Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие малого и среднего
предпринимательства в Томской области
на период 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Томской области на период 2008-2010 годы"
8 октября, 5 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая , 6 июля, 8 сентября, 3 ноября, 28 декабря 2009 г., 6 апреля, 9 июня, 10 августа, 13 октября, 9, 28 декабря 2010 г., 11 июля 2011 г.
Законом Томской области от 28 декабря 2010 г. N 330-ОЗ (в редакции Закона Томской области от 11 июля 2011 г. N 117-ОЗ) в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Томской области на период 2008-2010 годы"
Наименование областной целевой программы |
Областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы" (далее - Программа) |
|||||||
Основание для разработки Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Федеральный Закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Закон Томской области от 19 апреля 2006 года N 79-ОЗ "Об утверждении "Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы" Закон Томской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Томской области" (принят решением Государственной Думы Томской области от 24 июля 1997 года N 511) |
|||||||
Заказчик Программы |
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области |
|||||||
Исполнитель (и) Программы |
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области; Департамент по управлению государственной собственностью Томской области; Департамент финансов Томской области; Департамент труда и занятости населения Томской области; Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области. Соисполнители: Департамент потребительского рынка Администрации Томской области; Департамент инвестиций Администрации Томской области; Департамент экономики Администрации Томской области; Департамент по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области; Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области; Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области; Томская торгово-промышленная палата (по согласованию); общественные объединения предпринимателей (по согласованию); организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (по согласованию). |
|||||||
Разработчик Программы |
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. |
|||||||
Цели Программы |
Высокий уровень развития предпринимательства Томской области |
|||||||
Задачи Программы |
Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса. Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности). Изменение структуры субъектов малого и среднего предпринимательства и формирование механизмов "доращивания" малых предприятий до средних. Формирование благоприятной среды для развития молодежного предпринимательства |
|||||||
Показатели цели Программы |
Увеличение доли занятых (среднесписочной численности работников, без внешних совместителей) в малом и среднем предпринимательстве (в том числе индивидуальные предприниматели) от общей численности занятых (среднесписочной численности работников, без внешних совместителей) в экономике до 50 процентов в 2010 году. Увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 20 процентов в 2010 году. |
|||||||
Показатели задач Программы |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся потребителями услуг аккредитованных организаций поддержки предпринимательства Томской области. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, удовлетворенных доступностью и качеством услуг, предоставляемых организациями поддержки предпринимательства Томской области. Факторный индекс оценки отношения органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления к предпринимательству по методологии Всероссийского центра изучения общественного мнения. Доля респондентов, положительно ответивших на вопрос: "Согласны ли Вы с утверждением, что создание собственного бизнеса является деятельностью, заслуживающей глубокого уважения?". Доля населения, готового начать свой собственный бизнес. Прирост числа инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства не менее, чем на 15 процентов в 2010 году к уровню 2007 года. Прирост числа средних предприятий. Повышение уровня готовности молодежи к предпринимательской деятельности с 8-10 процентов в 2008 году до 14-16 процентов в 2010 году (доля молодых людей, готовых открыть свое дело) |
|||||||
Сроки реализации Программы |
с 1 января 2008 года по 31 декабря 2011 года |
|||||||
Объемы и источники финансирования (прогноз) млн. рублей <*> |
Источники: |
2008 |
2009 |
2010 |
Итого: |
|||
средства федерального бюджета |
60,5 |
309,35 |
184,35 |
554,2 |
||||
средства областного бюджета |
85,0 |
101,416 |
93,0 |
279,416 |
||||
средства местных бюджетов |
12,0 |
7,0 |
22,0 |
41,0 |
||||
Итого: |
157,5 |
417,766 |
299,35 |
874,616"; |
||||
Основные направления финансирования и краткое изложение мероприятий Программы |
Формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе создание гарантийного фонда, представительства Евро Инфо Корреспондентского Центра, агентства по привлечению инвестиций для субъектов малого и среднего предпринимательства и центра кластерного развития) Поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров Финансовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности |
|||||||
Основные направления расходования средств Программы <*> |
|
|||||||
НИОКР |
- |
|||||||
инвестиции |
257,0 млн. рублей |
|||||||
прочие |
617,616 млн. рублей |
|||||||
Ожидаемые показатели эффективности Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт до 20 процентов; увеличить долю инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства в производстве товаров и услуг через создание условий для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства в целях перехода экономики на инновационный путь развития; увеличить долю занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства до 50 процентов к 2010 году, а также решить проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Томской области, в том числе и проблему занятости высококвалифицированных кадров; привлечь средства бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечь внебюджетные инвестиции в приоритетные сферы экономики региона. |
|||||||
Организация управления Программы и контроль за ее реализацией |
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Губернатор Томской области. Текущее управление Программой осуществляет Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области. |
* прогноз - суммы, уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год
1. Общие положения
Основанием для разработки настоящей Программы является Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2008 года.
