Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 июля 2017 г. N 04-02/7250
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__________..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу <__________..>исх. от 17.07.2017 (вх. от 18.07.2017 N М-115) на действия заказчика администрации муниципального района "Княжпогостский" (далее - администрация МР "Княжпогостский") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Приобретение благоустроенной квартиры (012)", извещение N 0107300005517000025 (далее - электронный аукцион) в части обжалования положений документации,
при участии:
- <__________..>
УСТАНОВИЛА:
<__________..>, администрация МР "Княжпогостский", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
<__________..> было заявлено ходатайство вх. от 21.07.2017 N2628э о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие <__________..> (представителя <__________..>), ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
1. Заявителем обжалованы действия заказчика - администрации МР "Княжпогостский" при проведении электронного аукциона в части:
- установления заказчиком необоснованного ограничения в электронном аукционе о возможности участия в такой закупке только субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, что, по мнению заявителя, не позволяет участвовать в аукционе потенциальным поставщикам - физическим лицам, тем самым ограничивая конкуренцию;
- признания аукционной комиссией заказчика заявки общества с ограниченной ответственностью "Юридический Информационный Сервис" (далее - ООО "ЮрИнформСеврис") соответствующей требованиям документации об электронном аукционе на приобретение благоустроенной квартиры (012), в случае, когда такому участнику должно было быть отказано на участие в аукционе в связи с отсутствием у такого общества права собственности на предлагаемое недвижимое имущество.
Также в своей жалобе заявитель просит провести внеплановую проверку следующих закупок на приобретение недвижимого имущества NN 0107300019617000010, 0107300019617000008, 0107300019617000007, 0107300019617000005, 0107300019617000003, 010730001961700001 по аналогичным нарушениям, зафиксированным заявителем в жалобе и привлечь виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Администрацией МР "Княжпогостский" представлены письменные возражения на жалобу <__________..> исх. от 24.07.2017 N02-24/43557 (вх. N2659э от 24.07.2017) согласно которым заказчик просит признать рассматриваемую жалобу необоснованной.
Аналогичные возражения были озвучены представителем заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России.
1.1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация МР "Княжпогостский".
Объект закупки - "Приобретение благоустроенной квартиры (012)".
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 462 035.42 рублей.
Источником финансирования закупки явился местный бюджет муниципального района "Княжпогостский".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107300005517000025, документация о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 10.07.2017.
1.2. Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с письменными пояснениями заказчика проведение спорной закупки было осуществлено заказчиком, в том числе для реализации целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Законодательство о контрактной системе не ограничивает предметы закупок, которые заказчик должен осуществить только среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организациях в размере, предусмотренном частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России не усматривает в действиях заказчика по проведению закупки среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организациях нарушений ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
1.3. Довод заявителя в части признания аукционной комиссией заказчика заявки ООО "ЮрИнформСервис" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, в случае, когда такому участнику должно было быть отказано на участие в аукционе в связи с отсутствием у такого общества права собственности на предлагаемое недвижимое имущество несостоятелен в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о необходимости соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.
В соответствии с частью 13 пункта 12 раздела 1 документации об электронном аукционе в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должны содержаться следующие документы и информация, в том числе:
копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации на электронной площадке от имени участника такого аукциона - юридического лица в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ;
копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона - юридического лица действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах) в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ;
решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени участника такого аукциона - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ;
В силу положений части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Нормы об аккредитации участников электронного аукциона и участии в закупке на электронной площадке, установленные статьей 61 Закона о контрактной системе, позволяют физическому или юридическому лицу подать заявление на получение аккредитации на электронной площадке как непосредственно, так и через своего представителя при наличии надлежащим образом оформленной доверенности, а в дальнейшем участвовать в закупке с использованием доверенности.
Пунктом 1 раздела 1 документации об электронном аукционе установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 21 информационно карты документации об электронном аукционе установлены требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: "На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 N44-ФЗ от 05.04.2013 и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено требование о наличии:
- надлежаще оформленного права собственности на предлагаемое недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Согласно пункту 30 информационной карты документации об электронном аукционе: "В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные ч. 5 п. 12 раздела I настоящей документации об электронном аукционе, в том числе: копию актуальной выписки из Единого государственного реестра прав, либо другого надлежаще оформленного правоустанавливающего документа в соответствии с законодательством Российской Федерации на предлагаемое недвижимое имущество".
Из указанных требований документации об электронном аукционе не следует, что участником закупки может быть только собственник недвижимого имущества.
Согласно статье 182 Гражданского кодекса Российской Федерации представитель по доверенности имеет право осуществлять сделки от имени представляемого, а не от своего имени.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжением своим имуществом принадлежит собственнику имущества.
При проведении электронного аукциона по приобретению квартиры (или жилого помещения), в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, законодательством предусмотрено наличие права собственности, которое для участия в электронном аукционе должно подтверждаться соответствующими документами.
Вопросы представительства регулируются главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие положения о доверенности закреплены в статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, представитель собственника объекта недвижимого имущества по доверенности, получивший аккредитацию на электронной площадке, имеет право участвовать от имени собственника в электронном аукционе и использовать свою электронную цифровую подпись при подписании контракта.
1.3.1. На участие в электронном аукционе было подана единственная заявка (ООО "ЮрИнформСеврис").
Комиссионный анализ такой заявки показал, что в составе второй части такой заявки имеется доверенность от 17.07.2017 N 59АА 2478853 в соответствии, с которой физическое лицо уполномочивает ООО "ЮрИнформСервис" совершать от своего имени и по его требованию действия связанные, в том числе с продажей недвижимого имущества, находящегося в собственности такого лица.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действие аукционной комиссии в части принятия решения о соответствии заявки ООО "ЮрИнформСервис" требованиям документации об электронном аукционе основаны на требованиях Закона о контрактной системе.
2. При проведении Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки закупок на приобретение недвижимого имущества NN 0107300019617000010, 0107300019617000008, 0107300019617000007, 0107300019617000005, 0107300019617000003, 010730001961700001 было установлено следующее.
Заказчиком по вышеуказанным закупкам являлось управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами Администрации муниципального района "Княжпогостский", тогда как жалоба подана заявителем на действия администрации муниципального района "Княжпогостский".
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <__________..> необоснованной.
2. Передать уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России копию настоящей жалобы для проведения внеплановой проверки в части доводов изложенных в такой жалобе, касающихся закупок NN 0107300019617000010, 0107300019617000008, 0107300019617000007, 0107300019617000005, 0107300019617000003, 010730001961700001.
<__________..>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 июля 2017 г. N 04-02/7250
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017