Решение Федеральная антимонопольная служба от 10 мая 2017 г. N 432 РЕШЕНИЕ
по делу К-482/17 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
10.05.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МК ЮНИКС" (далее - Заявитель) на действия комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений), Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), Агентством государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, запроса предложений на право заключения государственного контракта на "Выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, приобретение монтируемого оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича" (номер извещения 0119200000117001503) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, Уполномоченного органа при проведении Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, Уполномоченного органа.
1. Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений не правомерно отстранена заявка Заявителя на участие в запросе предложений.
2. Заказчиком нарушена процедура проведения Запроса предложений, а итоговый протокол 25.04.2017 NИП1 не содержит условий.
3. Документация о проведении Запроса предложений содержит ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в запросе предложений по критерию "Опыт выполнения работ".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган, Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 448 343 690 рублей;
4) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запрос предложений допущен 1 участник закупки;
6) государственный контракт заключен 02.05.2017 с ООО УКС "Сибиряк" с ценой контракта 448 343 690 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений не правомерно отстранена заявка Заявителя на участие в Запросе предложений.
В соответствии с частью 10 статьи 83 Закона о контрактной системе комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений двух и более заявок на участие в запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.
Согласно протоколу проведения запроса предложений от 25.04.2017 N ПП1 заявка Заявителя отстранена от участие в запросе предложений в связи со следующим: "При рассмотрении комиссией заявки на участие в запросе предложений, а также документов и сведений об участнике запроса предложений, содержащихся в реестре участников запроса предложений, установлено, что в составе заявки участника Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская компания ЮНИКС" отсутствует копия действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). В составе заявки участником Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская компания ЮНИКС" представлено недействующее свидетельство N0604.07-2014-6662113920-С-151 от 10.11.2014 г., выданное участнику закупки саморегулируемой организацией НП "Центр объединения строителей "СФЕРА-А", тогда как Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская компания ЮНИКС" является членом саморегулируемой организации "МонтажТеплоСпецстрой" и имеет действующее свидетельство о допуске N СЕ-1-17-0305 от 15.03.2017 г., которое не было представлено в составе заявки. Таким образом, заявка на участие в запросе предложений не соответствует требованиям, установленным документацией о запросе предложений ("Информационная карта"). Комиссией принято решение признать заявку на участие в запросе предложений Общество с ограниченной ответственностью "МК ЮНИКС" не соответствующей требованиям, установленным документацией о запросе предложений".
На заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа также представлен ответ на запрос (исх. N 292/04С от 24.04.2017) от СРО НП "Центр Объединения Строителей "СФЕРА-А", в котором указывается, что ООО "МК ЮНИКС" прекратило свое членство в НП "Центр Объединения Строителей "СФЕРА-А" 09.03.2017.
При этом дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений 24.04.2017.
Изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия установила, что заявка содержит недействующее свидетельство СРО N0604.07-2014-6662113920-С-151 от 10.11.2014.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушена процедура проведения запроса предложений, а именно, Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений не оглашены лучшие условия исполнения контракта, не предложено участникам запроса предложений направить окончательное предложение, кроме того, выписка из протокола проведения запроса предложений от 24.04.2017 NВПП1, также не содержит лучшие условия исполнения контракта и размещена в нерабочее время, а итоговый протокол от 25.04.2017 NИП1 не содержит указания условий заявок участников, что по мнению Заявителя, ограничивает количество участников запроса предложений.
В соответствии с частью 12 статьи 83 Закона о контрактной системе, после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, запрос предложений завершается, всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение.
В соответствии с частью 13 статьи 83 Закона о контрактной системе в единой информационной системе в день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.
Согласно части 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше. В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что непосредственно после вскрытия конвертов, Комиссией по рассмотрению заявок на участие в Запросе предложений были оглашены условия исполнения контракта, которыми являются: стоимость выполняемых работ, а также срок выполнения работ, содержавшиеся в заявке, признанной лучшей.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что далее Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений всем участникам запроса предложений в соответствии с частью 12 статьи 83 Закона о контрактной системе было предложено направить окончательные предложения, указанные обстоятельства подтверждаются также видеозаписью, представленной представителями Заявителя.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно документации о проведении Запроса предложений, день вскрытия конвертов - 24.04.2017, в соответствии с частью 13 статьи 83 Закона о контрактной системе, выписка из протокола проведения запроса предложений от 24.04.2017 N ВПП1 опубликована в этот же день.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа также пояснили, что 25 апреля 2017 года в ЕИС размещен протокол проведения запроса предложений от 25.04.2017 NПП1, итоговый протокол запроса предложений от 25.04.2017 NИП1, а также файл "Приложение к протоколу проведения запроса предложений", в котором также был указан срок выполнения работ и стоимость выполняемых работ (условия исполнения контракта содержащиеся в заявке признанной лучшей).
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Документация о проведении Запроса предложений содержит ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по критерию "Опыт выполнения работ", что создает преимущественные условия для участия в закупке ООО УКС "Сибиряк".
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с Извещением о проведении Запроса предложений дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений 24.04.2017. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 28.04.2017 вх. N 6462017, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что положения Документации о Запросе предложений не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не подлежат рассмотрению Комиссией.
4. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с положениями документации о проведении Запроса предложений Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе "Медицинские боксы".
Согласно дополнительным возражением от 10.05.2017, Заказчик пояснил, что согласно Смете 02-01-11 "Медицинские боксы" стоимость данного оборудования составляет 130 819, 24 тыс. рублей, что составляет более 29% от начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанное выше оборудование, по мнению Заказчика, Уполномоченного органа неразрывно связано с выполнением строительно-монтажных работ. Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связанного с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительно-монтажных работ и осуществление поставки медицинского оборудования, технологически и функционально не связано друг с другом, что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещена в полном объеме проектно-сметная документация.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не разместивших в полном объеме проектно-сметную документацию, а также неправомерно объединивших в один объект закупки выполнение строительно-монтажных работ и осуществление поставки оборудования технологически и функционально не связанных со строительно-монтажными работами, не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 17 статьи 83 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На заседании Комиссии установлено, что Итоговый протокол от 25.04.2017 NИП1 размещен в ЕИС 25.04.2017, вместе с тем, контракт заключен 02.05.2017.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, заключивших контракт по результатам проведения Запроса предложений с нарушением установленного срока, нарушают часть 17 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК ЮНИКС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 6, части 17 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам осуществления запроса предложений заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела от 10.05.2017 N К-482/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 10 мая 2017 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017