Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Кассиопея" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление служебными зданиями" при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на осуществление мероприятий по реставрации объекта недвижимого имущества, за исключением реконструкции с элементами реставрации, на объекте культурного наследия регионального значения "Здание Наркомзема: ныне Министерство сельского хозяйства СССР, 1928-1933 гг., арх. Щусев А.В.", г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д 11/1 (номер извещения 0373400002417000016) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 361 270 846,64 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.07.2017.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку в Конкурсной документации по мнению Заявителя не раскрывается надлежащим образом определение работ сопоставимого характера, неправомерно установлено требование, что оценке подлежат контракты, договора, исполненные участником закупки в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), неправомерно установлено требование о представление по Показателю N 1 Критерия N 1 копии отзывов, благодарственных писем.
Согласно части 3 статьи 56 Закона о контактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 40%), Критерий N 1 (Значимость Критерия: 30 %), Критерий N 2 (Значимость Критерия: 30 %).
В рамках Показателя 1 Критерия N 1, в том числе установлено:
"Единой комиссией оценивается общая стоимость государственных и/или муниципальных контрактов и/или гражданско-правовых договоров (стоимость выполненных работ) указанных в ФОРМЕ 4 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
"В подтверждение указанных в ФОРМЕ 4 сведений, для присуждения баллов в составе заявок участников должны быть приложены копии подписанных сторонами контрактов (договоров), сопоставимого характера предмету настоящего конкурса, а именно: работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 25 (двадцати пяти) процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка".
"Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)".
В Форме 4 Конкурсной документации установлено, что оценке подлежат государственные и/или муниципальные контракты и/или гражданско-правовые договора на выполнение работ по реставрации объектов культурного наследия, за исключением реконструкции с элементами реставрации и работ по реконструкции объектов культурного наследия.
Кроме того, в Форме 4 Конкурсной документации установлено, что участник закупки вправе приложить копии отзывов или благодарственные письма.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки являются работы по реставрации объекта недвижимого имущества, за исключением реконструкции с элементами реставрации и согласно положениям Конкурсной документации, оценке подлежат государственные и/или муниципальные контракты и/или гражданско-правовые договора на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно на выполнение работ по реставрации объектов культурного наследия, за исключением реконструкции с элементами реставрации и/или работ по реконструкции объектов культурного наследия.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что согласно разъяснению положений Конкурсной документации от 24.07.2017 направленному Заказчику участником Закупки, Заказчик также пояснил, что оценке подлежат государственные и/или муниципальные контракты и/или гражданско-правовые договора на выполнение работ по реставрации объектов культурного наследия, за исключением реконструкции с элементами реставрации и работ по реконструкции объектов культурного наследия.
При этом, требование, согласно которому оценке подлежат контракты, договора, исполненные участником закупки в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) установлено для выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта и составлено в соответствии с Правилами оценки и не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Также, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что представление в составе заявки копии отзывов или благодарственных писем в отношении исполненных надлежащим образом участником закупки государственных и/или муниципальных контрактов и/или гражданско-правовых договоров не является обязательным требованием и является правом участника закупки и не подлежит оценки.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 установлен Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Кассиопея" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2017 г. N К-948-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017