Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2017 г. N 985
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика - МКУ "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Администрация города Норильска, г. Норильск, Центральный район, просп. Ленинский, д. 24 А", извещение N 0319300026117000197 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России состоялось 11 июля 2017 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и податель жалобы не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены нарушения положений законодательства о контрактной системе, а именно:
По мнению ООО СО "Крас-Тендер", заказчик в описании объекта закупки установил требования предоставить в первых частях заявок значения показателей требующегося товара "проволока", которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, конкретные значения показателей такого товара, которые не конкретизируются производителем, а также показатели такого товара, которые не включаются в сертификаты качества.
Заказчик в письменных пояснениях с доводами жалоб не согласился, считая, что аукционная документация в обжалуемой части не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
С целью дополнительного исследования полученных от заказчика документов и сведений, Комиссия решила объявить в своей работе перерыв до 17 часов 50 минут, 12 июля 2017 года (по местному времени).
После перерыва, рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Администрация города Норильска, г. Норильск, Центральный район, просп. Ленинский, д. 24 А".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик установил следующие требование к содержанию первой части заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: 1) согласие участника аукциона на выполнение работы/оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренных в Приложениях N 2.1, 2.2 частиII"Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (Во избежание пропуска наименований товаров, отраженных в Приложениях N 2.1, 2.2 части II "Техническое задание" - ведомости материальных ресурсов настоящей документации об аукционе, Участник аукциона может воспользоваться непосредственно самой ведомостью материальных ресурсов и предоставить её в составе первой части заявки, дополнив её соответствующими сведениями, оговоренными выше, при этом, наименование страны происхождения товара необходимо указывать в отношении каждого товара в отдельности). Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Таким образом, при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара. При этом, Комиссией не установлен факт наличия в аукционной документации исключений, распространяющихся на случаи, если на момент заполнения заявки участник закупки не может знать конкретный показатель товара, поскольку такой показатель становится известным непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе, следует из стандартов качества, которым такой товар должен соответствовать).
При этом, Комиссия отмечает, что требование заказчиков предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые имеют в наличие товар с сертификатами качества, в которых указаны конкретные значения показателей, полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик предъявляет, в том числе, следующие требования к товару, необходимому для использования в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки:
"Проволока оцинкованная диаметром 3,0, тип стальная низкоуглеродистая разного назначения, нормальной или повышенной точности, оцинкованная. Допустимое предельное отклонение по диаметру не более -0,12, -0,10. Овальность проволоки не должна превышать половины предельных отклонений по диаметру. Временное сопротивление разрыву Н/мм2 340-540 (35-55). На поверхности оцинкованной проволоки не должно быть мест, не покрытых цинком, черных пятен. Допускаются отдельные наплывы цинка, величина которых не может быть более половины предельного отклонения от фактического диаметра проволоки".
При этом, пунктом 3.5 Технического задания (часть 2 аукционной документации) установлено требование о необходимости руководствоваться ГОСТ 3282-74.
Проанализировав вышеуказанный стандарт качества, сопоставив его положения с требованиями заказчика, изложенными в аукционной документации к составу первой части заявки и к показателям товара "проволока", Комиссия установила, что проволока принимается партиями. Партия должна состоять из проволоки одного диаметра, одной точности изготовления, одного вида обработки, одного вида поверхности, одного класса и одной группы и должна быть оформлена документом о качестве, содержащим: товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение проволоки; результаты проведенных испытаний; массу нетто партии.
При этом, согласно разделу "4" ГОСТ 3282-74 такой показатель проволоки, как "овальность" становится известным только после его испытания.
Однако, учитывая требования аукционной документации о необходимости предоставления в первых частях заявок конкретные показатели предлагаемого к использованию товара, Комиссия приходит к выводу, что без обладания сертификатом качества на товар "проволока", требующийся заказчику, потенциальные участники закупки не имеют возможности принять участие в рассматриваемом электронном аукционе, поскольку не имеют возможности указать в своей заявке конкретный показатель овальности предлагаемой проволоки.
При этом, Комиссия не установила, что такой показатель проволоки, как "овальность" не будет отражен в соответствующем сертификате качества, поскольку, как установлено выше, данный показатель становится известным после его испытания, а согласно разделу "3" ГОСТ 3282-74 в документ о качестве содержатся результаты проведенных испытаний. Доказательств обратного Комиссией установлено не было.
