Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 марта 2017 г. N ПГОЗ-060/17 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-060/17
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
31.03.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращениеООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхФГКУ "1 Центр Заказчика-застройщика войск Национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6888, г. Москва)" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Национальной электронной площадкой (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство Детского сада на 182 места. расположенного по адресу: Московская область,, Пушкинский район, п. Ашукино, ул.Пришкольная (Дополнительные работы) (номер извещения 0373100047317000001) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1)не продлившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе при внесении изменений в документации об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе;
2) установившего в документации об Аукционе излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ;
3) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией;
4) объединившего в один лот выполнение работ и поставку оборудования, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при проведении Аукциона:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru(далее - Официальный сайт)- 03.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта-40 181 969,60 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 17.03.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 21.03.2017;
5) дата проведения Аукциона - 24.03.2017;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
4) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1.Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что Заказчиком не вносились изменения в документацию об Аукционе.
В соответствии с печатной формой извещения о проведении Аукциона, размещенной на Официальном сайте, "дата и время начала подачи заявок 01.03.2017 19:30; Дата и время окончания подачи заявок17.03.2017 07:00".
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в приложении N 1 к техническому заданию (Форма 2, конкретные показатели) документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, например:
"Бетон тяжелый (тип 1): Сера в пересчетена SO3 длякрупногозаполнителя1,5%массы; Максимальноедопустимоесодержаниехлоридов1%массы; Гипс в пересчетена SO3 длякрупногозаполнителя1,5%массы;
Сульфиды впересчете наSO3 для мелкогозаполнителя1,0%массы; Содержаниепородообразующих минералов10%объема; Ангидрит впересчете наSO3 для мелкогозаполнителя1,0%массы; Галит в крупномзаполнителе,содержащийводорастворимые хлориды, впересчете на ионхлора:0,10%массы; Магнетитявляющийся10%объема; породообразующим минераломСильвин вкрупномзаполнителе,содержащийводорастворимые хлориды, впересчете на ионхлора:0,10%массы; Гетитявляющийсяпородообразующим минералом10%объема; Апатитявляющийсяпородообразующим минералом10%объема; Галит в мелкомзаполнителе,содержащийводорастворимые хлориды, впересчете на ионхлора:0,15%массы; Свободноеволокно асбеста<0,25%массы; Нефелинявляющийсяпородообразующим минераломне >10%объема; Уголь не >1%массы; Фосфоритявляющийсяпородообразующим минераломот 1 до 10%объема;
Сильвин вмелкомзаполнителе,содержащийводорастворимые хлориды, впересчете на ионхлора:0,15%массы;
Растворы цементные: В зависимостиот вида работнаибольшаякрупность зерензаполнителя2,5 мм; При подогревезаполнителей их60 °C
температурадолжна быть; Сыпучиеисходныематериалыдля растворныхсмесей дозируют помассе, жидкиесоставляющиедозируют по массеили объему: Погрешностьдозирования длявяжущихматериалов1 %; Погрешностьдозирования длязаполнителей2 %; Погрешностьдозирования дляводы1 %; Удельнаяэффективнаяактивностьдо 740(Аэфф)Бк/кг".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В пункте 26 "Документы, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованию, установленному п.1, 2. ч.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ к лицам, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки" раздела III "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее: "Копия свидетельства (в) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с правом осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не должна быть менее цены государственного контракта, заключаемого по результатам настоящего аукциона".
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлен конкретный вид работ по организации строительства, соответствующий предмету закупки, свидетельством о допуске к которому должен обладать участник закупки, что не позволяет предоставить в составе заявки на участие в Аукционе надлежащее свидетельство, соответствующее требованиям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом указанныетребование к документам, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что в предмет торгов включены строительно-монтажные работы, а также поставка и монтаж оборудования.
Комиссией установлено, что в ведомость объемов работ технического задания документации об Аукционе также включена поставка и монтаж кухонного оборудования и мебели.
При этом Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих, что необходимые к поставке кухонное оборудование и мебель неразрывно связанны с объектом строительства, установка которого невозможна впоследствии без изменений предусмотренных проектом решений объекта строительства.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки (один лот) включена поставка оборудования и выполнение работ по строительству здания, технологически и функционально не связанного с необходимым к поставке оборудованием, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также, Постановлением N 99 установлены документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: "копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке" (в ред. постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99).
Указанная редакция Постановления N 99 вступила в силу 25.11.2016.
В пункте 27 "Документы, необходимые дляподтверждения соответствия участника закупки требованию, установленному ч. 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ к лицам, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг являющихся предметом закупки" раздела III "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее: "Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона опубликовано на Официальном сайте 03.03.2017.
Таким образом, Заказчик установил требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в редакции Постановления N 99 от 20.10.2016.
Учитывая изложенное, действия Заказчиканарушаютчасть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 26 "Документы, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованию, установленному п.1, 2. ч.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ к лицам, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки" раздела III "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее: "Копия лицензии на осуществление работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
На заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что при исполнении государственного контракта будут осуществляться работы, требующие от участника закупки наличия указанной лицензии.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершении которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 18.3 раздела 18 "Обеспечение исполнения обязательств" проекта государственного контракта документации об Аукционе: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на шесть месяцев".
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе установил срок действия банковской гарантии в нарушении требования Закона о контрактной системе, что нарушает часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены, в том числе, Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Пунктом 1.5.1 части 1.5 "Требования к участникам закупки" документации об Аукционе установлено, что "в настоящем электронном аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя".
Таким образом, действия Заказчика, допустившего возможность принять участие физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей в Аукционе не соответствуют части 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе и нарушают часть 3 статьи 1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действияхЗаказчика нарушения части 3 статьи 1, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 марта 2017 г. N ПГОЗ-060/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2017