав детского питания указанный в Техническом регламенте ТР ТС 033/2013 определен на основании научно обоснованных критериев признанных на межгосударственном уровне, а указанные Заказчиком пределы показателей содержания веществ в продукции, хотя и находится в границах научно обоснованных пределов установленных Таможенным регламентом, но установлены произвольно, без мотивированного научного обоснования.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200031017000078) размещены на официальном сайте единой информационной системы 19.06.2017.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в Техническом задании Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения в пределах значений, установленных Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013.
Таким образом, Заказчиком были использованы значения в пределах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Следовательно, обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в рассматриваемом случае не требуется, поскольку они использованы не были.
Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N 15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N 01/10674-1-23 следует, что:
- отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых требований;
- сухие молочные смеси, имеющие один и тот же состав, но различные показатели содержания пищевых веществ, могут применяться при одних и тех же показаниях к применению в одной возрастной группе при условии, что величины этих показателей будут находиться в пределах значений, установленных Едиными требованиями и Техническим регламентом.
Кроме того, согласно коммерческим предложениям трех потенциальных участников закупки, под установленные в техническом задании характеристики подпадает как минимум три разных производителя, необходимого Заказчику товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчик в составе документации об аукционе должен указать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкции по ее заполнению.
В пункте 24 аукционной документации Заказчиком предусмотрена инструкция по заполнению заявки, согласно которой в случае, если в ГОСТе, ТУ, паспорте или других технических документах установлены одни допустимые значения показателей, а инструкция по заполнению заявки предписывает указать иные значения, показатели товаров в любом случае должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией.
Согласно письменным возражениям Заказчика требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в аукционе установлены для всех случаев осуществления закупки, безотносительно к объекту закупки (Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.12.2014 по делу NА59-4745/2014). Так, при размещении документации об аукционе Заказчик руководствовался приказами и рекомендациями, утвержденными Департаментом государственного заказа ХМАО-Югры. Согласно утвержденной типовой документации об электронном аукционе, размещенной на сайте www.depgz.admhmao.ru, пункт 24 Документации Заказчика полностью соответствует требованиям типовой Документации (п.24), утвержденной Департаментом государственного заказа ХМАО-Югры.
Требование к указанию конкретных характеристик товара, предусмотрено статьей 66 Закона о контрактной системе, а не самостоятельными действиями Заказчика. Более того, такая инструкция позволяет участнику закупки правильно заполнить свою заявку, и избежать технических ошибок при ее составлении.
Требования письма ФАС от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" на которое ссылается Участник в своей жалобе, на наш взгляд, не в полной мере изучено последним, т.к. согласно данного письма: "_.Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
То есть в данном случае имеется в виду о таких показателях товара, которые становятся известными при испытании определенной партии товара или после его производства. В документации Заказчика таких требований не установлено. Более того, предметом закупки является - поставка детского питания (уже имеющегося на товарном рынке), а не его производство.
Продукция детского питания подлежит обязательной регистрации на основании статьи 24 "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", принятый решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880.
Уполномоченный орган по государственной регистрации, в частности пищевой продукции для детского питания в Российской Федерации является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В соответствии с пунктом 6 статьи 25 главы 4 ТР ТС 021/2011 фактом государственной регистрации специализированной пищевой продукции является включение сведений о такой продукции в единый реестр специализированной пищевой продукции в течение 3 дней после завершения рассмотрения органом по регистрации специализированной пищевой продукции представленных документов.
На основании пункта 4 статьи 26 главы 4 ТР ТС 021/2011 единый реестр специализированной пищевой продукции, прошедшей государственную регистрацию, ведется в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа.
В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что узнать технические характеристики товара у производителей, не представляло никакой сложности для участника, так как данную информацию он мог получить путем направления запроса производителю.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений положений законодательства о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Управления было установлено следующее.
1. Проанализировав проект контракта, Комиссией Управления было установлено, что Заказчиком в проекте контракта предусмотрены следующие требования и условия:
2.5.4. Расчет за поставленный товар осуществляется в течение 30 (тридцати) дней, по факту поставки товара (партии товара) со дня подписания Заказчиком товарной накладной (Акта сдачи-приемки) на данный товар (партию товара) либо, в случаях, предусмотренных контрактом, со дня подписания Акта взаимосверки обязательств на основании представленных Поставщиком счета и счета-фактуры.
4.2. Датой поставки товара является его передача Заказчику и подписание Заказчиком соответствующей товарной накладной (Акта сдачи-приемки товара).
4.4. Досрочная поставка допускается только по письменному согласованию с Заказчиком. В случае согласования досрочной поставки Заказчик обязуется принять товар и подписать товарную накладную (Акт сдачи-приемки товара) в порядке, установленном контрактом.
5.1. Поставщик в срок, указанный в пункте 4.1 контракта, при поставке товара должен передать Заказчику следующие документы:
- подписанные Поставщиком товарные накладные в 2 (двух) экземплярах;
- счет и счет-фактуру (счёт) в 2 (двух) экземплярах.
5.6. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара до его приемки (до подписания Акта сдачи-приемки товара) Заказчиком несет Поставщик.
Таким образом, проект контракта в пункте 2.5.4 устанавливает возможность предоставление одного из документов: либо товарную накладную (Акта сдачи-приемки), либо счета и счета-фактуры.