Программа направлена:
на регулирование отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства, органами местного самоуправления различных уровней в сфере развития малого и среднего предпринимательства Томской области;
на повышение эффективности и системности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программа призвана объединить усилия исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также запустить механизм обратной связи с субъектами малого и среднего предпринимательства. В Программе определены перечень механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
За предшествующие годы реализации областной политики развития предпринимательства в области создана базовая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Действуют производственные и инновационные бизнес-инкубаторы (всего шесть, три из них - в муниципальных образованиях), сформирован региональный венчурный фонд, работают муниципальные центры поддержки предпринимательства (15 - в муниципальных образованиях и один областной) и микрофинансовые организации (более 30). В результате действия программы "Развитие малого предпринимательства Томской области на 2005-2007 годы" запущены механизмы поддержки "стартующего" малого бизнеса, развития молодежного предпринимательства, поддержки малых экспортоориентированных предприятий.
По итогам 2006 года в области действовало 9 948 малых предприятий, что на 30 процентов больше чем в 2005 году, а в первом квартале 2007 года число малых предприятий достигло 12 960 единиц.
Высокий темп роста позволил Томской области в 2006 году занять первое место среди регионов Российской Федерации по приросту числа малых предприятий на 100 тысяч населения с результатом более 221,9 предприятий, значительно превысив среднее значение по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) (прирост - 37,4 предприятия) и по России (37,3 предприятия)1.
Наибольшими темпами среди основных показателей малого бизнеса растет оборот малых предприятий, достигнув по итогам 2006 года 91 млрд. рублей (161 процент к уровню 2005 года в действующих ценах). По темпам роста оборота в 2006 году Томская область опережает среднее значение по СФО - 138,3 процента и по России - 115 процентов в действующих ценах к уровню 2005 года.
Кроме того, по итогам 2006 года Томская область занимает в Российской Федерации первое место по объему инвестиций в основной капитал малых предприятий в расчете на душу населения, четвертое место - по количеству малых предприятий на 100 тыс. человек населения, восьмое место - по доле среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых, десятое - по объему оборота малых предприятий на душу населения.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1. Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Томской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. В структуре малых предприятий Российской Федерации (малых предприятий в Томской области):
торговые малые предприятия занимают 45 процентов (40,6 процента);
промышленные малые предприятия - 12 процентов (14,8 процента);
строительные организации - 11,3 процента (11,4 процента);
малые предприятия транспорта - 4,9 процента (4,4 процента).
Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями малого бизнеса: на них приходится около 70 процентов числа малых предприятий и около 40 процентов численности занятых на малых предприятиях. Промышленность и строительство - на втором месте (14,8 процента малых предприятий и 30,5 процента занятых; 11,4 процента малых предприятий и 23 процента занятых соответственно). На другие отрасли приходится около 15 процентов малых предприятий.
