Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 21 июля 2017 г. N 172/2017
Резолютивная часть объявлена 21 июля 2017 года Изготовлено в полном объеме 26 июля 2017 года |
г. Курск
|
|
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
председатель Комиссии, |
|
член Комиссии, |
||
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - ООО "Профит-плюс", Общество) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела) |
|
Заказчик |
Администрация города Рыльска |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности), (по доверенности), представлены документы, удостоверяющие личности |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144300024317000012 |
|
Объект закупки |
"Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов г. Рыльска Курской области" |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
8 138 795 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
по мнению заявителя, документация об электронном аукционе N0144300024317000012 противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1). Извещение о проведении электронного аукционе не содержит исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии со ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
2). В нарушение требований ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик необоснованно ограничил доступ к участию в закупке, установив в позиции 2 "Щебень из природного камня_" таблицы технического задания аукционной документации требования к описанию участниками закупки показателей товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
3). В п.5.1 проекта контракта заказчиком установлено требование о представлении исполнителем по контракту счета-фактуры при окончательном расчете по контракту. По мнению заявителя, указанное требование заказчика является неправомерным, поскольку исполнителем по контракту может являться лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО), при применении налогоплательщиком которой, составление счетов-фактур не является обязательным.
4). Срок оплаты выполненной работы установлен заказчиком в проекте контракта с нарушением требований норм ФЗ "О контрактной системе...".
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
в письменном пояснении, представленном ОКУ "Комитет автодорог Курской области" в материалы дела, а также в ходе рассмотрения дела, представители заказчика возражали против доводов жалобы Общества, указав, что заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными в ходе проведения электронного аукциона и размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС):
- 29.06.2017 г. - дата размещения извещения;
- 30.06.2017 г. в ЕИС опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе NИИ1;
- 29.06.2017 г. - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе от участников закупки, на дату рассмотрения дела по жалобе, не поступало;
- на участие в электронном аукционе подана 1 (одна) заявка от Общества с ограниченной ответственностью "Рыльское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ООО "Рыльское ДРСУ"). По итогам рассмотрения поступившей заявки единая комиссия Администрации города Рыльска признала ее соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной системе..." и документации об электронном аукционе, в связи с чем, на основании ч.16 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." электронный аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения настоящего дела контракт не заключен.
1. Довод жалобы ООО "Профит-плюс" N1 Комиссия признает необоснованным, ввиду того, что в п.1 позиции "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона, сформированного с использованием интерфейса электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", установлено: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Требуется наличие у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, попадающим под требования приказа N624 Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. по следующим видам работ: 25.1. "Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек"; 25.2. "Устройство оснований автомобильных дорог"; 25.4. "Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами"; 25.7. "Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог". 25.6. "Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств.", вместе с тем, требования к участникам, предусмотренные ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", а также исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить участникам закупки в подтверждение своего соответствия установленным требованиям, указаны заказчиком в ч.18 раздела II "Информационная карта" аукционной документации.
2. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, согласно которых описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом в силу ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе_" не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Материалами дела установлено, что перечень требуемых материалов (товаров) при выполнении работ установлен разделом IV "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" аукционной документации заказчика.
Комиссией установлено, что перечень требуемых для выполнения работ товаров (материалов), например, по позициям:
"2. Щебень из природного камня для строительных работ",
"4. Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка III, тип В",
"7. Битумная эмульсия"
содержит показатели в отношении химического состава, компонентов веществ и материалов, применяемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Так, требования заказчика по вышепоименованным позициям в части характеристик и их показателей:
"Щебень не должен содержать зерен пластичной и игловой формы более 35% по массе. _",
"Остаточная пористость % - от 2,5 до 5,0 (включительно) _",
"_ Остаток на сите с сеткой N 0,14 мм не более 0,25% по массе
_
Условная вязкость при 20°C от 10 до 65с"
установлены с нарушением требований ч.ч.1, 2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно Письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Инструкция по заполнению первой части заявки входит в содержание аукционной документации, но не указывает на ситуации заполнения заявки в зависимости от наличия или отсутствия необходимого материала (товара) у участников закупки.
В то же время за разъяснениями положений документации, в этой части в том числе, к заказчику участники закупки не обращались. Отказа в допуске к участию в закупке за представление неконкретных показателей в первой части заявки на участие в электронном аукционе не было. Таким образом, ошибки заказчика не повлияли на порядок отбора участников закупки N0144300024317000012.
3. Согласно ч.13 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком в аукционной документации предусмотрены порядок и сроки оплаты товара, работы, в том числе, в п.5.1 раздела 5 "Порядок расчетов и платежей" проекта муниципального контракта указано: "Заказчик производит оплату за фактически выполненный объем работ на основании подписанных Сторонами Акта сдачи-приемки работ (КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счета-фактуры и других предусмотренных законодательством документов в срок до 31.08.2017 г. Срок исполнения финансовых обязательств зависит от сроков поступления средств в бюджет муниципального образования "Город Рыльск" Рыльского района Курской области."
Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель заказчика и установлено Комиссией, действующее законодательство РФ не содержит запретов на оформление счетов-фактур организациями, применяющими УСНО, однако, и не обязывают указанные организации выставлять счета-фактуры.
При таких обстоятельствах, требования п.5.1 проекта муниципального контракта заказчика не противоречат положениям ФЗ "О контрактной системе...", не ограничивают права и законные интересы участников закупки, осуществляющих предпринимательскую деятельность с применением УСНО, однако формулировка указанного пункта является некорректной, ограничивающей возможность выбора организацией, применяющей УСНО, способа организации порядка экономической деятельности и порядка расчетов с контрагентами.
Таким образом, третий довод жалобы не нашел своего подтверждения материалами дела.
4. В силу ч.13.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 ФЗ "О контрактной системе...", за исключением случая, указанного в ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно ч.7 ст.94 ФЗ "О контрактной системе..." приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Как установлено материалами настоящего дела, в извещении об осуществлении закупки ограничение в соответствии с ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации заказчиком не установлено.
Заказчик в п.5.1 и п.5.5 раздела 5 "Порядок расчетов и платежей" проекта муниципального контракта указал:
- "5.1. Заказчик производит оплату за фактически выполненный объем работ на основании подписанных Сторонами Акта сдачи-приемки работ (КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счета-фактуры и других предусмотренных законодательством документов в срок до 31.08.2017 г. Срок исполнения финансовых обязательств зависит от сроков поступления средств в бюджет муниципального образования "Город Рыльск" Рыльского района Курской области.";
- "5.5. Если Подрядчик после завершения работ по Контракту оставит на месте выполнения работ принадлежащие ему материалы, оборудование и технику, то Заказчик вправе задержать оплату выполненных работ Подрядчику до даты освобождения им места выполнения работ."
При таких обстоятельствах, в проекте муниципального контракта заказчик установил срок оплаты выполненной работы (ее результатов) в зависимости от наступления событий, зависящих от действий третьих лиц с нарушением требований ч.13.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено следующее:
Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией).
Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства саморегулируемой организации, закреплены в ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 18.06.2017 г.).
Перечень таких работ определен Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Ч.3 ст.52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч.2 ст.52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.
Из аукционной документации следует, что объектом закупки N0144300024317000012 является "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов г. Рыльска Курской области", а не работы по организации строительства или строительство.
В п.1 ч.18 информационной карты аукционной документации заказчиком установлено: "Требования к участникам аукциона:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
-Требуется наличие у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, попадающим под требования приказа N624 Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. по следующим видам работ:
25.1. "Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек";
25.2. "Устройство оснований автомобильных дорог";
25.4. "Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами";
25.7. "Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог".
25.6. "Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств."
В то же время, в п.1.1 раздела 1 "Предмет Контракта" проекта муниципального контракта аукционной документации заказчиком установлено: "По настоящему Контракту Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный Контрактом срок своими или привлеченными силами выполнить работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Рыльска Курской области в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды в муниципальном образовании "город Рыльск" Рыльского района Курской области на 2017 год"."
Следовательно, заказчик не ограничил возможность привлечения к исполнению контракта субподрядных организаций, для чего подрядчик, выступающий генеральным подрядчиком, обязан иметь допуск к работам по организации строительства. Однако, такое требование к участникам закупки в аукционной документации заказчиком не установлено.
При таких обстоятельствах, действия заказчика, не установившего в аукционной документации, в том числе, требования о наличии у участника закупки допуска на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N624, нарушают п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В то же время, нарушение заказчиком требований п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как в составе аукционной заявки единственного участника закупки - ООО "Рыльское ДРСУ" было представлено свидетельство саморегулируемой организации с допуском к работам по организации строительства (генподряд) и ко всем необходимым конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, что подтверждается материалами настоящего дела.
Также следует отметить, что с 01.07.2017 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральными законами от 03.07.2016 г. N372-ФЗ, N373-ФЗ, согласно которым, участники закупок в подтверждение требования п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" представляют в составе вторых частей аукционных заявок действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации, при начальной (максимальной) цене контракта свыше трех миллионов рублей.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.ст.99, 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" на действия заказчика - Администрации города Рыльска обоснованной в части нарушения требований ст.ст.33, 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Администрацию города Рыльска нарушившим требования п.1 ч.1 ст.31, ч.ч.1, 2 ст.33, ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Администрации города Рыльска предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела N172/2017 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 21 июля 2017 г. N 172/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017