На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)рассмотрев обращение ООО "Южный проектный институт" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях конкурсной комиссии Тверского областного суда (далее - Конкурсная комиссия), при проведении Тверским областным судом (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт здания Тверского областного суда по адресу: г. Тверь, ул. Брагина, д. 1. (номер извещения 0136100006717000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией заявка Заявителя неправомерно признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 23 570 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 17 заявок от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участников закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "Архитектурная студия "Стиль" с предложением о цене контракта 17 500 000 рублей;
6) 10.04.2017 заключен государственный контракт с ООО "Архитектурная студия "Стиль".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 30.03.2017 N ПРО 1 (далее - Протокол) заявка Заявителя на участие в Конкурсе признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации в связи с тем, что заявка, представленная участником конкурса, не была заполнена по всем пунктам, а именно в форме сведения о квалификации участника конкурса отсутствовали сведения о телефонах и контактных лицах, а также в составе заявки участником Конкурса приложен протокол внеочередного собрания от 17.03.2017 об одобрении крупной сделки, в котором учредители одобряют заключение контракта по результатам проведения Конкурса, однако не одобряют внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в заявке Заявителя содержался протокол внеочередного собрания от 17.03.2017 об одобрении крупной сделки, однако в указанном документе отсутствует одобрение на внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Контракте в размере 1 178 500 рублей.
Изучив заявку Заявителя, представленную Заказчиком на заседании Комиссии, Комиссия установила, что Заявителем в составе заявки представлен устав ООО "Южный проектный институт", утвержденный решением общего собрания учредителей от 18.01.2017, в котором в пункте 4 статьи 14 установлено "для совершения крупных сделок не требуется решение общего собрания участников общества".
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации по причине несоответствия установленному требованию к содержанию заявки, неправомерно.
Кроме того, в Конкурсной документации в пункте 4.1.1 установлено, что "Участник конкурса подает заявку на участие в конкурсе в полном соответствии с формами, приведенными в Разделе I.4. конкурсной документации".
В Разделе I.4. конкурсной документации установлена в пункте 1.4.4 форма о предоставлении сведений о квалификации участника конкурса, в соответствии с которой, участник предоставляет сведения, указанные в таблице:
Заказчик
(адрес, телефон контактное лицо) Предмет Контракта Объем выполненных работ
(в ценах на дату исполнения обязательств), млн. рублей Сроки (периоды) выполнения работ
Общий объем В т. ч. собственными силами
Указать наименование заказчика (адрес, телефон контактное лицо) Указать предмет контракта Указать объем выполняемых работ Указать объем выполняемых работ Указать наименование заказчика(адрес, телефон контактное лицо)
Указать предмет контракта
Изучив заявку Заявителя, представленную представителем Заказчика на заседании Комиссии, Комиссия установила, что Заявителем в составе заявки представлена заполненная форма представления сведений о квалификации участника конкурса, в которой отсутствовали сведения о номере телефона контактного лица заказчика.
При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено требование к участнику закупки в части предоставления сведений о заказчиках и контактных лицах заказчиков, с которыми участником ранее был заключен государственный контракт.
Таким образом, форма представления сведений о квалификации участника конкурса, установленная в Конкурсной документации, содержит излишние требования к составу заявки участников закупки в части требования о предоставлении сведений о номере телефона контактного лица заказчика.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с Протоколом по указанному основанию отклонены заявки участников: ООО "Центрградпроект", ЗАО "Проектно-Инвестиционная компания", ООО "Форум-Тверь", ООО "Проектно-Конструкторское бюро "Волгостромпроект", ООО "Архитектурная фирма "Домус".
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя, а также участников ООО "Центрградпроект", ЗАО "Проектно-Инвестиционная компания", ООО "Форум-Тверь", ООО "Проектно-Конструкторское бюро "Волгостромпроект", ООО "Архитектурная фирма "Домус", требованиям Конкурсной документации по причине несоответствия неправомерно установленному требованию к содержанию заявки, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта (значимость критерия оценки - 60%), опыт участника по выполнению аналогичных работ за период 2013 - 2017 г (значимость критерия оценки - 20 %), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку для данного критерия не установлена его значимость (вес оценки, выраженный в процентах), в соответствии с которой будет производиться оценка.
Кроме того, в Конкурсной документации оценка по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки осуществляется в соответствии со шкалой:
Отсутствуют утвержденные нормативные документы - 0 баллов;
Имеются и представлены в составе заявки утвержденные нормативные документы от 1 до 4 штук - 10 баллов;
Имеются и представлены в составе заявки утвержденные нормативные документы от 5 до 6 штук - 15 баллов;
Имеются и представлены в составе заявки утвержденные нормативные документы от 7 до 8 штук - 20 баллов;
Имеются и представлены в составе заявки утвержденные нормативные документы от 9 до 11 штук - 40 баллов;
Имеются и представлены в составе заявки утвержденные нормативные документы 12 штук и более- 80 баллов.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Комиссией установлено, что в пункте 3.4.2 Конкурсной документации установлено требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в конкурсе путем внесения денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником конкурса. Факт внесения участником конкурса денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе подтверждается платежным поручением, подтверждающим перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенной банком копией этого платежного поручения.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенной банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявки участника закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.08.2014 N 502/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Тверского областного суда нарушение пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам проведения закупки Заказчиком заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2017 г. N ВП-121-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017