Между тем, в пункте 5.1 проекта контракта установлена обязанность предоставления оба документа.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, в части установления в проекте контракта два требования вводящих потенциальных участников закупки в заблуждение.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В письменных возражениях Заказчик указал, что в проекте контракта п.5.4.8. Заказчик ссылается на инструкции, утвержденные Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" N П-7 от 25.04.1966, "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" N П-6 от 15.06.1965, согласно которым они применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Согласно инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) в районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 48 час. после поступления продукции на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 час. после поступления их на склад получателя.
Аналогичное условие содержится в инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6).
Вместе с тем, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что в соответствии с требованиями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе недостаточно указания ссылки на вышеуказанные инструкции, в рамках законодательства о контрактной системе в контракте должен быть прописан порядок оплаты за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги четко и последовательно, а также конкретный срок приемки товара.
Кроме того, установление общего срока приемки (не позднее 40 дней после поступления на склад получателя - Заказчика) с учетом требования пункта 5.6. проекта контракта (Риск случайной гибели или случайного повреждения товара до его приемки (до подписания Акта сдачи-приемки товара) Заказчиком несет Поставщик) в рассматриваемом случае не может быть применено, поскольку Поставщик не может нести ответственность за товар который находится на складе Заказчика (получателя).
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлены нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 1 стать 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона товар должен быть поставлен в течение 10 (Десяти) календарных дней со дня направления Заказчиком соответствующей отгрузочной разнарядки, но не позднее 20.12.2017 г.
Вместе с тем, в пункте 4.1. проекта контракта установлено, что период поставки товара: с даты заключения контракта до 20 декабря 2017 года. Поставка товара осуществляется партиями, в течение 10 (двадцати) дней с даты получения заявки от Заказчика. Заявка может быть передана Поставщику по факсу.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7 и части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части установления в проекте контракта два требования вводящих потенциальных участников закупки в заблуждение.
4. Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В силу части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В пункте 3.3.7 проекта контракта указано: Предоставить Заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления юридических лиц участников закупки путем указания фамилий, имен, отчеств (при наличии) таких лиц с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Под выгодоприобретателями в данном случае понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества. Указанная информация должна быть предоставлена Заказчику Поставщиком не позднее, чем за семь дней до даты заключения контракта.
Таким образом, пункт 3.3.7 проекта контракта не относится к сроку предоставления информации о соисполнителях, субподрядчиков.
Вместе с тем, требование, установленное в пункте 3.3.7 проекта контракта, является завышенным, не предусмотренным положениями статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения статьи 34 Закона о контрактной системе, в части установления требований, не предусмотренных законодательством о контрактной системе.
5. Начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с извещением и аукционной документацией определена в размере 15 447 925,00 руб.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 6.2. проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения Контракта предоставляется Заказчику до заключения Контракта. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 772 396 (семьсот семьдесят две тысячи триста девяносто шесть) рублей 25 копеек (5 процентов от начальной (максимальной) цены Контракта).
В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 ФЗ от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных статьей 95 Закона контрактной системе случаях.
При этом, размер обеспечения исполнения контракта не входит в эти случаи.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушении части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта без возможности внесения его размера по состоянию на момент когда будет определен победитель и известна окончательная цена контракта.
6. Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно письму Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404 "О рассмотрении обращения" не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода, поскольку в силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В письменных возражениях Заказчик указал следующее: При вводе позиции в "Позиции планов-графиков" в "Каталог продукции" при поиске наименования товара выходят утвержденные позиции. При просмотре данных позиций, подходящая позиция для проведения электронного аукциона была выбрана "Сухая кисломолочная смесь для детей с 6 до 12 месяцев", которая подходит для позиции запрашиваемой в заявке на поставку данного товара, ниже приведенные позиции из предложенного списка, не подходят по именованию товара к позиции заявки на товар, а именно: в наименовании товара отсутствует возрастная категория на товар, наименование товара содержит определенную продукцию товара, что данный факт будет нарушением и ограничением участников в участие электронного аукциона, так же в предложенных позициях подходящих по наименованию товара отсутствует ОКВЭД, что так же препятствует размещению данного аукциона на сайт, для проведения аукциона. По мнению Заказчика данная ошибка ввода неверно указанного ОКПД2, является недоработкой разработчиков сайта ozhmao.ru. (скриншоты с сайта приложены отдельным файлом).В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7 и части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, в части установления неверного кода ОКПД, не относящегося к предмету закупки.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Шалаева А.А. от 28.06.2017 N1037-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200031017000078) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
8. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
9. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
10. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Заявитель: ИП Шалаев А.А. 620098, г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, д.95 корп.Б, кв. 114 Тел.: 8 (343)338-08-75, 8(961) 774-58-88 e-mail: andrey.shalaev2016@yandex.ru Заказчик: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" 628484, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Когалым г, ул. Молодежная, 19 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 05.07.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 10.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 05.07.2017 о рассмотрении жалобы ИП Шалаева А.А. от 28.06.2017 N1037-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200031017000078), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Когалымская городская больница", единой комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200031017000078).
2. Аннулировать электронный аукцион, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N 0387200031017000078), путем отмены извещения и всей документации.
3. Разместить информацию об отмене протоколов и аннулировании открытого аукциона в электронной форме в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
4. В срок до 28.07.2017 исполнить п.1, п.2 и п.3 данного предписания.
5. В срок до 31.07.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
6. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
7. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 и 4 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 июля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017