Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2017 г. N 474-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)рассмотрев жалобыОбщества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель), Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - ООО "Профит-плюс", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на текущий ремонт Центральной городской библиотеки по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Советская, 33 (извещение N 0169300008217000122),в присутствии:
- представителейМуниципального казенного учреждения "Централизованная библиотечная система города Троицка" (далее - МКУ "ЦБС города Троицка", заказчик), действующих на основании доверенностиб/н от 19.07.2017,распоряжения N 63-р/к от08.06.2017;
- представителя Управления муниципальной собственности администрации города Троицка (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности б/н от 17.07.2017;
- представителяУправления образования Администрации города Троицка, действующего на основании распоряжения N 525-рк от 04.07.2017;
в отсутствие представителей заявителей, о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлены, пояснений, ходатайств не представили.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.07.2017 поступилижалобы ООО "Перспектива", ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на текущий ремонт Центральной городской библиотеки по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Советская, 33 (извещение N 0169300008217000122) (далее - аукцион, закупка).
Извещение о проведении электронного аукционана текущий ремонт Центральной городской библиотеки по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Советская, 33размещеноуполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 27.06.2017 в 17:58.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10518 934 рублей 00 копеек.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Текущий ремонт Центральной городской библиотеки по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Советская, 33" (Nизвещения0169300008217000122)от 14.07.2017.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам проведенного аукциона составило 23%.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива", заказчиком допущены следующие нарушения:
1) в проекте контракта не предусмотрено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае заключения контракта с физическим лицом;
2) проектом контракта не предусмотрено применение антидемпинговых мер в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
3) заказчиком неправомерно установлены ограничительные меры в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики, поскольку такие меры отменены Указом Президента Российской Федерации от 31.05.2017 N 244.
Доводы жалобы ООО "Профит-плюс" заключаются в следующем.
Заказчиком неправомерно установлены ограничительные меры в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики, поскольку такие меры отменены Указом Президента Российской Федерации от 31.05.2017 N 244.
Документация о закупке не содержит показатели, позволяющие определить соответствие работы установленным заказчиком требованиям.
Представители заказчика, уполномоченного органа согласились с доводами жалоб в части неправомерного установления ограничительных мер в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики. Отметили, что позиция в плане-графике закупок сформирована до издания и вступления в силу приказа, отменяющего ограничительные меры.
Пояснили, что антидемпинговые меры проектом контракта действительно не предусмотрены, поскольку в соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) N Д28-2286 от 03.08.2015 контракт, заключенный в рамках Закона о контрактной системе, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона о контрактной системе, а антидемпинговые меры указанной статьей не предусмотрены. Однако указание на такие меры содержится в извещении о проведении электронного аукциона, документации об аукционе.
По мнению представителей заказчика, в случае заключения контракта с физическим лицом, заказчиком будут внесены изменения в контракт, касающиеся уменьшения цены контракта на размер налоговых платежей.
По поводу отсутствия показателей товара, позволяющих определить соответствие работы установленным заказчиком требованиям, пояснили, что сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках содержатся в локальных сметах, локальных ресурсных сметах и рабочей документации. В составе первой части заявки заказчик требует от участников закупки согласие на выполнение работ на условиях документации об аукционе.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
1.1. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Проект контракта содержит условия о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия ее объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не предусмотрено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае заключения контракта с физическим лицом.
Необходимо отметить, что на участие в рассматриваемом аукционе заявки от участников закупки - физических лиц не поступали, следовательно, указанное нарушение на результаты осуществленной закупки не повлияли.
1.2. Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Как указано в части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2статьи 37 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 37 Закона о контрактной системе).
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения.
Таким образом, в проекте контракта должно содержаться требование о предоставлении участником закупки, предложившим цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта,обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе содержит требование обеспечения исполнения контракта, предусмотренное с учетом положений части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 96, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)или информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки,еслипредложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, не нашло отражение.
Необходимо отметить, что по результатам осуществленной закупки снижение начальной (максимальной) цены контракта составляет 23%, поэтому указанное нарушение не влияет на результаты проведенного аукциона.
2. В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещал с 1 января 2016 годавыполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд указанными организациями.
Однако с 31.05.2017 Постановление Правительства от 29.12.2015 N 1457 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", изданием Указа Президента РФ от 31.05.2017 N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Извещение о проведении электронного аукциона, пункт 31 документации об аукционе в нарушение части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на выполнение работ организациями,контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Доводы заказчика о том, что позиции плана-графика закупок, сформированного до издания и вступления в силу приказа, отменяющего ограничительные меры, содержала запретна выполнение работ организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, поэтому указанное ограничение нашло отражение в извещении и документации об аукционе, не принимается Комиссией, поскольку для приведения в соответствие требованиям действующего законодательства плана-графика, извещения, документации о закупке, заказчику необходимо было внести изменения в план-график и привести в соответствие извещение и документацию об аукционе.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации о закупке,объектом закупки, предметом контракта является выполнение текущего ремонта Центральной городской библиотеки по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Советская, 33.
Пунктом 18 информационной карты документации об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ по текущему ремонту Центральной городской библиотеки по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Советская, 33 на условиях, предусмотренных проектом контракта, документацией об электронном аукционе, техническим заданием, локальными сметами, рабочей документацией.
Таким образом, поскольку заказчику необходимо, чтобы работы были выполнены в соответствии с документацией об аукционе, в действиях заказчика отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части определения требований, которые должны соблюдаться подрядчиком при выполнении работ, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень документов, предусмотренных действующим законодательством, устанавливающих требования к выполняемым работам, материалам.
В техническом задании (пункт 34), документации об аукционе (пункт 5 информационной карты), проекте контракта (пункт 1.4) установлены требования к техническим и функциональным характеристикам материалов и оборудования, используемых при выполнении текущего ремонта, а также технологии выполнения работ: определяются положениями действующего законодательства РФ, Челябинской области, актуальных версий СНиП, ГОСТ, СанПиН, СП, регламентирующих предмет контракта.
Пунктом 7технического задания предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, из положений документации не представляется возможным установить, требованиям каких СанПиН, СП должны соответствовать материалы и оборудование, используемые при выполнении текущего ремонта, а также технологии выполнения работ.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком не определены условия исполнения контракта, что нарушает пункт 2 статьи 42, пункт 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобыООО "Перспектива" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать доводы жалобы ООО "Профит-плюс" на действия заказчика обоснованными в части неправомерного установления ограничительной меры в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики, в остальной части необоснованными.
3. Признать в действиях заказчиканарушения части 3 статьи 14, части 13 статьи 34, части 2 статьи 37, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
6. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2017 г. N 474-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017