2. Согласно данным мониторинга развития предпринимательства в 2006 году, проведенного Томской торгово-промышленной палатой и исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения "Условия функционирования малого предпринимательства в Томской области" существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в том числе, сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства:
недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним. При оценке своего текущего финансового состояния 66 процентов предпринимателей отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо для его развития. Только 28 процентов опрошенных оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое и отметили, что имеют ресурсы для поддержания и развития своего бизнеса;
ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной. 69 процентов респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные, офисные или торговые помещения в собственность либо в аренду;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях. В целом по Томской области 8 процентов предпринимателей привлекают на работу мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Около половины (52 процентов) респондентов считают, что существует много проблем с оформлением работников, и 16 процентов полагают, что привлекаемые работники имеют низкую квалификацию;
недостаточная информационная поддержка. По мнению участников экспертного опроса, общая оценка степени включенности субъектов малого бизнеса Томского региона в информационное поле крайне низкая. Отмечается низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей;
недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств;
недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне.
Учитывая изложенное требуется совершенствование системы поддержки предпринимательства Томской области.
3. В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории области;
создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов малого и среднего предпринимательства;
привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации, гарантийный фонд и фонд прямых инвестиций.
Законом Томской области от 8 сентября 2009 г. N 175-ОЗ в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
3. Цели и задачи Программы, показатели их достижения
В соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и "Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы", в которых развитие предпринимательства играет ключевую роль, в результате реализации мероприятий Программы планируется достижение следующей цели - высокий уровень развития предпринимательства.
Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели являются:
формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса;
формирование позитивного образа предпринимательской деятельности (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности);
изменение структуры малого и среднего предпринимательства и формирование механизмов "доращивания" малых предприятий до средних;
формирование благоприятной среды для развития молодежного предпринимательства.
Цели, задачи Программы и показатели их достижения представлены в Приложении 1.
4. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации Программы
Первая цель Стратегии развития Томской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы - высокий уровень развития предпринимательства. Реализация настоящий Программы будет способствовать достижению этой цели, в том числе, позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт и создать условия для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятий Программы повлечет следующие социально-экономические результаты:
увеличение вклада малого и среднего бизнеса (малые и средние предприятия) в валовой региональный продукт до 20 процентов;
увеличение доли инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства в производстве товаров и услуг через создание условий для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства для перехода экономики на инновационный путь развития;
увеличение доли занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства до 50 процентов к 2010 году, а также решение проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Томской области и проблемы занятости высококвалифицированных кадров;
привлечение средств бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечение внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы экономики региона;
рост числа средних предприятий путем "доращивания".
Одним из эффектов реализации Программы должно стать повышение конкурентного потенциала экономики региона за счет наращивания преимуществ малого и среднего предпринимательства в промышленности, сфере услуг, сфере высоких технологий, и на этой основе задействование новых источников экономического роста.
Указанные в Приложении 1 показатели характеризуют вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте, уровень развития предпринимательства, а также его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы. Они позволяют дать оценку эффективности и достаточности принимаемых региональными властями мер по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.
5. Заказчик, разработчик и исполнитель Программы.
Сроки предоставления отчетности об исполнении Программы
Заказчик программы - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Текущее управление Программой осуществляет Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Ответственным за реализацию Программы является Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Губернатор Томской области.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области.
Законом Томской области от 28 декабря 2010 г. N 330-ОЗ (в редакции Закона Томской области от 11 июля 2011 г. N 117-ОЗ) в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
6. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: с 1 января 2008 года по 31 декабря 2011 года.
Законом Томской области от 9 декабря 2010 г. N 287-ОЗ в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
7. Механизмы реализации, управления Программой и ресурсное
обеспечение Программы. Объемы и источники финансирования по годам
1. Общий объем финансирования Программы на 2008-2010 годы прогнозируется в размере 874,616 млн. рублей (2008 - 157,5 млн. рублей, 2009 - 417,766 млн. рублей, 2010 - 299,35 млн. рублей), в том числе:
средства федерального бюджета, включая средства федеральных программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства - 554,2 млн. рублей (прогноз) (2008 - 60,5 млн. рублей, 2009 - 309,35 млн. рублей, 2010 - 184,35 млн. рублей);
средства областного бюджета - 279,416 млн. рублей (2008 - 85 млн. рублей, 2009 - 101,416 млн. рублей, 2010 - 93 млн. рублей);
средства муниципальных бюджетов - 41 млн. рублей (прогноз - цифры уточняются при принятии бюджета) (2008 - 12 млн. рублей, 2009 - 7 млн. рублей, 2010 - 22 млн. рублей).
