На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) ,
рассмотрев обращение ООО "Мадис" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией Федеральной службы государственной статистики (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продукции для фиксации данных, предназначенных для проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики на 2017 год (номер извещения 0173100011917000044) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2016 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено осуществление поставки товара, технологически и функционально не связанного друг с другом.
2. В документации об Аукционе установлены неправомерные требования к описанию объекта закупки, влекущие ограничение участников закупки.
3. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к подробному описанию участниками закупок в составе заявок технических характеристик товара.
4. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе.
Согласно письменным пояснениям Заказчика (исх. от 12.05.2017 N 9/879), Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 500 000 рублей;
4) на участие в Аукционе поданы 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 8 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 15.05.2017;
7) победителем Аукциона признано ООО "СмартОфис" с предложением о цене контракта 7 688 611 рублей.
1. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено осуществление поставки товара, технологически и функционально не связанного друг с другом, а именно позиция 3 "Рулетка" технологически и функционально не связана с предметом закупки "Поставка продукции для фиксации данных, предназначенных для проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики на 2017 год ".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является: "Поставка продукции для фиксации данных, предназначенных для проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики на 2017 год".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств необходимы следующие инструменты: блокнот формата А5; карандаш; рулетка; пакет пластиковый; ручка шариковая. Рулетка необходима при проведении обследования для различных бытовых измерений и регистрации их результатов при помощи карандаша или ручки в блокноте, т.е. товар связан функционально с предметом закупки.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии явку не обеспечили и не представили доказательства, подтверждающие, что товар по позиции 3 "Рулетка" технологически и функционально не связан с предметом закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе в один объект закупки неправомерно объединено осуществление поставки товара, технологически и функционально не связанного друг с другом, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу, указанному в жалобе Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к описанию объекта закупки, а именно установленные в документации об Аукционе характеристики по позициям карандаш, пакет пластиковый, ручка шариковая, не позволяют сформировать предложение в составе заявок участников закупки, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к показателям размеров, функциональных и технических характеристик объекта закупки, в том числе по позициям карандаш, пакет пластиковый, ручка шариковая указаны в пункте 5.2 технического задания документации об Аукционе и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем явка на заседание Комиссии не обеспечена, не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки в связи с неправомерным установлением в документации об Аукционе характеристик по позициям карандаш, пакет пластиковый, ручка шариковая.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования к закупаемому товару в рамках исполнения контракта, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является: "Поставка продукции для фиксации данных, предназначенных для проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики на 2017 год".
В соответствии с документацией об Аукционе необходимо поставить следующий товар: блокнот формата А5, карандаш, рулетка, пакет пластиковый, ручка шариковая.
В Техническом задании документации об Аукционе установлены следующие требования к описанию товара, в том числе: "Рулетка. Измерительная лента должна быть изготовлена из металла и иметь разметку в сантиметрах. Материал, из которого должна быть изготовлена рулетка - пластик. Обязательно наличие текстильного шнурка длиной от 0,9-м до 1 м, для крепления на запястье руки или шее".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к характеристикам поставляемого товара установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, явка Заявителя на заседание Комиссии не обеспечена, также не представлены доказательства, подтверждающие обратное, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно по характеристикам закупаемого товара.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Представитель Заказчика представил сведения, подтверждающие, что Заказчиком в соответствии с требованиями части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе соответствующие разъяснения положений документации об Аукционе от 26.04.2017 N РД1, от 27.04.2017 N РД 2, от 28.04.2017 N РД3 по запросу Заявителя размещены в ЕИС.
Вместе с тем, явка Заявителя на заседание Комиссии не обеспечена, не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы Заявителя не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 23 мая 2017 г. N ВП-222-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017