На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ИП Зайцевой А.М. (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по техническому обслуживанию и поддержке программных комплексов системы электронного документооборота для нужд ФГКУ Росгранстрой (номер извещения 0373100063317000004) (далее - Аукцион N 1), на оказание услуг по технической поддержке и информационному обслуживанию финансово-экономических программ и систем ФГКУ Росгранстрой и его филиалов (номер извещения 0373100063317000005) (далее - Аукцион N 2), на поставку оборудования комплекса автоматического определения весовых и габаритных характеристик грузовых транспортных средств (номер извещения 0373100063317000009) (далее - Аукцион N 3) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно не установлено в документациях об Аукционах требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в Аукционах декларации, предусмотренной пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (далее - Декларация).
Представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при указании требований к составу второй части заявки на участие в Аукционе допущена техническая ошибка.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По Аукциону N 1:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 837 700 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки.
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "1АБ Эксперт" с минимальным предложением о цене контракта - 3001013, 28 рубля.
По Аукциону N 2:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 703 170 рублей;
4) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки ООО "1АБ Эксперт".
По Аукциону N 3:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 187 260 748,70 рублей;
4) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки ООО "Торговый дом "Тензо-М".
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей статьи 31 Закона о контрактной системе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что разделом 4 общей части документации об Аукционах предусмотрено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а при указании требований к составу второй части заявки на участие в Аукционе допущена техническая ошибка, в связи с чем обязанность участника закупки декларировать отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов не установлена.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего ненадлежащим образом в документациях об Аукционах требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников Аукционов содержат Декларацию, включающую требование пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, при проведении внеплановой проверки в отношении Аукциона N 3 Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно требованиям к первой части заявки на участие в Аукционе N 3 участнику закупки необходимо в своей заявке указать согласие на поставку товара и конкретные показатели предлагаемого товара.
Техническим заданием документации об Аукционе N 3 предусмотрены характеристики товара (оборудования) а также требования, в том числе к установке указанного оборудования, содержащие, в числе прочего положения "Спецификация поставки одного комплекта Комплексов", "Требования к стандартизации и унификации", "Требования к установке".
Изучив положения документации об Аукционе N 3, Комиссия приходит к выводу о том, что в указанной документации установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, поскольку положения указанной инструкции не позволяют определить в отношении каких именно положений технического задания участнику закупки необходимо указывать в своей заявке конкретные показатели товара для признания заявки надлежащей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе N 3 требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственная поданная заявка на участие в Аукционе N 3 не отклонена на основании требований документации об Аукционе N 3, в отношении которых выявлено нарушение.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.03.2017 N ВП-83/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2017 г. N ВП-83-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017