Финансовое обеспечение Программы представлено в приложении 2.
2. Финансирование расходов из средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы осуществляется в следующих формах:
предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
средств на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Программы (осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)";
бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации Томской области, где должны быть обозначены:
категории субъектов малого и среднего предпринимательства (средние, малый и микропредприятия);
критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
цели, условия и порядок предоставления субсидий;
сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
субсидии местным бюджетам в целях поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, где должны быть обозначены: целевое назначение, порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями.
План программных мероприятий представлен в Приложении 3.
3. В Программе предусмотрены механизмы, с помощью которых должны быть решены основные проблемы, обозначенные субъектами малого и среднего предпринимательства:
проблемы недостаточного уровня развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и ограниченного доступа к финансовым ресурсам, которые будут решаться через создание новых элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, институтов и инструментов финансовой, законодательной, информационной, кадровой, имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие уже существующих.
В целях решения указанных проблем необходимо формирование и дальнейшее развитие в Томской области инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
В настоящее время на территории Томской области действуют следующие организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
центры поддержки предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, Томская торгово-промышленная палата, офисы коммерциализации, центр субконтрактации, венчурный фонд, микрофинансовые организации, маркетинговые, учебно-деловые и консультационные центры, центр поддержки экспорта, лизинговые компании и общественные объединения предпринимателей.
В целях обеспечения их деятельности планируется осуществление следующих мероприятий:
разработка каталога услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства;
разработка регламентов процесса работы и мониторинга эффективности деятельности бизнес-инкубаторов и центра субконтрактации;
подготовка информационных материалов о деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства, популяризация деятельности и распространение опыта развития малых и средних предприятий;
создание и наполнение интернет-сайтов;
обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства справочно-методическими материалами;
проведение специализированных семинаров, курсов, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства на площадках организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства;
развитие и обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов;
развитие и обеспечение деятельности центров поддержки предпринимательства, центра субконтрактации, микрофинансовых организаций, центра поддержки экспорта;
оказание услуг по консультированию субъектов малого и среднего предпринимательства, разработке бизнес-планов, экономической экспертизе проектов, оказание маркетинговых и иных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
К вновь создаваемым организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства относятся гарантийный фонд, представительство Евро Инфо Корреспондентского Центра, агентства по привлечению инвестиций для субъектов малого и среднего предпринимательства и центр кластерного развития.
Агентство по привлечению инвестиций для субъектов малого и среднего предпринимательства - организация, основной целью которой является предоставление для организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов малого и среднего предпринимательства следующих услуг:
установление контактов с руководителями и собственниками томских малых и средних инновационных предприятий;
установление контактов с руководством организаций научно-образовательного комплекса Томской области, профессиональными и научными объединениями в регионе и за его пределами;
формирование портфеля (реестра) инвестиционных проектов на территории муниципальных образований Томской области и межрегиональных проектов, в которых участвуют малые и средние инновационные компании из Томска;
разработка методических подходов, организация и проведение прединвестиционной экспертизы проектов;
адресная работа с инвесторами по принципу "одного окна";
координация действий субъектов инвестиционной и инновационной деятельности по привлечению в Томскую область финансирования из Институтов Развития, включая Инвестиционный фонд РФ, ГК "Внешэкономбанк", ГК "Роснанотех" и других государственных корпораций и организаций, использующих инструменты государственно-частного партнерства для активизации инвестиционной и инновационной деятельности;
участие в инвестиционных мероприятиях на российском и международном уровне и их организация на территории Томской области в рамках продвижения Томской области на рынке инвестиций в России и за рубежом;
Центр кластерного развития - организация, действующая в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
Гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является Томская область в лице уполномоченного органа или организации. Цель создания гарантийного фонда - обеспечение доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.
Представительство Евро Инфо Корреспондентского Центра, оказывающее содействие продвижению товаров (работ, услуг) производимых (выполняемых, оказываемых) субъектами малого и среднего предпринимательства Томской области, на внешние рынки. Основная цель деятельности предпринимательства Евро Инфо Корреспондентского Центра - предоставление информационно-консультационной поддержки и содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества с предприятиями и организациями стран Евросоюза.