Ввиду изложенного, довод жалобы ООО СО "Крас-Тендер", касающийся показателя "овальность" проволоки признан Комиссией частично обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно довода жалобы, касающегося показателя проволоки "Допустимое предельное отклонение по диаметру", Комиссия отмечает следующее:
Согласно ГОСТ 3282-74 диаметр проволоки и предельные отклонения по нему должны соответствовать указанным в табл. 1.
Проанализировав таблицу 1 ГОСТ 3282-74, Комиссия установила, что показатели предельных отклонений определяются исходя из номинального диаметра проволоки, и имеют отрицательные значения, то есть фактически проволока может иметь диаметр меньший (в установленных стандартом качества пределах), либо равный номинальному (то есть без отклонений). Значения показателей допустимого предельного отклонения по диаметру, установленные заказчиком в аукционной документации также имеют отрицательные значения, что, как следствие, не противоречит требованиям ГОСТ 3282-74.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 3282-74 для номинального диаметра проволоки в 3,0 мм допустимое предельное отклонение по диаметру повышенной точности составляет "-0,12", допустимое предельное отклонение по диаметру нормальной точности оставляет "-0,10".
Однако, согласно разделу "4" ГОСТ 3282-74 такой показатель проволоки, как "диаметр" становится известным только после его испытания, ввиду чего учитывая требования аукционной документации о необходимости предоставления в первых частях заявок конкретные показатели предлагаемого к использованию товара (в том числе, в соответствии с требованиям, относящимся к случаем, если в описании объекта закупки показатели требующегося заказчику товара разделены знаком препинания ","), Комиссия приходит к выводу, что без обладания сертификатом качества на товар, требующийся заказчику ("проволока"), потенциальные участники закупки не имеют возможности принять участие в рассматриваемом электронном аукционе, поскольку не имеют возможности указать в своей заявке конкретный показатель диаметра предлагаемой проволоки (поскольку с учетом допустимого предельного отклонения по диаметру точный диаметр проволоки определяется только после производства проволоки и проведения испытания).
Также, Комиссия отмечает, что указание конкретного показателя предельного отклонения по диаметру может привести к невозможности поставить товар (проволоку) с диаметром, равным номинальному диаметру (3,0 мм), либо с отклонением меньшим, чем, установленное вышеуказанным стандартом качества и аукционной документацией, предельное отклонение по диаметру.
При этом, Комиссия не установила, что такой показатель проволоки, как "диаметр" не будет отражен в соответствующем сертификате качества, поскольку, как установлено выше, данный показатель становится известным только после его испытания, а согласно разделу "3" ГОСТ 3282-74 в документе о качестве содержатся результаты проведенных испытаний (в том числе, из указанного документа возможно установить отклонение по диаметру). Доказательств обратного Комиссией установлено не было.
Ввиду изложенного, довод жалобы ООО СО "Крас-Тендер", касающийся диаметра проволоки признан Комиссией частично обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно довода жалобы, касающегося показателя проволоки "временное сопротивление разрыву" Комиссия сообщает следующее.
Проанализировав вышеуказанный стандарт качества, сопоставив его положения с требованиями заказчика, изложенными в аукционной документации к составу первой части заявки и к показателям товара "проволока", Комиссия установила, что заказчик не требует предоставления в первой части заявки конкретного показателя "временное сопротивление разрыву" указанного товара, поскольку из указаний заказчика, изложенных в аукционной документации в приложениях к техническому заданию "ведомость материальных ресурсов" следует, что, в случае, если показатель сопровождается термином "в пределах диапазона", участник указывает значение диапазона меньшее заявленному заказчиком (то есть диапазон, заявленный заказчиком должен полностью поглощать диапазон, указанный участником, крайние границы не являются соответствующими.
Таким образом, Комиссия установила, что заказчик требует указывать в первых частях заявок не конкретное значение показателя "временное сопротивление разрыву" предлагаемой проволоки, а диапазонное значение, не противоречащее требованиям аукционной документации (в том числе, входящее в установленный заказчиком диапазон).
Ввиду изложенного, Комиссия не установила, что заказчик требует предоставить в составе первой части заявки конкретный показатель временного сопротивления разрыву проволоки, предлагаемой участниками закупки к использованию в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки. Ввиду чего довод жалобы ООО СО "Крас-Тендер", касающийся данного показателя, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО СО "Крас-Тендер" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2017 г. N 985
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017