Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2017 г. N 979
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СК "Титан"" на действия заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Ремонт моста через реку Абакан на км 419+625 автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан- Кызыл - граница с Монголией в Республике Хакасия (разборка)", на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), закупка N 0319100010317000091, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СК "Титан"" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель Заказчика - Школина Нина Николаевна (доверенность от 11.07.2017).
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком установлены требования к ряду товаров о предоставлении конкретных значений характеристик, которые невозможно установить на этапе подготовки заявки. В аукционной документации имеется условие о подробном изложении характеристик товаров, которые являются в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров.
В приложении N 3 к аукционной документации установлены требования к товарам не соответствующие ГОСТам.
Заказчиком установлены требования к бетону - в соответствии с ГОСТ не более 16. При этом сведения о соответствии к какому ГОСТ не указано.
К товару "Портландцемент" установлена характеристика - прочность на сжатие, Мпа - не менее 32,5. По мнению подателя жалобы единицы измерения "Мпа" не существует.
Заказчик не согласился с доводами жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Ремонт моста через реку Абакан на км 419+625 автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан- Кызыл - граница с Монголией в Республике Хакасия (разборка)", закупка N 0319100010317000091.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Приложением N 3 к аукционной документации в требованиях к "Асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая смесь тип Б марки 2" установлено - остаточная прочность свыше 2,5 % до 5 %; предел прочности при сжатии при температуре 50°С, МПа - не менее 1,0; предел прочности при сжатии при температуре 20°С, МПа - не менее 2,2; предел прочности при сжатии при температуре 0 °С, МПа - не более 12,0; водостойкость не менее 0,85; водостойкость при длительном водонасыщении не менее 0,75; водонасыщение по объему: образцов отформованных из смеси от 1,5 до 4,0%; пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей должна быть свыше 14% до 19%; свидогоустойчивость по: коэффициенту внутреннего трения не менее 0,81; сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа не менее 0,35 и скорости деформирования 50 мм/мин, от 3,0 до 6,5; коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С должен быть не более 0,18; асфальтобетонная смесь должна соответствовать дорожно-климатической зоне 3..
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что химический состав материала указанного в жалобе являются качественными характеристиками, установленными в соответствии с ГОСТами.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что разделом 2 аукционной документации заказчик установил требование к содержанию первой части заявки:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Так как химический состав товаров указанных в аукционной документации согласно требованиям ГОСТов известен только после проведения испытаний, участник закупки не имеет возможности предоставить конкретные характеристики товаров.
В инструкции по заполнению заявки не указано, что в случае если заказчиком установлены значения характеристики (показателя) товара (материала) в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, которые становятся известными после испытаний определенной партии товара после его производства, какие значения характеристики (показателя) товара (материала) должны быть поставлены Заказчику.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статьи 33 и 64 Закона о контрактной системе.
Приложением N 3 к аукционной документации в требованиях к "Бетон тяжелый" установлено - крупный заполнитель: содержание фракций от 5 до 10 мм или от 3 до 10 мм (показатели от 5 до 10 мм ,от 3 до 10 мм выделены в тексте жирным курсивом).
В разделе 2 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки участником электронного аукциона" установлено:
При указании в требованиях к материалу диапазонных/интервальных значений участник должен указать конкретное значение, при этом не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное значение и поэтому не могут быть конкретизированы - "Параметр неизменный".
В случае установления Заказчиком в Приложении 3 к настоящей документации требований к характеристикам материала по отдельной позиции, предусматривающих несколько возможных вариантов исполнения данного материала, участнику необходимо выбрать конкретное исполнение материала, при этом не допускается одновременное использование всех исполнений.
По значениям указанным как "Параметр неизменный" выделенный в тексте жирным курсивом, участник закупки значения изменять не должен. Эквивалентность предлагаемого товара будет устанавливаться по комплектности, всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Приложении 3 к настоящей документации об аукционе.
Конкретные показатели не должны противоречить требованиям, установленным приложением N 5 к проекту государственного контракта.
Согласно пункту 4.7.9 ГОСТа 26633-2015 указанному в приложении N 5 к проекту государственного контракта, применение показателя - смесь фракции крупного заполнителя с фракцией от 3 до 10 мм не допускается.
Заказчиком установлено условие о соответствии товаров одновременно требованиям аукционной документации и требованиям ГОСТов указанных в аукционной документации, но данные требования противоречат друг другу. В связи с чем участником закупки может быть предложен товар не соответствующий какому либо из вышеперечисленных условий.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
На довод жалобы по неустановлению ГОСТа к показателю бетона - "в соответствии с ГОСТ не более 16", Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Инструкцией по заполнению заявки участником установлено, что конкретные показатели не должны противоречить требованиям, установленным приложением N 5 к проекту государственного контракта, в данном приложении содержится ГОСТ требования товара которому должны соответствовать.
Таким образом данный довод является необоснованным.
На довод жалобы по установлению характеристики - прочность на сжатие, Мпа - не менее 32,5, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает, что согласно таблице 2 ГОСТа 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия" установлены показатели - прочность на сжатие, МПа.
Заказчиком в аукционной документации приведены требования к показателю отсутствующему в ГОСТе - Мпа.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СК "Титан" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
|
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2017 г. N 979
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017