3.1. Организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны отвечать следующим требованиям:
деятельность, осуществляемая организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и предусмотренная их уставами, должна быть направлена на обеспечение условий для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание им поддержки;
организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не должны находиться в стадии банкротства, реорганизации или ликвидации;
деятельность организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, должны обладать лицензиями на право ее осуществления;
организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не должны иметь задолженности по налогам (сборам) и иным обязательным платежам во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также по бюджетным средствам, предоставленным на возвратной основе;
организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не должны иметь не исполненных в срок или исполненных с недостатками обязательств по государственным и муниципальным контрактам, а также сведения об организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не должны быть включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не могут быть:
кредитные или страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров;
организации, осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
4. Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства:
увеличение количества и улучшение качества предоставляемых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства Томской области;
эффективное взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства и администрациями муниципальных образований (количество проводимых мероприятий осуществляемых совместно с органами местного самоуправления, факторный индекс оценки отношения органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления к предпринимательству по методологии Всероссийского центра изучения общественного мнения);
дальнейший рост числа общественных объединений предпринимателей, возрастание их роли при взаимодействии государственных и негосударственных структур в сфере малого и среднего предпринимательства;
инкубирование субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторах Томской области.
В результате реализации механизма гарантий и поручительств, в соответствии с приоритетными направлениями Стратегии развития Томской области до 2020 года, будет осуществляться выдача поручительств гарантийным фондом в качестве обеспечения обязательств малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства перед кредитными организациями.
Финансовая поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться через проведение конкурсов предпринимательских проектов, субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление поручительств и т.д. Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с действующим законодательством.
5. В результате реализации мероприятий, направленных на финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
повышение доступности к финансово-кредитным ресурсам субъектам малого и среднего предпринимательства Томской области (сумма привлеченных средств субъектами малого и среднего предпринимательства);
увеличение налоговых поступлений за счет повышения доходов субъектов малого предпринимательства, рост количества рабочих мест в предпринимательстве.
Проблема недостаточной информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Томской области будет решена путем проведения семинаров, конференций, круглых столов, форумов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, издания методических пособий, справочников, поддержания интернет портала для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, обеспечения инфраструктуры поддержки предпринимательства информационно-справочными системами, проведения социологических исследований состояния малого и среднего предпринимательства в регионе и т.д.
В результате реализации данных мероприятий ожидается:
налаживание кооперативных связей малого и среднего предпринимательства (увеличение числа совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями);
увеличение объемов продукции (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, через расширение межрегионального делового сотрудничества (увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства поставляющих свою продукцию за пределы Томской области).
6. На решение проблемы низкого уровня предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях будут направлены мероприятия Программы, предусматривающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров через поддержку образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, программ развития молодежного предпринимательства, подготовку бизнес-команд для субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение квалификации управленческих кадров субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в подготовке, проведении и участии школьников и студентов Томской области в олимпиадах и конкурсах, направленных на развитие знаний и навыков в сфере предпринимательства и т.д.
В результате мероприятий, направленных на кадровое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства удовлетворенных доступностью и качеством образовательных услуг в регионе;
рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на основе целенаправленной подготовки специалистов.
7. Недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств. В качестве основного механизма содействия развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, в Программе предусмотрены мероприятия, направленные:
на поддержку сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих свою продукцию на экспорт путем обеспечения участия в межрегиональных и международных выставках-ярмарках, форумах, конференциях субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидирования затрат, связанных с продвижением продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональные и международные рынки, содействия в подборе деловых партнеров и установлению прямых контактов (межмуниципальным, межрегиональным, зарубежным) и т.д.
В результате этих мероприятий ожидаются следующие результаты:
увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области, производящих экспортоориентированную продукцию, увеличение экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства;
рост числа совместных (с томскими предпринимателями) производств.
8. Проблема недостаточного уровня поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне планируется решить через поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований Томской области через софинансирование реализации мероприятий необходимых именно данной территории. Поддержка муниципальных программ развития предпринимательства будет осуществляться на условиях софинансирования.
В результате реализации мероприятий, направленных на стимулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне, ожидаются следующие результаты:
рост предпринимательской активности в сельской местности (рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, рост числа занятых в предпринимательстве наемных работников);
развитие предпринимательства в "новой" экономике в г. Томске и г. Северске (рост числа инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства, рост числа занятых в инновационном предпринимательстве наемных работников).
9. Низкая социальная активность молодежи и недостаточная информированность об особенностях предпринимательской деятельности актуализирует задачу работы с молодежью со школьного возраста и создания молодежных сообществ, групп, готовых к созидающей, продуктивной деятельности.
Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность может быть достигнуто комплексным, межведомственным взаимодействием по созданию молодежной предпринимательской среды в регионе. Для реализации данной задачи требуется консолидация усилий органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций научно-образовательного комплекса, инновационной инфраструктуры, объединений предпринимателей, экспертных сообществ, молодежных групп.
Под молодежной предпринимательской средой понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий и механизмов, направленных на развитие предпринимательского потенциала молодежи, стимулирующих к социально-значимой активности, обеспечивающих формирование молодежных групп и сообществ, ориентированных на развитие инновационной деятельности и самореализацию в сфере предпринимательства.
Программный подход обусловливает выделение базовых направлений решения поставленной задачи. Такими направлениями являются:
инфраструктурная, финансовая и имущественная поддержка развития молодежного предпринимательства, предполагающая как системное использование существующих организаций и механизмов инфраструктуры (центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов и т.д.), так и создание специальных структур в сегменте молодежного предпринимательства, направленных на обеспечение финансового, нормативно-правового и организационного сопровождения развития молодежного предпринимательства;
образовательная поддержка развития молодежного предпринимательства, включающая комплекс образовательных программ и мероприятий, направленных на разноуровневую подготовку к предпринимательской деятельности, образовательное консультирование и диагностику развития предпринимательских компетенций;
информационная поддержка развития молодежного предпринимательств#, предполагающая создание единой информационной среды (Интернет-портал, информационные акции, издательские проекты, банки данных и т.д.), обеспечивающей доступ молодежи к информационным ресурсам, с одной стороны, и поддерживающей неформальное взаимодействие молодежных групп и сообществ в сфере предпринимательства, с другой; формирование позитивного отношения к предпринимательству через систему PR-акций, молодежных форумов, фестивалей, конкурсов по проблемам молодежного предпринимательства.
В результате реализации мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, ожидаются следующие результаты к 2011 году:
повышение уровня готовности молодежи к предпринимательской деятельности с 8-10 процентов в 2008 году до 14-16 процентов в 2010 году;
создание молодежной предпринимательской среды (молодежных групп и сообществ, включенных в подготовку к предпринимательской деятельности) в регионе (количество участников не менее 2500 человек);
количество молодых людей, получивших специальное образование, консультационную и экспертную поддержку в сфере предпринимательства не менее 300 человек ежегодно;
увеличение числа предпринимательских проектов, разработанных молодежью и получивших поддержку в рамках региональных конкурсов не менее 30 ежегодно.
8. Формы и порядок осуществления контроля за реализацией Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области предоставляет отчет о реализации программы в Департамент экономики Администрации Томской области в установленные сроки.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет в Государственную Думу Томской области отчет о ходе выполнения мероприятий Программы.
9. Возможные риски в ходе реализации Программы
Основные риски не выполнения целевых показателей реализации программы:
ухудшение демографической ситуации, сокращение численности трудоспособного населения, обострение дефицита трудовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и вынужденный рост компенсационных социальных затрат;
обострение ограничений со стороны энергетических мощностей и пропускной способности транспортной системы;
замедление развития малых и средних предприятий из-за дефицита доступной производственной инфраструктуры (производственные площадки, технопарки и др.);
возможное снижение финансирования региональных программ развития малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета;
отсутствие софинансирования из местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.